Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц»

Работа №14806

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
699
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 9
1.1. Понятие социально значимых ценностей в психолого¬педагогической литературе 9
1.2. Особенности формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 15
1.3. Методы и приемы формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 23
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 47
2.1. Выявление уровня сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 48
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 54
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» 64
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список использованной литературы 80
Приложение


Проблема, связанная с формированием социально значимых ценностей,относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.
Основная роль в формировании социально значимых ценностей принадлежит семье, нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания [21, с. 7].
Подростки категории «дети улиц» зачастую имеют дефицит семейного внимания, и это отрицательно сказывается на формировании социально значимых ценностей у данной категории детей. Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Наиболее важной потребностью переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, а также от установленных ими правил и порядков. С увеличением срока пребывания на улице без попечения взрослых, подростки вовлекаются в сообщество беспризорных, усваивают его нормы, ценности, привыкают к подобному образу жизни. Состояние физического и психического здоровья «детей улиц», масштабы распространения этого явления, причины утраты семейных и социальных связей, адаптация и реадаптация детей к жизни в обществе - все это является темой для общественных и научных дискуссий [42].
Проблема формирования социально значимых ценностей имеет богатую историю развития. Она изучалась такими учеными как Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.И. Божович, М. Вебер, М. Каган и многими другими.
Психолого-педагогический аспект работы с подростками категории «дети улиц», имеющими внутреннюю готовность к уходу из дома и учреждений, рассматривали М.А. Алемаскин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.М. Зюбин, В.П. Кащенко, И.С. Кон, А.С. Макаренко, В.Ф. Пирожков, К.Д. Радина и С.Т. Шацкий. В работах отечественных исследователей представлены взгляды на причины беспризорности, характеристики личности детей, особенности их воспитания в коллективе.
Изучением особенностей подросткового возраста, психофизиологических особенностей подростков, совершающих побеги из дома, занимались исследователи, работающие в рамках социально-психологического и психофизиологического подходов: Е.В. Болдырев, Г.Г. Бочкарева, А.Е. Личко и Е.Н. Сухарева. Исследователями раскрыты важные стороны управления процессом перевоспитания подростков: анализ факторов и причин, порождающих явление девиаций в поведении учащихся; типология и методики диагностики отклонений в социальном развитии детей; стратегии и тактики коррекционной работы с подростками.
Вопросы социальной реабилитации подростков категории «дети улиц» отражены в научных публикациях Л.С. Алексеевой, В.Н. Архангельского, С.А. Беличевой, К.Ю. Добрина. В работах данных авторов предлагаются различные способы, идеи восстановления социального статуса и ценностей несовершеннолетних.
По мнению многих авторов, причиной беспризорности несовершеннолетних является ослабление института семьи в современной России, ограниченность её экономических, образовательных и культурных возможностей, а также педагогическая несостоятельность и некомпетентность родителей в воспитании детей.
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики формирования социальных ценностей у подростков категории «дети улиц».
Набор ценностей, которые усваивает подросток в процессе социализации ему передает семья и общество, в связи с чем исследование процесса формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают традиционные нормы, в идеалах и ценностях общества появляются противоречия. Особенно опасной данная ситуация представляется для современных подростков, социальные ценности которых находятся на стадии формирования [39, с. 105].
Проблема формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» является крайне актуальной для изучения, так как в нашей стране количество детей категории «дети улиц» приобрело катастрофические размеры.
Таким образом, тема исследования определилась как «Формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц»».
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий, направленного на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
Объект исследования: социально значимые ценности у подростков категории «дети улиц».
Предмет исследования: процесс формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» посредством использования комплекса занятий.
Гипотеза исследования: разработанный комплекс занятий будет способствовать формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц», если:
- подросткам будет представлена объективная информация о важности формирования социально значимых ценностей;
- источники информации и методы работы будут подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков категории «дети улиц»;
- подростки будут поставлены в позицию активного участника разработанного комплекса занятий.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
2. Выявить уровень сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
3. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
4. Выявить эффективность комплекса занятий, направленного на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость: полученные в исследовании теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы психологами и социальными педагогами в просветительской и консультативной работе с подростками категории «дети улиц» и их родителями для формирования у них социально значимых ценностей; результаты исследования, несомненно, могут принести пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов и воспитателей.
