Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности влияния цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе

Работа №148039

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических коммуникаций и цифровых технологий 11
1.1. Подходы к истолкованию политической коммуникации и коммуникативных технологий в политических процессах 11
1.2 Цифровые коммуникации в массмедиа и политике 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе 51
2.1 Программа эмпирического исследования 51
2.2 Основные результаты анализа влияния современных цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе 55
Заключение 66
Список использованной литературы 72
Приложение А 79
Приложение В 82
Приложение С 85



Актуальность В современных политических системах на сегодняшний день важнейшее значение имеет коммуникация - проходя через весь процесс управления, она является его универсальной функцией. Развитие новых цифровых технологий и средств коммуникации не только влияют и изменяют политическое управление, но и ставят перед политическими институтами за-дачу в поиске эффективных подходов к политической коммуникации. Данные процессы демонстрируют происходящую ««информационно-коммуникационную революцию», которая представляет собой трансформацию традиционных форм коммуникации, приводящую к изменению содержания информационно-обменных процессов в обществе. Результатом информационно-коммуникационной революции, наблюдаемой в обществе, становится формирование особого коммуникативного пространства общественно-политической жизни.
Цифровые технологии задают вектор, по которому будут развиваться социально-экономические системы многих стран мира на долгосрочную перспективу, что вызывает необходимость исследования и всестороннего анализа процессов цифровой трансформации. Очевидно, что развитие современных цифровых технологий, их активное внедрение не только в повседневную жизнь граждан, но и в процессы публично-властного управления, изменяют устоявшиеся формы политической коммуникации и кардинально трансформируют политическое пространство. Реконфигурация политической коммуникации формирует новые способы взаимодействия между отдельными личностями, политическими институтами и властью.
Возникновение современных способов и средств связи, в частности, опосредовало внедрение принципиально новых форм политической коммуникации и выработки подходов к информационно–коммуникационной деятельности. Связи с общественностью улучшают механизмы артикуляции потребностей граждан, установления обратной связи, а информационно-коммуникативные технологии качественно меняют саму систему управления - политические решения принимаются более оперативно и адресно.
Основной функцией публичной политики в настоящее время является коммуникация между различными слоями населения и населения с властными структурами; обеспечение прозрачности власти в стране. Процессы цифровизации затрагивают почти все сферы общественного взаимодействия, в частности, механизмы цифровизации применяются и в политической сфере, при этом постоянно обновляясь и совершенствуясь.
Современную жизнь невозможно представить без средств связи и коммуникации между людьми. Возникновение и развитие технических средств осуществления коммуникации (радио, телевидение и, особенно, Интернет) оказало большое влияние на социальные, политические, экономические, культурно-исторические характеристики общества, на массовое сознание людей (участников коммуникации) и, в свою очередь, на дискурс.
Иными словами, развитие телекоммуникационных средств связи и ин-формационных технологий привело к появлению особого вида дискурсионного взаимодействия - медиадискурса.
Медиадискурс по своей структуре является диалогичным и публичным видом дискурса. На сегодняшний день данный вид дискурса является не только самым широко распространенным ввиду аудитории, которая вовлечена в медиадискурсивный коммуникативный процесс, но и, возможно, самым влиятельным типом дискурса, поскольку именно медиадискурс принимает непосредственное участие в формировании общественного мнения.
Поскольку медиадискурсивный контент является продуктом когнитивно-оценочной деятельности человека, реципиенту следует анализировать данный контент, используя критический дискурс - анализ, во избежание трансформации собственного мнения под влиянием средств массовой ин-формации.
Степень разработанности проблемы. Активное изучение особенностей политической коммуникации произошло в связи с развитием общества и усложнением структуры взаимоотношений в системе государственного управления. Т. Гоббс полагал, что политические коммуникации служат связующим звеном между различными институтами власти. В свою очередь, Д. Мильтон, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль рассматривали политическую коммуникацию с позиции обеспечения общественного контроля над государством. Еще в 1948 году Г. Лассуэл говорил о осуществлении пропагандистского воздействия политическими коммуникациями. Позже влияние политической коммуникации на формирование общественного сознания и мнения изучали П. Лазарсфельд и У. Липпманна. В свою очередь рассмотрением политической коммуникации как неотъемлемой части политической системы занимались Г. Алмонд и Дж. Коулман.
