Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы с обучающимися
по оценке системы безопасности образовательного учреждения 7
1.1. Требования к организации системы безопасности
образовательного учреждения 7
1.2. Система безопасности МБОУ «Гимназия № 11» г. 18
Бийска
1.3. Педагогические условия организации работы с обучающимися по 22 оценке системы безопасности образовательного учреждения
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по включению обучающихся в оценку системы безопасности образовательного
учреждения 31
2.1. Выявление уровня знаний обучающихся о системе безопасности образовательного учреждения 32
2.2. Реализация комплекса заданий по оценке обучающимися системы 33 безопасности образовательного учреждения
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 53
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения. Основной задачей системы безопасности в общеобразовательной школе становится обеспечение защиты детей, создание условий для безопасного обучения и формирование культуры безопасности жизнедеятельности наряду с защитой от всех типов угроз, как внешних, так и внутренних.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основной школы прописано, что обучающиеся должны соблюдать требования техники безопасности, осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни, корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Выпускники школ научатся:
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций;
- обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
- формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни и др.
Сегодня спектр опасностей постоянно возрастает, этому способствует развитие технологий, но наряду с развитием типов угроз появляются и современные способы защиты от них либо методы контроля. В качестве, которых выступают пожарные сигнализации, различные датчики, особые отражательные наклейки и нашивки на одежду. Много времени обучающиеся проводят в здании образовательного учреждения, которое также должно быть безопасным для их жизни и здоровья. Вопросам безопасности детей в общеобразовательных школах посвящены работы Г.Н. Орловой, С.Г. Фрамера, А.Н. Чернова и др.
В рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) обучающиеся знакомятся с различными системами безопасности: экологической, военной, противопожарной и пр. Они сами могут оценить систему безопасности своей школы, разработать и реализовать проекты, провести мероприятия по ее улучшению.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждении.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача организации системы безопасности образовательного учреждения является важной для реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения и опытным путем доказать их эффективность.
Объект: система безопасности образовательного учреждения.
Предмет: педагогические условия организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения.
Гипотеза: организация работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- включение обучающихся в оценку пожарной безопасности в школьном здании;
-организация тренингов по отработке умений в проведении эвакуационных мероприятий;
- всестороннее изучение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на уроках по основам безопасности жизнедеятельности;
- включение обучающихся в изготовление памяток и др. видов наглядно-дидактических материалов по системе безопасности и пр.
Задачи исследования:
1. Описать требования к организации системы безопасности образовательного учреждения.
2. Проанализировать систему безопасности МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского края.
3. Охарактеризовать педагогические условия организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения.
4. Выявить уровень знаний обучающихся о системе безопасности образовательного учреждения.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий для обучающихся по оценке системы безопасности образовательного учреждения (на примере МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского края).
6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методики оценки системы безопасности образовательного учреждения;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского
края.
Практическая значимость: разработанный комплекс заданий для обучающихся по оценке системы безопасности образовательного учреждения может использоваться в практике учителей-предметников ипредставляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения» указаны требования к организации системы безопасности образовательного учреждения, проведен анализ организации системы безопасности МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, охарактеризованы педагогические условия организации работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по включению обучающихся в оценку системы безопасности образовательного учреждения» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы включает 42 источника.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
В ФГОС представлены требования к соблюдению обучающимися техники безопасности, отмечена необходимость научить детей осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни, корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Не менее важной проблемой является обеспечение безопасности для жизни и здоровья в самом образовательном учреждении, согласованное функционирование всех систем безопасности в школьном здании. Для реализации требований к системе безопасности образовательного учреждения разработана «Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Проанализировав систему безопасности МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, следует отметить ее эффективность. Но она нуждается в совершенствовании, одним из направлений которого будет являться включение обучающихся в оценку системы безопасности родной школы.
Организация работы с обучающимися по оценке системы безопасности образовательного учреждения будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: включение обучающихся в оценку пожарной безопасности в школьном здании; организация тренингов по отработке умений в проведении эвакуационных мероприятий; всестороннее изучение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на уроках по основам безопасности жизнедеятельности; включение обучающихся в изготовление памяток и др. видов наглядно-дидактических материалов по системе безопасности и пр.
Опытно-экспериментальная работа по включению обучающихся в оценку системы безопасности образовательного учреждения проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Алтайского края с учащимися 9 «А» класса. На констатирующем этапе работы было установлено, что у обучающихся преобладают низкий и средний уровни знаний о системе безопасности образовательного учреждения. На формирующем этапе нами был реализован комплекс заданий по оценке системы безопасности образовательного учреждения, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня знаний о системе безопасности образовательного учреждения, которое показало преобладание высокого и среднего уровней.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий для обучающихся по оценке системы безопасности образовательного учреждения, является эффективным и практически значимым.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 144 с.
