ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНОГО АНСАМБЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Психолого-физиологические особенности учащихся старшего
школьного возраста
1.2. Значение занятий в эстрадном ансамбле общеобразовательной
школы для учащихся старших классов
1.3. Содержательная характеристика понятия «вокальные
навыки» и их развитие у учащихся на занятиях эстрадного ансамбля общеобразовательной школы
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНОГО АНСАМБЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Выявление уровня развития вокальных навыков у учащихся
старшего школьного возраста
2.2. Ход и результаты практической работы по развитию
вокальных навыков у учащихся старшего школьного возраста на занятиях эстрадного ансамбля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Музыка является важным фактором общекультурного развития человека, в особенности, маленького человека - ребенка. Она - мир радости, чувственных переживаний и безграничной фантазии, но так же, - она константа его будущих взглядов. Уже с раннего возраста, слушая колыбельные мамы и детские песни, происходит знакомство ребенка с музыкальным искусством, а именно с пением.
Пение - это основное средство музыкального воспитания, которое наиболее близко и доступно детям разных возрастов. В процессе певческой деятельности успешно формируется и развивается весь комплекс музыкальных способностей и навыков, обогащаются переживания ребенка, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Сегодня вокальное воспитание детей осуществляется в различных формах в детских музыкальных школах, школах искусств, в вокальных студиях, центрах детского творчества и в общеобразовательных школах. Задача последнего образовательного учреждения - привлечение учащихся к дополнительным занятиям нравственно - эстетического характера.
Во внеурочное время в общеобразовательных школах организуются кружки и секции, направленные на развитие творческого потенциала школьников. Особое место в структуре учебного заведения в процессе внеурочной деятельности занимает занятие учащихся старшего школьного возраста в эстрадном ансамбле.
Роль эстрадного ансамбля в общеобразовательной школе нельзя недооценивать. Форма ансамблевого пения позволяет учащимся
приобщиться к музыкальному творчеству на материале знакомой им музыки, на основе современных музыкальных жанров и произведений. Ученики заинтересованы в коллективном пении. Так они получают возможность приобрести новые вокальные навыки и расширить свой кругозор в области музыкального искусства за счёт эстрадного репертуара, который наиболее популярен в настоящее время и исполняется в таких ансамблях. Также, стоит заметить, что воспитание молодых людей в современных реалиях происходит благодаря интернету. Но, мы, как учителя, можем положительно воздействовать на учащихся, примером, качественно выше, тем самым закладывая в формирование личности, правильные базисы.
Однако процесс этот весьма сложен и требует не только желания и заинтересованности старшеклассников, но и профессионализма со стороны педагогического состава - в данном случае, - преподавателей по вокалу. Это нужно понимать, для правильного восприятия картины в целом. Педагог- вокалист - это специалист высокого профиля, так как, помимо развития интереса к музыкальному творчеству, в его задачу входят технические аспекты обучения, такие как: постановка голоса, развитие ритмического слуха; умения петь многоголосие - все это должно стать результатом корректной, целенаправленной его работы с участниками ансамбля. Из этого следует, что развитие вокальных навыков на занятиях эстрадного ансамбля в общеобразовательной школе - является важным, базовым и необходимым, в рамках существующей образовательной программы.
Проблема исследования заключается в поиске и выборе методов и приемов, которые будут направлены на развитие вокальных навыков у учащихся старших классов на занятиях эстрадного ансамбля в общеобразовательной школе.
Актуальность проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие вокальных навыков у учащихся старших классов на занятиях эстрадного ансамбля общеобразовательной школы»
Цель исследования: определить педагогические условия развития вокальных навыков у учащихся старших классов на занятиях эстрадного ансамбля общеобразовательной школы.
Объектом исследования данной работы является процесс развития вокальных навыков в ансамбле учащихся старших классов
общеобразовательной школы.....
В ходе исследовательской деятельности развития вокальных навыков у учащихся старших классов на занятиях эстрадного ансамбля общеобразовательной школы было установлено, что пение - это основное средство музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ, в ходе которого успешно формируется и развивается весь комплекс музыкальных способностей и навыков, обогащаются переживания ребенка, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. И для дальнейшей реализации этих способностей и навыков в учебном заведении особое место выделяется для занятий с учащимися старшего школьного возраста в эстрадном ансамбле во время внеурочной деятельности. Старший школьный возраст является сензетивным периодом раскрытия творческого потенциала учащихся и осознанного овладения ими певческими навыками, так как на данном этапе жизни у них происходят качественные изменения, затрагивающие как психологические, так и физиологические аспекты их развития.