Исследованию коммуникационных процессов в политике посвящены труды таких классиков политической науки, как М. Вебер, Р. Даль, Р. Нойштадт. На исследования феномена политической коммуникации огромное влияние оказала теория информационной революции и информационного общества, создание которой связано с такими именами как Д. Белл, И. Масуда и др. Среди современных исследований сетевой политической коммуникации можно выделить работы Р., С. Колемана, Б. Барбера, Тапскота Д.. Исследования, которые описывают концептуальные проблемы новых информационно-коммуникационных технологий и их роли в функционировании политической сферы, можно выделить в работах М. Вершинина, М. Лукиной, М. Павлютенковой, А. Чугунова.
Изменение функционирования политического пространства в результате развития средств массовой коммуникации и информации представлены в трудах Н.В. Анохиной, Д.В. Иванова, Н. Лумана, Д.В. Чайковского и др. В этих работах исследуются новые формы политического участия, которые возникают под влиянием современных информационных технологий.
Таким образом, изучению политической коммуникации посвящено большое количество работ. Однако, следует отметить, что характеристики цифровых технологий, особенности и возможности их применения в политической коммуникации, не в полной мере стали объектом комплексного изучения. Вместе с тем актуальность темы обусловлена активным проникновением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества.
Методологической основой исследования является системный подход, а также такие гносеологические инструменты изучения предметного поля влияния цифровых технологий на политические коммуникации, как методы индукции и дедукции, социальной аналогии и сравнительный анализ.
Объектом исследования выступают цифровые технологии.
Предметом исследования является влияние современных цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе.
Цель исследования изучить и выявить особенности и основные направления воздействия цифровых технологий на политические коммуникации в современной России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотрение специфики политических коммуникаций путем сопоставления различных отечественных и зарубежных подходов;
2. обобщение основных теоретических и методологических подходов к изучению сетевой политической коммуникации;
3. выявление особенностей Интернета как среды многосторонней и многосубъектной политической коммуникации;
4. определить концепты новых форм политической коммуникации;
5. операционализировать ключевые понятия для эмпирической части исследования;
6. разработать программу эмпирического исследования влияния цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе, провести исследование и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование растущего потенциала современных цифровых технологий способствует их влиянию на политические коммуникации в российском обществе.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных учёных, посвящённые проблематике политических коммуникаций, опосредованных информационно-коммуникационными технологиями. Исходные предпосылки исследования основаны на концепции информационного общества М. Кастельса. Источниковой базой в данной работе выступили труды исследователей в области социологии коммуникаций, философии, психологии, исследователей цифрового общества, а также данные, полученные в результате собственного исследования.
При разработке программы эмпирического исследования, использована методика конструирования программы качественного исследования - полуструктурированного интервью в формате глубинного интервью.
Основные результаты, проведенного исследования, отражающие авторскую позицию, состоят в следующих положениях, выносимых на защиту:
1.Обосновано положением о том, что использование растущего потенциала современных цифровых технологий способствует их влиянию на политические коммуникации в российском обществе и видоизменяет их. А интернет-СМИ являются основным источником предоставления информации наиболее активной части современного российского общества.
2. Политическая функция интернета состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью обратной электронной связи в реальном времени между властью и гражданами.
3.Благодаря интернет -технологиям граждане могут выходить на кон-такты с представителями властей и политической элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к их деятельности, включая функционирования всей политической системы в целом.
4.Распространение интернета сделало массовую коммуникацию многонаправленной и создало предпосылки для формирования новых сообществ и социальных сетей.
5. Эволюционирующая «медиатизация» политики и использование государственной властью и СМИ технологий манипуляции, содержит в себе опасность превращения граждан из непосредственного источника власти в управляемую народную массу.
6. Основными направлениями влияния цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе являются ….?
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлено теоретическое осмысление основных подходов к изучению политической коммуникации, существующих на сегодняшний день в российской и зарубежной литературе. Раскрыта и дана общая характеристика феномена медиадискурса в условиях информационного общества, внедрение интернета в процессы политических коммуникаций посредством цифровой среды.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и результаты могут представлять интерес для ученых, преподавателей и научных работников, работающих в области социологии, политологии и массовых коммуникаций. Они могут быть использованы для создания методологии сетевого анализа структуры коммуникационного пространства в социальных сетях и внутри виртуальных сообществ.
Практические выводы и рекомендации, которые содержатся в работе, могут быть применены при разработке учебных программ, при подготовке лекционных курсов для студентов-социологов, магистрантов и аспирантов по дисциплинам социологического направления.