2. Алимова, Н.К. Источники финансирования образовательного учреждения [Текст] / Н.К. Алимова. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.
4. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / А. В. Баринов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
5. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / С.В. Белов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 357 с.
6. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 540100 (050100) «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности») / Л.А. Михайлов [и др.]; ред. Л.А. Михайлов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
7. Безопасность жизнедеятельности: производственная
безопасность и охрана труда [Текст]: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / П.П. Кукин [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 439 с.
8. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте [Текст]: учебник для вузов / Ю.В. Буралев. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
9. Васильев, П.П. Безопасность жизнедеятельности: экология и охрана труда [Текст]: количественная оценка и примеры: учебник для вузов / П.П. Васильев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 188 с.
10. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.
11. Гумеров, Г.Г. Криминальные опасности и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г.Г. Гумеров, С.В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 248 с.
12. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний [Текст]: возрастная физиология, ЗОЖ, ОБЖ, основы медицинских знаний: учебник для вузов / Ю.Д. Жилов, Г.И. Куценко, Е.Н. Назарова. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_28399/
14. Кочетков, С.И. Основы пожарной безопасности в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.И. Кочетков, В.А. Марченко, С.В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2011.
- 254 с.
15. Ломов, А.И. Деятельность образовательного учреждения по обеспечению охраны труда и техники безопасности [Текст] / А.И. Ломов. - М.: Сентябрь, 2010. - 160 с.
16. Лукина, Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: Сфера, 2007.
- 144 с.
17. Люцигер, А.О. Аномальный паводок 2014 года на Алтае [Текст] / А.О. Люцигер // Труды II Всероссийской научной конференции «Водные и экологические проблемы Сибири и Центральной Азии». Том 1. - Барнаул: 2014. - С. 118-129.
18. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
19. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для студентов вузов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» / Б.С. Мастрюков. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
20. Миронов, С.К. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: 10-11 классы: к любому из действующих учебников по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов / С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташева. - М.: Экзамен, 2011. - 110 с.
21. Михайлов, Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» в рамках дополнительной программы для присвоения квалификации «Преподаватель безопасности жизнедеятельности» / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов; ред. Л.А. Михайлов. - М.: Академия, 2010. - 176 с.
22. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы [Текст] / С.Э. Некляев. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 240 с.
23. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев. - Москва: Астрель, 2012. - 176 с.
24. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 320 с.
25. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 192 с.
26. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский [и др.]. - 11-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011. - 254 с.
27. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ : Астрель, 2012. - 320 с.
28. Петров, С.В. Безопасность образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 271 с.
29. Полосин, М.Д. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин [Текст]: учебник для образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования / М Д. Полосин. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 424 с.
30. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст]: основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
31. Развитие личности в образовательном пространстве: 2009-й - новый рубеж российского образования [Текст]: труды 9-й Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 25 марта 2011г.): в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. В.П. Никишаева; ред.: А.Ю. Арутюнян, Е.Б. Манузина, Л.А. Степанова. - Бийск: Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2011. - 279 с.
32. Развитие личности в образовательном пространстве [Текст]: опыт, проблемы, перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции (25 марта 2004): в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. М.П. Жихарев; ред. Н.В. Волкова [и др.]. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В.М. Шукшина, 2004. - 210 с.
33. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н. Г. Занько. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2001. - 448 с.
34. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов всех специальностей вузов / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - СПб.: Лань, 2002. - 448 с.
35. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; ред. А.Т. Смирнов. - 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
36. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; ред. А.Т. Смирнов. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
2011. - 239 с.
37. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; ред. А.Т. Смирнов. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
38. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; ред. А.Т. Смирнов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
39. Статистическая информация Минздрава России. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа. Свободный.
https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/ stranitsa-979/statisticheskaya-
informatsiya-minzdrava-rossii
40. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных школ / И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.
41. Управление инновационным развитием образовательных учреждений в условиях реструктуризации и оптимизации системы профессионального образования [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции 18-19 декабря 2008 года / ред.: С.Н. Шитиков, Ю.А. Никитин, Н.И. Шипулин; сост.: А.А. Завьялов, А.В. Яганов, А.А. Казак. - Барнаул: Азбука, 2009. - 326 с.
42. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 352 с.