Апробация: результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в городе Бийске. Имеется публикация по проблеме исследования.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Бийска.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность и проблема исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, практическая значимость, указаны апробация и база проведения исследования.
Первая глава освещает теоретические основы формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
Вторая глава описывает опытно-экспериментальную работу по формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц». По каждой главе подводятся выводы.
В заключении выпускной квалификационной работы выдвигаются основные теоретические выводы и подводятся итоги по проведенной работе по формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».
Список использованной литературы состоит из пятидесяти пяти источников.
В приложении к выпускной квалификационной работе представлены: список детей, принявших участие в эксперименте; методика определения социально значимых ценностей Ш. Шварца; комплекс занятий, направленный на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению возможности внедрения комплекса занятий направленного на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц». Была предпринята попытка выявить взаимосвязь между проведением занятий и изменением уровня сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» и их личностных характеристик.
Проведенный теоритический анализ проблем формирования социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» показал, что неправильное формирование ценностей подростков обосновывается факторами психофизиологического созревания, неблагоприятным семейным воспитанием. В целом можно говорить о том, что формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» складывается из широкого круга его взаимоотношений. Формирование социально значимых ценностей имеет собственные механизмы.
В результате теоретического анализа по теме формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» можно сделать следующие выводы:
Ценность - представление о том, что важно для человека, коллектива, общества в целом, его убеждения и представления, выраженные в поведении; это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для человека с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Так же ценность можно понимать как объект потребностей, желаний и стремлений, положительных оценок и взглядов личности; это специфические характеристики объектов окружающей нас среды, которые определяют их положительное и отрицательное значение для каждого человека и общества в целом. Изучением ценностей занимается наука аксиология.
Социально-значимые ценности - сложный феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Подростковый период - это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для детей, на ценности мира взрослых. Система социально значимых ценностей составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.
«Дети улиц» относятся к категории лиц, которые под воздействием неблагоприятных для развития социальных, психолого-педагогических и медико-биологических условий проявляют отрицательное отношение к учебе, нормам поведения, происходит снижение или потеря чувства ответственности за свои поступки.
Эффективность формирования социально значимых ценностей подростков категории «дети улиц» определяется следующими критериями:
• знание ценностей - подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач;
• дифференциация ценностей - умение подростков производить ценностный выбор.
К наиболее распространенным методам и приемам формирования ценностей являются: беседа, дискуссия, а также «Ценностный перехват», «Приобщение», «Взрыв».
Изученная литература показывает, что изучением данной проблемы занимаются многие ученые и эта тема достаточно актуальна в настоящее время.
Опытно - экспериментальная работа по формированию социально значимых ценностей реализовывалась с экспериментальной группой подростков в МБОУ «СОШ №1» города Бийска. На констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» экспериментальной и контрольной группы использовалась методика «Ценностный опросник Ш. Шварца». В результате проведения исследования по методике оказалось, что для подростков экспериментальной группе наиболее значимыми являются ценности гедонизм (получение удовольствий), безопасность, самостоятельность, власть и стимуляция (потребность к изменениям).
Наименьшей значимостью обладают ценности, относящиеся к типам ценностей достижения, конформности (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим), универсализма (понимание, терпимость), традиций и доброты. Эти социально значимые ценности являются важными в системе ценностей.
В контрольной группе у респондентов оказались те же результаты, что и в экспериментальной группе.
Комплекс занятий по формированию социально значимых ценностей реализовывался с экспериментальной группой подростков в МБОУ «СОШ №1» города Бийска. Комплекс занятий представлен тремя этапами (ориентировочный, основной и закрепляющий). Всего комплекс занятий включал в себя 10 занятий, продолжительностью 1 час 30 минут каждое. В ходе работы после 2-3 занятий наметилась положительная динамика в отношении друг к другу и сфере восприятия социально значимых ценностей, которая начала закрепляться после 6-8 занятий.
Ведущий занятия, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы.
Нацеленность занятий на развитие ценностей каждого человека, обеспечивает как контакт с другими людьми, так и контакт с самим собой. Упражнения игры и многие другие методы оказываются способом
По результатам проведенного комплекса занятий, направленного на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» была отслежена динамика изменения уровня сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» экспериментальной и контрольной групп.