Результаты диссертационного исследования носят междисциплинарный характер на стыке информационных технологий и общественно-гуманитарного знания. Они могут быть использованы для полномасштабных исследований онлайн социальных сетей, а также иных комплексных сетей.
Структура диссертации: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была раскрыта тема влияния цифровых технологий на политическую коммуникацию. На основании теоретического материала можно утверждать, что в науке существует множество подходов к истолкованию политической коммуникации и коммуникативных технологий в политических процессах.
Проведенное исследование позволило установить, что преимущество цифровизации в том, что она может повысить производительность всех отраслей экономики и сфер общества, включая совершенствование политических коммуникаций. Помимо прочего, новые технологии приводят к автоматизации все более сложных видов деятельности, которые ранее осуществляли только люди. Однако, нужно понимать, что это длительный переходный процесс, который по своим масштабам некоторые эксперты предлагают сравнивать с историческими переходами от сельского хозяйства к обрабатывающей промышленности. Разумеется, это создаст новые вызовы для органов власти, поскольку эта новая волна творчески трансформирует рабочие места и производственные навыки, в результате чего прежние компании исчезают и воз-никнут новые. Кроме того, такой переходный период таит в себе такие угрозы, как неравномерное распределение выгод, рост безработицы, особенно для пожилых и неквалифицированных работников, что может привести к увеличению социально-экономического неравенства в отношении вытесняемых работников.
Хотя цифровая революция неизбежна, однако ее исход зависит от мер, принимаемых политиками. Эти меры должны обеспечивать правильный баланс между возможностями цифровых технологий и их рисками. Данная политика включает в себя такие меры как: выбор возможностей для удовлетворения спроса в свете новой системы образования, возможность обучения новым технологиям на протяжении всей жизни, новое профессиональное обучение, особенно для наиболее пострадавших работников. Также возможность уменьшить несоответствия между квалификацией работника и его должностью, инвестиционный материал, решение проблем рынка труда и социальных вопросов, включая системы перераспределения доходов и социальной защиты.
Обобщая вышесказанное можно заключить, что масштабы осуществления публичной политики в современном мире непрерывно возрастают. Это происходит по причине становления современного информационного общества. В связи с разворачивающимися в современном обществе цифровыми изменениями, можно проследить несколько таких трендов последующего развития, как цифровая дипломатия, цифровой бюрократизм и метагибридная война и др. Также выделяются некоторые другие тенденции направленности, как, например, мультиканальностъ, безопасность, развитие технологий «цифрового правительства» и «цифрового города».
Цифровизация становится новым трендом современного общества. Принято считать, что мы живем в так называемой информационной эпохе. Мультимедийные технологии становятся составной частью повседневности, затрагивая практически все сферы жизни общества, включая здравоохранение, образование, бизнес и политику, что наталкивает на вывод о происходящей тотальной цифровизации всего социума. Хотя на протяжении всех веков информация и коммуникация постоянно играли не последнюю роль в развитии общества, но в современных условиях можно говорить об их доминировании или даже - господстве. Коммуникации стали одним из главных элементов существования общества, а, в свою очередь, политические коммуникации превратились в главный модифицированный маркер.
Некоторые исследователи отмечают, что за последние десять лет ин-формационные технологии изменили общественное сознание. Ряд отечественных политологов поднимает вопрос о трансформации проблемного поля политического киберпространства. Сейчас уместно говорить о коммуникационной революции, которая предоставляет специалистам новые, альтернативные инструменты для осуществления коммуникации с целевыми аудиториями. Поэтому на сегодняшний день целесообразнее определять средства массовой коммуникации как термин, имеющий более широкую область, чем средства массовой информации. Исходя из этой трактовки, можно выделить такие современные каналы коммуникации, как: средства массовой коммуникации (СМК), организации (группы) и неформальные каналы (личные связи).
Для России характерны такие коммуникации, как преемственность в политических процессах, которая послужила основой для формирования системных или так называемых «старых» каналов коммуникации. К ним можно отнести общественные приемные политических партий и политиков, периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента РФ, телеконференции главы государства, интервью со СМИ, разнообразные круглые столы и форумы, волеизъявление избирателей на выборах. Все эти каналы имеют место и являются важными связующими звеньями между обществом и государством. Но при этом они несут информацию преимущественно в одном направлении: от политического актора к населению и, за исключением прямых линий Президента, не содержат возможности обратной рефлексии со стороны населения.
