Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках английского языка
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализации обучения иностранному языку 6
1.1. Сущность понятия «индивидуализация обучения» 6
1.2. Технологии, индивидуализирующие обучение иностранным языкам 14
Глава 2. Практические аспекты применения мультимедиа технологий для индивидуализации обучения школьников английскому языку 22
2.1. Сущность и обучающие возможности мультимедиа технологий 22
2.2. Индивидуализация обучения английскому языку с помощью мультимедиа 30
Заключение 42
Список использованной литературы 44
В настоящее время активно изменяется отношение к образованию как наиболее важной составляющей в комплексе мер, способствующих развитию человека, общества, государства, повышению качества жизни.
Успешное обучение возможно в случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически его поддерживать. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой извне информации. Такая организация образовательного процесса искусственно задерживает развитие познавательной активности. Одним из путей обучения, ориентированного на личность ребенка, является применение индивидуального подхода.
Индивидуальный подход – это система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает в себя индивидуализацию обучения. Индивидуализация обучения – это дидактический принцип такого подхода к организации учебного процесса, при котором принимаются во внимание личностная характеристика учащегося, интеллектуальное развитие, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. Именно эти факторы оказывают влияние на успешность обучения.
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества. Одной из технологий, которая способна помочь в решении данной задачи стала мультимедиа.
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются различные мультимедиа технологии, они обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции: служить опорой для понимания речевой структуры; быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание; проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению; реализовывать обратную связь; позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что мультимедиа технологии обладают универсальными дидактическими возможностями, которые позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности индивидуализации обучения школьников английскому языку средствами мультимедиа технологий.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «индивидуализация обучения»;
2. Исследовать технологии, индивидуализирующие обучение иностранным языкам;
3. Выявить сущность и обучающие возможности мультимедиа технологий;
4. Проанализировать мультимедийные программы, подходящие для индивидуализации обучения школьников английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения школьников английскому языку.
Предмет исследования – индивидуализация обучения школьников английскому языку средствами мультимедиа технологий.
В процессе написания работы применялись следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; сравнение, синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Концепция модернизации Российского образования содержит в себе акцент на использование принципов индивидуализации и дифференциации обучения в школе для повышения успешности освоения учебных программ. Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребенка на уроках иностранного языка заключается в индивидуальных различиях тех качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, навыков, учебных умений и способностей, а также свойства и состояния, которые влияют именно на этого ученика и учитываются в индивидуальных случаях.
В результате проделанной работы мы выявили, что индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей.
Индивидуализация позволяет обучить и развить действительно каждого школьника. Благодаря посильности приемов индивидуализации, ребенок без дополнительных, часто отрицательных эмоциональных и волевых усилий уверенно и с желанием усваивает новые знания, являющиеся средством развития потенциальных возможностей и способностей. Принцип индивидуализации помогает поэтапно формировать умения и навыки детей, что позволяет контролировать, а значит, вовремя корректировать процесс развития ребенка.
Индивидуализация обучения носит эпизодический и системный характер. Эпизодическая индивидуальная работа проводится, когда дети не ориентированы на данный вид деятельности. Она может возникнуть стихийно в ответ на удачный методический прием, проблему, поднятую учителем или кем-то из учащихся. А в свою очередь системная индивидуальная работа заранее планируется с учетом интеллектуальных особенностей учащихся, их отношения к учебе. Учитель готовит дидактические материалы, определяет формы и методы работы с классом в целом и с конкретными учениками в отдельности на уроках ИЯ.
Принцип индивидуализации будет реализовываться успешнее, если использовать в обучении английскому языку мультимедиа технологии.
С помощью мультимедиа технологий возможна реализация основных дидактических принципов и особенно принципа индивидуализации за счет:
● индивидуального способа управления учебной деятельностью;
● возможности выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером);
● возможности иметь доступ к учебной среде со своего рабочего места в любое удобное для себя время;
● предоставления индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);
● адаптации формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем;
● возможности ученика тренироваться до получения результата, что достигается за счет наличия большого числа упражнений и передачи средств контроля ученику.
Подводя итог, отметим, что мультимедиа технологии позволяют не только индивидуализировать обучения английскому языку, но и обеспечивают приобретение школьниками реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, в том числе в виртуальном пространстве; формируют социокультурную компетенцию; совершенствуют умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
1. Александрова Е.А. Элементы индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2013. №2. С. 54-66.
2. Алексеева М.Б. Технология использования систем мультимедиа: учеб. пособие. СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. 176 с.
3. Алиева Г.Н. Возможности использования технологии индивидуализиро-ванного обучения в образовательном процессе // Инновационный подход к обучению и воспитанию: II Междунар. фестиваля метод. идей, 12 нояб. 2014 г. – Чебоксары, 2014. С. 11-13.
4. Асадуллин Р.М. Принципы построения индивидуальных образовательных траекторий на основе самоорганизации обучающихся // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 5 (42). С. 58-66.
5. Байтуганова А. О., Аймбетова М. Т. Мультимедиа технологии в образовании // Молодой ученый. 2016. №19. С. 9-11.
6. Бордовский Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. Москва: РГПУ, 2012. 484 с.
7. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
8. Границкая А.С. Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. 213 с.
9. Дмитриев Д.В. Формирование иноязычной профессиональной компетентности будущих учителей английского языка средствами мультимедиа // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации. Научная конференция, посвященная 75-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. 2015. № 1. С. 294-296.
10. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. Спб.: Издательство «Союз», 2012. 192 с.
11. Ковалева Т.М. О тьюторстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube. com/watch?v=WIBVmORtu7Y
12. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 519 с.
13. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2008. 176 с.
14. Кругликова М.Ю. Обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/595946
15. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. 2010. № 1. С. 2-10. ...35