Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления 8
1.1. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Изучение табличного умножения и деления в начальной школе 16
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления 34
2.1. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления 34
2.2. Серия уроков математики по изучению табличного умножения и деления, с учетом формирования регулятивных универсальных учебных действий 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 56
Список использованной литературы и информационных источников 58
Приложения 64
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления 8
1.1. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Изучение табличного умножения и деления в начальной школе 16
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления 34
2.1. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления 34
2.2. Серия уроков математики по изучению табличного умножения и деления, с учетом формирования регулятивных универсальных учебных действий 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 56
Список использованной литературы и информационных источников 58
Приложения 64
Методологической ориентацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является системно-деятельностный подход, в основе которого развитие личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В новом стандарте сформулированы реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Это возможно благодаря овладению универсальными учебными действиями, которые предоставляют ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.
Изучение табличного умножения и деления в начальной школе традиционно трудный для значительной части школьников материал, в процессе работы над которым учащиеся допускают большое количество ошибок. А адекватное формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения этой темы будет способствовать уменьшению количества ошибок, следовательно, повышению продуктивности работы.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования регулятивных умений рассматривались в трудах Г.А. Цукерман, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.В. Репкина, А.Л. Венгера, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой, Е.В. Заика и др. В основе этой концепции лежат теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Вопросы обучения табличному умножение и делению в начальной школе рассмотрены в трудах методистов А.В. Белошистой, Н. Б. Истоминой, М.А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике преподавания математики.
Уроки математики предоставляют возможности и необходимые условия для формирования регулятивных УУД, но, несмотря на это наблюдается недостаточная степень их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в определении педагогических условий формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления.
Исходя из актуальности проблемы исследования, была определена тема исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления».
Цель исследования - определить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения табличного умножения и деления в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1) теоретически обосновать формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления;
2) выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления;
3) определить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
4) разработать и реализовать серию уроков, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учеников; беседа с учителями и учениками; опытно-экспериментальная работа; качественный анализ её результатов.
Практическая значимость: заключается в том, что теоретический материал может быть использован учителями начальных классов для самообразования и для подготовки к выступлениям на методических объединениях. Разработанные фрагменты уроков могут быть использованы в практическом обучении младших школьников.
Опытная база исследования: МБОУ «СОШ № 1» города Бийска. Всего на различных этапах исследования участвовало 58 человек.
Апробация исследования. Основные результаты исследования опубликованы в сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении табличного умножения и деления» охарактеризованы регулятивные УУД младших школьников в условиях ФГОС НОО. Раскрыта сущность понятия табличное умножение и деление. Определены педагогические условия формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления» описаны содержание и методики опытно-экспериментальной работы. Проведен анализ её результатов.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы. Список использованной литературы и информационных источников насчитывает 50 наименований. В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.
Это возможно благодаря овладению универсальными учебными действиями, которые предоставляют ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.
Изучение табличного умножения и деления в начальной школе традиционно трудный для значительной части школьников материал, в процессе работы над которым учащиеся допускают большое количество ошибок. А адекватное формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения этой темы будет способствовать уменьшению количества ошибок, следовательно, повышению продуктивности работы.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования регулятивных умений рассматривались в трудах Г.А. Цукерман, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.В. Репкина, А.Л. Венгера, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой, Е.В. Заика и др. В основе этой концепции лежат теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Вопросы обучения табличному умножение и делению в начальной школе рассмотрены в трудах методистов А.В. Белошистой, Н. Б. Истоминой, М.А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике преподавания математики.
Уроки математики предоставляют возможности и необходимые условия для формирования регулятивных УУД, но, несмотря на это наблюдается недостаточная степень их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в определении педагогических условий формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления.
Исходя из актуальности проблемы исследования, была определена тема исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления».
Цель исследования - определить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения табличного умножения и деления в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1) теоретически обосновать формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления;
2) выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления;
3) определить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
4) разработать и реализовать серию уроков, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учеников; беседа с учителями и учениками; опытно-экспериментальная работа; качественный анализ её результатов.
Практическая значимость: заключается в том, что теоретический материал может быть использован учителями начальных классов для самообразования и для подготовки к выступлениям на методических объединениях. Разработанные фрагменты уроков могут быть использованы в практическом обучении младших школьников.
Опытная база исследования: МБОУ «СОШ № 1» города Бийска. Всего на различных этапах исследования участвовало 58 человек.
Апробация исследования. Основные результаты исследования опубликованы в сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении табличного умножения и деления» охарактеризованы регулятивные УУД младших школьников в условиях ФГОС НОО. Раскрыта сущность понятия табличное умножение и деление. Определены педагогические условия формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления» описаны содержание и методики опытно-экспериментальной работы. Проведен анализ её результатов.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы. Список использованной литературы и информационных источников насчитывает 50 наименований. В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе школьного обучения. Установка образования направлена на формирование у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных, универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Изучение научной литературы, посвященной формированию регулятивных универсальных учебных действий, привело нас к выводу, что на сегодняшний день этот вопрос недостаточно разработан, хотя в обучении он имеет большую практическую значимость.
Традиционно при изучении табличного умножения и деления учащиеся допускают большое количество ошибок, это связано с большим объемом материала необходимого запоминать наизусть, поэтому учителю необходимо обращать внимание на формирование регулятивных УУД, которые помогают учащимся организовать учебную деятельность.
Тема «Табличное умножение и деление» обладает достаточно мощными резервами развития тех психических качеств, которые составляют структуру регулятивных универсальных учебных действий.
В ходе исследования было выявлено, что эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления у младших школьников способствует создание комплекса педагогических условий:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
В практической части дипломного исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 2 «В» и 2 «Г» классов МБОУ «СОШ № 1» города Бийска.
Целью констатирующего этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало
создание условий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления.
Целью контрольного этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 3 «В» и 3 «Г» при изучении табличного умножения и деления и доказание эффективности формирующего этапа. Анализ этого этапа показал положительную динамику, следовательно, эффективность выявленных педагогических условий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Изучение научной литературы, посвященной формированию регулятивных универсальных учебных действий, привело нас к выводу, что на сегодняшний день этот вопрос недостаточно разработан, хотя в обучении он имеет большую практическую значимость.
Традиционно при изучении табличного умножения и деления учащиеся допускают большое количество ошибок, это связано с большим объемом материала необходимого запоминать наизусть, поэтому учителю необходимо обращать внимание на формирование регулятивных УУД, которые помогают учащимся организовать учебную деятельность.
Тема «Табличное умножение и деление» обладает достаточно мощными резервами развития тех психических качеств, которые составляют структуру регулятивных универсальных учебных действий.
В ходе исследования было выявлено, что эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления у младших школьников способствует создание комплекса педагогических условий:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
В практической части дипломного исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 2 «В» и 2 «Г» классов МБОУ «СОШ № 1» города Бийска.
Целью констатирующего этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало
создание условий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления.
Целью контрольного этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 3 «В» и 3 «Г» при изучении табличного умножения и деления и доказание эффективности формирующего этапа. Анализ этого этапа показал положительную динамику, следовательно, эффективность выявленных педагогических условий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