Новые технологии также формируют коммуникационную базу, однако слабо представлены в российском политическом поле. Согласно закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», у каждого органа исполнительной и законодательной власти федерального, регионального и местного уровня должны быть сайты с возможностью коммуникации [4]. Однако, в большинстве случаев такие сайты выполняют скорее информативную функцию и не позиционируются как коммуникационные площадки.
Анализируя коммуникацию общества и органов власти в нынешних реалиях, можно заметить просматривающуюся тенденцию возрастания общественного интереса к цифровым каналам коммуникации. Но этот интерес вовсе не односторонний. Государство также переходит в цифровое пространство, итогом чего является создание новых каналов, позволяющих оперативно собирать, обрабатывать и предоставлять данные о запросах, проблемах и настроениях общества. Киберкоммуникация все больше доминируют над старыми каналами. Можно даже говорить о том, что альтернативные каналы коммуникации определяют содержательную повестку сегодняшнего дня.
Стремительно развивается большое количество современных информационных систем и платформ для обмена информацией (мессенджеры, социальные сети, блоги и пр.). Размер аудитории цифровых платформ ежедневно растет в геометрической прогрессии. Особую роль играют социальные сети, являющиеся не только средством обмена мнением и получения ин-формации, но и серьезным инструментом информационного влияния. В связи с этим остро встает вопрос о правовом регулировании цифровых коммуникаций. Остается множество слабо проработанных вопросов, частичное или не-полное решение которых напрямую затрагивает эффективность правового регулирования цифровой среды.
Вопрос выбора канала политического продвижения и коммуникации на сегодняшний день особо актуален в связи с блокировкой интернет - ресурсов, социальных сетей и СМИ. В текущей ситуации имеют место несколько вари-антов действий: освоение уже существующих, но менее используемых на данный момент платформ; модификация площадок под существующие реалии или создание новых. Можно говорить о том, что все три варианта имеют место. После блокировки Instagram(запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) пользователи перешли вTelegram, Вконтакте и стали развивать свои блоги/каналы на уже существующих, но до этого момента менее используемых площадках. Произошла модификация «старых» платформ, например, Вконтакте запустили функцию «истории» и «клипы». Также производят попытки по «замене» TikTok- была запущена новая площадка «YAPPY», имеющая сходный функционал.
Трансформация каналов политической коммуникации - важное явление, требующее более детального изучения и анализа. Использование цифровых политических трибун способно дать больший охват политическим идеям и включить неограниченные массы в политический дискурс. Однако, слабое их развитие влечет к проблемам как непосредственно цифровой политической коммуникации, так и политического диалога в целом.
Воспринимая киберпространство как поле политической коммуникации, следует помнить, что некоторые правила и ограничения способствуют качественной и структурированной работе. Тем не менее, излишнее ужесточение политической коммуникации в киберпространстве создает предпосылки для стагнации коммуникативных технологий. Чрезмерное политико-правовое присутствие в киберпространстве, с одной стороны, может привести к росту недоверия ресурсам политической информации, с другой, - к формированию подчиненности государству и обнищанию политической конкуренции. Стоит также заметить, что использование киберпространства как одностороннего коммуникатора в современном мире может привести к его идеологизации и, как следствие, потере некоторого доверия такому каналу со стороны населения.
Таким образом, использование растущего потенциала современных цифровых технологий способствует их влиянию на политические коммуникации в российском обществе и видоизменяет их. А интернет - СМИ являются основным источником предоставления информации наиболее актив-ной части современного российского общества. При этом политическая функция интернета состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью обратной электронной связи в реальном времени между властью и гражданами. Благодаря интернет -технологиям граждане могут выходить на контакты с представителями властей и политической элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к их деятельности, включая функционирования всей политической системы в целом. Распространение интернета сделало массовую коммуникацию много-направленной и создало предпосылки для формирования новых сообществ и социальных сетей. При этом эволюционирующая «медиатизация» политики и использование государственной властью и СМИ технологий манипуляции, содержит в себе опасность превращения граждан из непосредственного источника власти в управляемую народную массу.
В завершении стоит сказать, что цифровые технологии действительно способствовали появлению новых форм коммуникаций в политике и видоизменили их, что подтверждает гипотезу-основания.
