Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБДОУ "Детский сад №92" (г. Миасса).
Выборка: 20 детей 5-6 летнего возраста
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста ......
1.2 Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей старшего дошкольного возраста ....
1.3 Условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр ..............
Выводы по 1 главе ...
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
2.1 Изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста ....
2.2 Реализация условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр ...
2.3 Результаты экспериментальной работы ..
Выводы по 2 главе ...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..
ПРИЛОЖЕНИЯ .........
Актуальность исследования. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте является важным аспектом всестороннего развития ребенка, который оказывает влияние на его будущее общение, обучение и социальную адаптацию.
Развитие речи является ключевым показателем психического развития. Дошкольники должны уметь четко и ясно выражать свои мысли, использовать сложные грамматические конструкции, а также обогащать свой словарный запас.
Речевое развитие важно для успешной адаптации ребенка в обществе. Хорошо развитая речь помогает детям лучше понимать окружающий мир, эффективно общаться с другими людьми, выражать свои мысли и чувства. Это способствует формированию социальных навыков и уверенности в себе.
Формирование и развитие речи является одним из основных принципов дошкольного образования, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На методическом уровне развитие речи в старшем дошкольном возрасте требует систематического подхода и использования специальных методик и техник. В связи с этим становится актуальным поиск средств, способствующих наиболее эффективному развитию речи дошкольников. Одним из таких средств в науке считают сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте становится основным видом деятельности ребенка С помощью такого вида игр дети реализуют различные стороны жизни, особенности взаимоотношений между людьми, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Значимости сюжетно-ролевых игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста посвящены многие научные труды. Однако в практике работы дошкольных организаций такая работа проводится не целенаправленно и не системно.
Данное обстоятельство определило выбор темы нашего исследования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель исследования: изучение особенностей организации и проведения сюжетно-ролевых игр с целью речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: эффективность речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр обеспечивается реализацией следующих условий:
- включение в игры ярких персонажей, стимулирующих детей к активному общению;
- включение в игры проблемных ситуаций, стимулирующих детские рассуждения;
- включение в игры элементы детского творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Методологическую основу исследования составили: исследования проблем речевого развития детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и д), а также исследования, посвященные проблеме влияния сюжетно-ролевых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Хамроева, Р.И. Жуковская и др.).
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап – изучалась, анализировалась, систематизировалась информация по исследуемой проблеме в педагогической теории и практике, определялся методологический аппарат исследования.
2 этап – осуществлялся формирующий этап эксперимента, была организована работа по реализации условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
3 этап – осуществлялся контрольный этап эксперимента, проводился анализ и обобщение результатов исследования, систематизировались полученные данные, формулировались выводы.
Методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в педагогической деятельности других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №92» г. Миасс
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте играет значимую роль в формировании коммуникативных навыков у детей. Четкая, логично выстроенная речь не только способствует лучшему пониманию окружающего мира, но и открывает новые возможности для выражения мыслей, чувств и желаний. Кроме того, развитие речи влияет на уровень самооценки и уверенности в себе, что является важным аспектом социальной адаптации.
Исследование по изучению особенностей организации и проведения сюжетно-ролевых игр с целью речевого развития детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение. Разработкой данной проблемы занимаются многие методисты, педагоги, воспитатели, ученые, что говорит об ее актуальности. Педагогические методики, направленные на стимуляцию речевого развития через сюжетно-ролевые игры, представляют собой эффективный инструмент, способствующий не только формированию лингвистических навыков, но и развитию социальной компетентности и эмоционального интеллекта у детей. Такие игры позволяют детям экспериментировать с языком, выражать свои мысли и эмоции, а также учиться взаимодействовать с другими участниками игры.
Результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии сюжетно-ролевых игр на развитие речи у детей, что подтверждает актуальность и значимость данного вида деятельности в дошкольном образовании.
Гипотеза об эффективности речевого развития через сюжетно-ролевые игры подтвердилась. Включение ярких персонажей стимулирует активное общение, проблемные ситуации способствуют развитию рассуждений, а элементы детского творчества способствуют обогащению словарного запаса.
Данное исследование выявило, что проведение сюжетно-ролевых игр способствует стимуляции речевого развития, активизации общения, развитию рассуждений и обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, методика, разработанная в ходе исследования, может быть рекомендована для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях с целью эффективного развития у детей навыков речи.
В целом, результаты исследования подтверждают важность сюжетно-ролевых игр как эффективного инструмента для развития речи у детей старшего дошкольного возраста, что открывает перспективы для дальнейших исследований в данной области и практического применения полученных результатов в образовательной работе с детьми.
1. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре : методическое пособие / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2009. – 97с.
2. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: Практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – Москва : Айрис пресс, 2008. – 118с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб: [б.и.], 1997. – 69 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология : учеб.пособие / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2011. – 305 с.