Для определения уровня сформированности социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц», после реализации комплекса занятий была повторно проведена методика «Ценностный опросник Ш. Шварца», что и на первом этапе эксперимента.
По итогам диагностики выяснилось, что для подростков категории «дети улиц» экспериментальной группы на контрольном этапе наиболее значимыми являются ценности достижения, безопасности, самостоятельности, традиций и конформности.
Наименьшей значимостью обладают ценности, относящиеся к типам ценностей власти, стимуляции и гедонизма, которые на констатирующем этапе занимали главенствующие позиции.
В экспериментальной группе произошли значительные положительные изменения:
а. Для подростков наиболее значимыми стали такие социально значимые ценности, как конформность, традиции, универсализм (защита всех людей и природы) и достижения, которые на констатирующем этапе эксперимента находились на более низких рангах;
б. Такие социально значимые ценности как доброта, самостоятельность и безопасность можно охарактеризовать как стабильные для данной категории детей, так как уровень их сформированности остался прежним;
г. Подростки переменили свое отношение к ценностям стимуляции (волнение и новизна), гедонизма (стремление к удовольствиям) и власти. Данные ценности стали занимать более низкие ранговые позиции.
Сравнительный анализ данных показывает, что у подростков экспериментальной группы после проведенного комплекса занятий, направленного на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» произошло заметное изменение сформированности уровня социально значимых ценностей по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Разработанный и реализованный комплекс занятий, направленный на формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц» является эффективным.
Таким образом, следует вывод, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась - разработанный комплекс занятий будет способствовать формированию социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц», если:
- подросткам будет представлена объективная информация о важности формирования социально значимых ценностей;
- источники информации и методы работы будут подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков категории «дети улиц»;
- подростки будут поставлены в позицию активного участника разработанного комплекса занятий.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова; М. Академия, Раритет, 1997. - 316 с.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст]: психол. журн./ В.Г. Алексеева;- 2014. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.
3. Арефьев, А. Л. [Текст]: Беспризорные дети России/А.Л. Арефьев// Социс. - 2003. - №9. - С. 12 - 18.
4. Битуева, А.В. [Текст]: Особенности структурного строения ценностных ориентаций / А.В. Битуев; Теоретический журнал. - 2018. - №21. - С.40-51
5. Боголюбова, О.Н. [Текст]: Руководство по оказанию комплексной помощи безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним [текст] / Под ред. Йорика Р. В. - СПб: «Врачи детям», 2008. - 361 с.
6. Борисова И. В. [Текст] Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60-90-ые годы ХХ века) -2002, Спб- 33 3.
7. Бубнова, С. С. [Текст]: Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций // Методы психологической диагностики выпуск 2 / под ред. Воронина А. Н. - М.: Институт психологии РАН, 2014. С.144 - 157.
8. Бубнова, С.С. [Текст]: Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 2008. - т. 20. - № 5. - С. 38-44.
9. Будинайте, Г.Л. [Текст]: Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. - № 5. - С. 99-105.
10. Верцинская, Н. Н. [Текст]: Трудный ребенок [Текст] / Н. Н. Вертинская. - Минск: Народная Асвета, 1989. - 421 с.
11. Волков Б.С. [Текст] Возрастная психология/ Б.С. Волков, М.: Владос - 2005 с. 56.
12. Выготский, Л. С [Текст]: Педология подростка. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 4. С. 6 - 242.
13. Головаха, Е.И. [Текст]: Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб: Питер, 2011. С. 256-269.
14. Головин, С.Ю. [Текст]: Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин,1998.-2000 терминов.
15. Голуб, А.М. [Текст]: Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности - 2009. - № 4. - С. 53-57
16. Гуркина,, А. Л. [Текст]: Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 648-651.
17. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей [Текст] - Интеллект-Центр, 2001. - 230 с.
18. Джексон, С. [Текст]: Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы. Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 2016.
19. Дивисенко, К.С. [Текст]: Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 118-122.
20. Ермолич, С.Я. [Текст]: Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков/ С.Я. Ермолич- 2008. - № 9. - С. 23-27.
21. Жиров, Ю.С. [Текст]: Семья в системе ценностей учащейся молодежи // Сацыяльна-педагаычная работа. - 2014. - № 6. - С. 3-12.
22. Жуков, Ю. М. [Текст]: Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме //Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. - М.: Наука, 2016, с. 254-277.