Гипотезы-следствия были подтверждены частично. Так, основным источником информации в политической сфере выступает интернет и социальные сети, что и делает платформы социальных сетей самыми доступными в нахождении единомышленников. Мысль о том, что СМИ несут в себе опасность манипуляции общественным мнением, превращая граждан из непосредственного источника власти в управляемую в определённом русле массу людей подтверждена частично, так как не все респонденты ощущают на себе давление СМИ и видят в них иной посыл.
Таким образом, проведенный анализ теоретического и практического материала, позволяет сделать вывод о том, что анализ полученных результатов в ходе социологического исследования был проведен и выдвинутые нами гипотезы были проверены. Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь: Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004. 620 с.
2. Акопов Г. Л. Политические интернет-коммуникации как инновационный фактор общественного развития. Автореф. дис. … док. полит. н. СПб., 2013. 53 с. 7.
3. Акопов Г. Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой политики. Ростов-на-Дону: РостИздат, 2004. 125 с.
4. Анохин М. Г., Гришин О. Е., Атаев Т. Б. Инновации в сфере политической интернеткоммуникации: опыт США // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 4. С. 85-91.
5. Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование. М.: Гардарики, 2006. 333 с
6. Ачкасова В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: роль Интер-нет в формировании просвещенного понимания // Интернет и современное общество: Тезисы докладов Всеросийской научно-методической конференции. СПб., 8-11 декабря 1998 г. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 43-46.
7. Бабаян, В. Н. Способы реализации коммуникативного воздействия в медиадискурсе / В. Н. Бабаян, К. А. Мельникова // Верхневолжский филологический вестник. – 2022. – № 2(29). – С. 126-132
8. Баданин Р., Бурибаев А. Как власти читают ваши блоги: расследование Forbes [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 16 августа 2012 г. Режим доступа: http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/92590-kak-vlasti-chitayut-vashi-blogi-rassledovanie-forbes (дата обращения: 12.10.2015)
9. Балашов А. Н. Интернет-активность российских политических пар-тий: политологический анализ // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 107-116.
10. Башкарев А. А. Роль сети Интернет в процессе политической социализации молодежи. Дис. … к. полит. н. СПб., 2009. 166 с.
11. Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. 1999. № 9. С. 21-25.
12. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 168 c.
13. Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: 273 Товарищество научных изданий КМК, 2010. 423 с.
14. Бондарев Н. С. Социальные медиа в современных политических процессах: технологии и ресурсы влияния. Дис. … к. полит. н. М., 2014. 198 с.
15. Борисов И. Б. Голосование с помощью Интернета // Журнал о вы-борах. 2006. № 3
16. Бронников И. А. Политическая коммуникация в сети Интернет и феномен Wikileaks // Управление мегаполисом. 2011. № 2. С. 124-128. 61.
17. Бронников И. А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 66-88.
18. Бурматов В. В. Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 33.
19. Быков И. А. Интернет и политические партии во время выборов в Государственную Думу 2007 г.: итоги и перспективы // Новый политический цикл: повестка дня для России. М.: РАПН, 2008. С. 40-42.
20. Быков И. А. Политическая информация и социальные медиа: проблемы политической коммуникации в студенческой среде Санкт-Петербурга // Научно-технические ведомости СанктПетербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 3. С. 28-36.
21. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб.: СПГУТД, 2013. 200 с.
22. Быков И. А., Балахонская Л. В. Права человека и язык рекламных текстов в современной России // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 42 -47.
23. Быков И. А., Кострова Е. А. Медийный имидж политического лидера и его восприятие среди молодых избирателей Санкт-Петербурга (на при-мере А. Навального и В. Милонова) // Вестник Санкт-Петербургского госу-дарственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 1. С. 78-81.
24. Василенко В. И., Василенко Л. А. Интернет в системе государственной службы. М.: РАГС, 1998. 257 c.
25. Волкова, А. А. Политическая коммуникация в современном мире / А. А. Волкова // Аналитические технологии в социальной сфере: теория и практика : Сборник статей, Москва, 19 мая 2022 года. Том Выпуск 12. – Москва: Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2022. – С. 80-86
26. Волочков, Т. Б. Влияние цифровых технологий Веб 2.0 на политический процесс / Т. Б. Волочков // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2022. – № 21-1. – С. 32-40.
27. Воронина, В. Л. Политическая коммуникация в цифровом пространстве: перспективы развития и проблемное поле / В. Л. Воронина, Е. В. Бучнев // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. В 2-х частях, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 21–23 ноября 2022 года / Редколлегия: И.В. Цевелева (отв. ред.), Н.Э. Ракитина, Н.В. Малышева. Том Часть 2 . – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2022. – С. 31-33.
28. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. М.: Издательство Михайлова, 2001. 252 с.
29. Волкова А. В. Сети в публичной политике: формирование сетевой культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1. С. 52-55.
30. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: МГУ, 2015. 320 с.
31. Володенков С. В. Новые формы политической коммуникации в современном политическом управлении: угрозы и вызовы // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 27. С. 15.
32. Гаврилова М. В. Методы и методики исследования политической коммуникации. СПб.: Изд-во Невского института языка и культуры, 2008. 92 с.
33. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 327 с.
34. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках. Зима. 2003. С. 24-27
35. Дорожкин Ю. Н., Соленикова Н. В. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции // Власть. 2007. № 6. С. 31-35.
36. Дятлов С. А. Проблемы развития электронного правительства // От электронного правительства к электронному управлению. Материалы международной конференции 22-25 апреля 2005 г. СПб., 2005. С. 32-36.
37. Жорова Ю. В. Политическая информация в медиапространстве со-временных демократий (опыт США и России). Дис. ... к. полит. н. СПб, 2014. 208 с.
38. Завершинский К. Ф. Политическая культура как способ семантического конституирования политических коммуникаций // Политическая наука. 2006. № 3. С. 31-46.
39. Карпова Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 5. С. 208-212.
40. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
41. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль-тура / Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2000. 608 c.
42. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494-505.
43. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М.: Логос, 2002. 219 с.
44. Ковалев Г. С. Медиакратия в современном политическом процессе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. №4. С. 66-75.
45. Кравченко И. В. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. СПб.: СПбГУЭФ, 2003. 272 с.
46. Королева, М. А. Цифровая стратегия средств политической коммуникации в социальных сетях / М. А. Королева // Актуальные исследования. – 2023. – № 7-1(137). – С. 99-104.
47. Крянев, В. Ю. Проблема цифровизации современного общества / В. Ю. Крянев // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 37-40.
48. Кулаковский, Р. К. PR-коммуникация в принятии и реализации политических решений / Р. К. Кулаковский // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2022 года. – Москва: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 59-66.
49. Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом ВШЭ, 2014. 384 с.
50. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2003. 464 с.
51. Митрахович, С. П. Эффекты цифровизации как вызовы для эффективности демократии и «массовой политики» на современном этапе / С. П. Митрахович // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 57-62
52. Милецкий В.П. Политико - социологическое измерение социодинамики политических коммуникаций в современной России (Монография). СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017.
53. Нигматуллина, К. Р. Ценность коммуникации в цифровом пространстве / К. Р. Нигматуллина // Гуманитарный вектор. – 2022. – Т. 17, № 1. – С. 148-158.
54. Никешин, А. А. Информационное поле политической коммуникации в современном обществе / А. А. Никешин // In Situ. – 2022. – № 4. – С. 35-36.
55. Осинюк, В. А. Концепция развития электронной демократии в со-временной России: особенности и перспективы / В. А. Осинюк // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2022. – № 1(70). – С. 84-90.
56. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998. 270 с.
57. Петрова, О. А. О новой концепции цифровой экономики / О. А. Петрова // Modern Economy Success. – 2022. – № 2. – С. 66-71.
58. Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. 331 с.
59. Рожнева, С. С. Дискурс "цифровизации" в практиках государственной власти / С. С. Рожнева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 12. – С. 27-31.
60. Сахарова, С. М. Цифровизация публичной политики в системе государственного управления / С. М. Сахарова, И. Л. Авдеева, Л. В. Парахина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2022. – Т. 10, № 1(56). – С. 114-125.
61. Стризое, А. Л. Цифровизация социальной коммуникации и Российская культура управления / А. Л. Стризое // Primo Aspectu. – 2022. – № 3(51). – С. 7-12.
62. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев: Рефл-бук, 1999. 408 с.
63. Фомина, А. Ю. Выбор канала политического продвижения в эпоху цифровой политики / А. Ю. Фомина // Научные известия. – 2022. – № 28. – С. 334-337.
64. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Ками, 1995. 244 с.
65. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с.
66. Чепелюк, С. Г. Феномен "цифрового доверия" и его влияние на становление цифрового правительства в России / С. Г. Чепелюк // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2022. – Т. 24, № 3. – С. 447-459.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