Однако процесс раскрытия творческого потенциала весьма сложен и требует не только желания и заинтересованности старшеклассников, но и профессионализма со стороны преподавателей по вокалу. В его задачу входят технические аспекты обучения, которые должны стать результатом корректной, целенаправленной и систематической работы с участниками ансамбля. От правильности сложившихся эстрадно -вокальных навыков зависит будущая возможность учащегося реализовать себя в концертной деятельности и долголетие его певческого голоса.
Опираясь на теоретические исследования и учитывая результаты констатирующей диагностики на формирующем этапе практической работы выявили наиболее подходящий комплекс упражнений, который способствовал эффективному формированию вокальных навыков: интонации, дыхания, артикуляции и дикции, звукообразования как при индивидуальной форме работе с учащимися, так и в ансамблевом исполнении, где последнее развивает главный навык ансамблевого пения - коллективность.
Результаты контрольной диагностики исследовательской деятельности выявили рост общего уровня развития вокальных навыков участников эстрадного ансамбля, что доказывает эффективность выбранных нами методов, приемов, упражнений и форм работы. Однако, для совершенствования у каждого учащегося этих навыков необходимо не только время и использование подобранных общепринятых упражнений, заданий, приемов и методов, но и в дальнейшем их оптимизация, для более успешных результатов, а также регулярные выступления на концертах и конкурсах.
Концертные выступления дают участникам ансамбля возможность продемонстрировать результаты своей работы широкой аудитории. Это важный элемент обучения, так как выступления на сцене способствуют развитию артистизма, сценической культуры и уверенности.
Подобная деятельность не только способствует скорейшему и эффективному развитию музыкальных способностей, но и служит мощным средством социализации, помогает формированию командного духа и учит важному навыку коллективной работы.
Внеурочная деятельность в эстрадном ансамбле открывает перед старшеклассниками новые горизонты для личностного и профессионального роста, делая значительный вклад в их всестороннее развитие. От умения работать в коллективе до овладения артистическими навыками - ансамблевое пение снабжает учащихся инструментами и умениями, необходимыми для успешного будущего в любой сфере деятельности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что успешное развитие вокальных навыков проходит более эффективно вследствие:
- создания эмоциональной атмосферы на занятиях эстрадного ансамбля;
• учета в работе возрастных особенностей учащихся старших классов;
• учета в работе основ вокального исполнительства и особенностей эстрадного пения;
• правильно подобранных методов и приемов, направленных на развитие вокальных навыков у учащихся старших классов на занятиях эстрадного ансамбля в общеобразовательной школе;
была подтверждена. Поставленные в настоящей выпускной квалификационной работе задачи были выполнены, а цель достигнута.
В своей дальнейшей педагогической практике планируем продолжить работу над совершенствованием вокально-исполнительского мастерства участников эстрадного ансамбля «Ассорти», с помощью оптимизации приемов и методов, укрепления положительного психологического и эмоционального климата в коллективе, расширения и усложнения песенного репертуара и активной концертной деятельности.....
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов. 4-е изд. / Г.С. Абрамова. -М. : Академия, 1999. - 672 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. / Ю.Б. Алиев. -М.: ВЛАДОС, 2000. 336 с.
3. Аникеева, З.И. Современные методы диагностики и комплексного лечения заболеваний респираторного тракта у профессионалов голоса в амбулаторных условиях / под ред.Л.Б. Рудина. М.: Издательская группа «Граница», 2011. 416
4. Апраксина, О.А. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней.// Музыкальное воспитание в школе. / О.А. Апраксина. - М.: Музыка, 1970. № 6 - С. 12 - 19.
5. Виноградов, Л. В. Элементарное музицирование. / Л.В. Виноградов. - Беднодемьяновск: Школа бакалавр, 2000. - 350 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. 536 с.
7. Двойнос, Л.И. Методика работы с хором: учебное пособие / Л.И. Двойнос. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 106 с.
8. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. [Электронный ресурс] http://www.emelyanov-fmrg.ru/theory/books (дата обращения: 12.04.2023). - Загл. с экрана. - Яз.рус.
9. Линклэйтер, К. Освобождение голоса. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/scen_rech/linklehjter_k -
osvobozhdenie_golosa-chast_1.pdf(дата обращения: 12.04.2023). - Загл. с
экрана. - Яз.рус.
10. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие. / Б.Р. Мандель. - М.: ИНФРА, 2013. 352 с.
11. Морозов, Л.Н. Школа классического вокала: мастер -класс. / Л.Н. Морозов. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 48 с.
12. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению. / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с
13. Моргун, О.П. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи средствами вокально-хорового творчества в сфере досуга. Дирижёрско- хоровое образование и исполнительство в ХХ! веке. Взгляд молодых учёных. / О.П. Моргун. - Таганрог: Лукоморье, 2010. - 171 с.
14. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос. / под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. - 232 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд. / В.С. Мухина.- М.: Академия, 1999. - 456 с....41