ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Основные направления работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Приемы развития речи детей среднего дошкольного возраста 17
ГЛАВА ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровней речевого развития детей среднего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования 35
2.3. Определение эффективности проведенной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольника подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии с ФГОС ДО, речевое развитие детей дошкольного возраста включает: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [15].
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способности на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное и отмечают необходимость целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения новых подходов к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием наиболее эффективных технологий, методов, приемов и средств.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объектом нашего исследования является развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы – изучение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в работе по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста;
3) выделить основные направления и приемы работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
4) охарактеризовать современные нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста, основанные на использовании нетрадиционных техник рисования;...
Речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, творческого воображения и речи. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. При составлении рассказов по рисункам детей, выполненным в нетрадиционной технике, происходит активное развитие умений связно излагать свои мысли, т. е. навыков связной речи.
НОД по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования – это импровизация, игра, мистификация. Работа на них интересная и многообразная, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах
В соответствии с целью исследования нами была разработана и экспериментально проверена серия НОД по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, основанная на использовании нетрадиционных техник рисования.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания в работе по рисункам, выполненным в нетрадиционной технике, дети учились планировать свою речь, сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что способствовало развитию и совершенствованию их связной речи.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе у всех детей высокий уровень сформированности связной речи. Тогда, как в контрольной, половина детей продемонстрировали средний уровень и половина – высокий.
Таким образом, можно сделать вывод, что связная речь детей экспериментальной группы после проведения серии занятий с применением нетрадиционных техник рисования значительно улучшилась. Это свидетельствует об эффективности предложенной работы.
Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением нетрадиционных техник рисования, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Альбьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 5-10.
4. Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2000. – 8 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М.: Просвещение, 1991. – 255 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Издательство Смысл, 2004. – 512с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 426 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 210 с.
9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 520 с.
10. Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет. / Составитель Р.А. Жукова – Волгоград: 2006. – 112 с.
11. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 1(22). – С. 27-30.
12. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 4-5. Методические указания и картинный материал. – М.: издательство «ГНОМ и Д», 2014. – 48 с.
13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 129 с.
14. Новоторцева Н.В. Энциклопедия речевого развития. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008. – 340 с.
15. Программы ДОУ http://imo.oblcit.ru...31