23. Зауторова, Э.В. [Текст]: Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. - 2008. - № 2. - С. 68-73.
24. Зинченко, В.П. [Текст]: Психологический словарь.М.: ООО «Издательство Астрель»,2014. - 479с.
25. Иванова, Г. П. [Текст] Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодежи, Акмеология № 1-2 (специальный выпуск) -М. 2014
26. Карандашев, В. Н. [Текст]: Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. С-Пб: ООО Издательство «Речь», 2014.
27. Кирилова, Н.А. [Текст]: Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. -2000. -№ 4. -с. 28 -33.
28. Коджаспиров, Г. М. [Текст] Педагогический словарь.- М.: Академия, 2005.
29. Конвенция о правах ребенка [Текст]: // Справочник НИИ семьи и воспитания. И.ад. 2-е. М, 2001.
30. Конюх-Синицина, С.А. [Текст]: О ценностях и социальных ориентациях учащихся / С.А. Конюх-Синицина // Сацыяльна-педагагичная работа. - 2000. - №3. - с.6-10
31. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи /С.А. Корявая; - 2016. - № 10. - С. 49-54.
32. Кравченко, А.И. [Текст]: Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 384с.
33. Крылова А.А. [Текст] Психология /А.А. Крылова. М., 2008. - с.87
34. Кулик, Л.А. [Текст]: Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. - М.: 1990. - 212 с.
35. Леонтьев, Д.А, [Текст]: От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции поведения/ Д.А. Леонтьев; - М. 2008. - 249 с.
36. Леонтьев, Д.А. [Текст]: Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4.- с. 17-28
37. Леонтьев, Д.А. [Текст]: Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени/ А.Д. Леонтьев; М.,2013.- 452с.
38. Майер, Д. [Текст]: Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 688 с.
39. Мамедов, Ж.С. [Текст]: Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика. -2006.- №6.- С. 121 - 132
40. Обухова, Л. Ф. [Текст]: Возрастная психология: учебник для вузов./ Л.Ф. Обухов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.-460с.
41. Поливанова, К. Н. [Текст]: Психологическое содержание подросткового возраста. // К.Н. Поливанова./ Вопросы психологии, 2016 г. - №1 - С. 20 - 33.
42. Программа “Дети улицы”. Методические рекомендации по медико-психологической, социальной и педагогической реабилитации детей в приюте. - К.: Нора-принт, 2001.- 96 с.
43. Розин, Я.А. [Текст] К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. — 2008. — № 6. — С. 89-93.
44. Рубинштейн, С.Л. [Текст]: Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989.
45. Рудов, А. В. [Текст]: Беспризорная Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://index.org.ru/journal/17/rudov.html
46. Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 — 13, 18, 20, 21 .
47. Семёнов, В.Е. [Текст]: Ценностные ориентации современной молодежи // В.Е. Семенов./ Социологические исследования. - 20017.- № 4. - С. 37-43.
48. Скрипкина, Т.П. [Текст]: Психология доверия/Т.П. Скрипкина.-- М: Издательский центр «Академия», 2000. -264 с.
49. Федоришкин, А.Н. [Текст]: Самооценка жизненных ценностей человека./ А.Н. Федоришкин. - 2006. - № 6. - С. 9-11.
50. Фещенк, Е.М. [Текст]: Возможности развития духовно-нравственных ориентиров и личностных особенностей у младших школьников и подростков на базе городских учреждений дополнительного образования // Актуальные проблемы современной гуманистической науки: Материалы 3 Международной научно-практической конференции. - Брянск: РИО БГУ, 2016.- С.195-204.
51. Философский энциклопедический словарь [Текст]: / под науч.ред. Л.Ф. Ильичева- М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1750с.
52. Филькова, Т.В. [Текст]: Влияние ценностных ориентаций на представление о риске в подростковом возрасте/ дипломная работа.- Красноярск 2005.
53. Фурманов, И. А. [Текст]: Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов - М.: ВЛАДОС, 2004. - 371 с.
54. Цукерман, Н.В. [Текст] Психология саморазвития. Задачи для подростков и их педагогов./
Н.В. Цукерман - М., 2000.
55. Щедрина Е.В. [Текст] Вопросы психологи / Щедрина Е.В. - журнал Педагогика.- 2009.- с. 43-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