5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-синтез, 2006. – 200 с.: ил.
6. Дирксен О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников / О.В. Дирксен, Л. И. Скворцова, Р. П. Ларионова //Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-syuzhetno-rolevyh-igr-v-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 25.04.2024).
7. Дронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов/ Т. Н. Дронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. – Москва: Воспитание дошкольника, 2002. – 128 с.
8. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. – Москва: Академия педагогических наук, 1963. – 183 с.
9. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – Москва: Педагогика, 1975. – 264 с
10. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А. В. Запорожец. – Москва: [б.и.], 2012. – 200 с.
11. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника / А. В. Запорожец, А. П. Усова. – Москва: Просвещение, 1986. – 254 с.
12. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие/ Р. А. Иванкова. – Москва: [б.и.], 2012 – 311.
13. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет : методическое пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2015. – 64с.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений./ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
15. Комарова Н. Ф. Руководство игрой : методическое пособие/ Н. Ф. Комарова. – Нижний Новгород.: [б.и.], 2005 – 102 с.
16. Комарова Н. Ф. Диагностика детей : методическое пособие/ Н. Ф. Комарова. – Нижний Новгород : [б.и.], 2008 – 68 с.
17. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. – Москва : Скрипторий 2003, 2012. – 160с.
18. Кондрашина О. Е. Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста / О.Е. Кондрашина// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (17), – Тамбов, 2011. – 6с.
19. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Москва : Феникс, 2012 – 256с.
20. Кулигина Е. А. Коммуникативные способности дошкольников / Е. А. Кулигина, Е.В. Кислякова. – Москва: Сфера, 2010 – 118 с.
21. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение языкового высказывания / А. А. Леонтьев. – Москва: Наука, 1969. – 307 с.
22. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность : Издание 2-е / А.А. Леонтьев. – Москва: Провсещение, 1969. – 214с.
23. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 2009. – 76 с.
24. Мовчан Т. И. Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольной педагогике / Т. И. Мовчан // Вестник науки. 2023. №8 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-syuzhetno-rolevyh-igr-v-doshkolnoy-pedagogike (дата обращения: 15.04.2024).
25. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О. В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – № 38 (172). – С. 116-118. – URL: https://moluch.ru/archive/172/45729/ (дата обращения: 16.05.2024).
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: minobr.gov-murman.ru›files/Pr_1155.pdf
27. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. – Москва: Глобус, 2010. – 175с.
28. Растем, играя: Пособие для воспитателей и родителей: Средний и старший дошкольный возраст / В. А. Недоспасова. – Москва : Просвещение, 2002. – 183с.
29. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников : Методические рекомендации. / Л.А. Снегирёва. – Москва : 2005. – 235 с.
30. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская. – Москва: Педагогика, 2010. – 278 с.
31. Иванова Т. М. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. М. Иванова // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 1.06.2024).
32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 2014. – 216 с.
33. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В Запорожца. – Москва: Просвещение, 2006. – 196 с.
34. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – 322 с.
35. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
36. Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – Москва: Просвещение, 1996. – 192 с.: ил.
37. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. – Москва : Издво РАО, 1963. – 592с.
38. Флерина Е. А, Живое слово в дошкольном учреждении / Е. А. Флерина, Е. Ю. Шабад. – Москва: Учпедгиз, 1939. – 93 с.
39. Флерина Е. А. Ошибки в руководстве детской игрой. Не зажимать детскую инициативу/ Е. А. Флерина // Игрушка. 1937. - № 2. - С.7.
40. Флерина Е. А. Развитие речи / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика. Москва: Учпедгиз, 1946. - С. 167 - 177.
41. Флерина Е.А. Игра и игрушка : Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Д.В. Менджерицкой. Москва: Просвещение, 1973. – 111 с.
42. Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры в раннем детстве / Ф. И. Фрадкина, Р.Я. Лехтман-Абрамович. – Москва: Медгиз, 1949, С. 41 – 73.
43. Хамроева Н. А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Хамроева, Д.Ж.Назарова // Вестник магистратуры. 2020. №1-5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 2.06.2024).
44. Харитонова Е. А. Влияние игровой деятельности на развитие речи детей преддошкольного и дошкольного возраста / Е.А. Харитонова, А. Н. Лобырь // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2003. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-rechi-detey-preddoshkolnogo-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.03.2024).
45. Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников / А. Д. Чоома. // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 17.04.2024).
46. Шамес Л. Я. Игра и игрушка в жизни человека : Учебное пособие. / Л. Я. Шамес.- Иркутск: Издательство ИГУ. – 2002. – 229 с.
47. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. – 328 с.
48. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольника / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2011. – 112 с.
49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2014. – 367 с.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360с.