ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 8
1.1. Понятие медицинской услуги 8
1.2. Общие принципы оказания медицинских услуг 13
1.3. Источники правового регулирования отношений, связанных с оказанием медицинских услуг 19
2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 24
2.1. Понятие вреда и основания его возмещения при оказании медицинских услуг 24
2.2. Ответственность за причинение вреда здоровью при оказании медицинских услуг 29
2.3. Порядок и размер возмещения вреда, причиненного в результате неоказания или ненадлежащего оказания медицинских услуг 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 45
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
Современное общество немыслимо без такого важнейшего института как здравоохранение. Здравоохранение является той частью социальной сферы, от состояния и развития которой зависят здоровье населения и его работоспособность, решение демографических и других социальных проблем. Общее управление этой сферой осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Здравоохранение - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи . Иначе говоря, государство в лице своих органов охраняет здоровье общества.
Здравоохранение изначально представляло собой сферу деятельности, жёстко контролируемую государством. До 1991 года в СССР здравоохранением руководило исключительно государство, финансирование осуществлялось за счёт государственных доходов. Практически все медицинские работники находились на службе у государства. Министерство здравоохранения выпускало обязательные нормативы в отношении медучреждений и персонала. После распада СССР традиционные институты стали разрушаться, менялись источники финансирования, появилась система страхования, возникли основы товарно-денежных отношений в медицине. Соответственно, стали формироваться новые экономические отношения, в которых пациент выступает не только как больной, но и как потребитель медицинских услуг1. Такое положение сохраняется и на сегодняшний день.
Ежедневно в учреждения здравоохранения обращаются люди, нуждающиеся в медицинской помощи. Медицинская помощь включает в себя большой спектр различных услуг медицинского характера.
Являясь потребителем медицинских услуг, пациент рассчитывает, в первую очередь, на их качество и безопасность. Но согласно статистике, только 33% россиян остаются удовлетворены качеством оказания медицинской помощи. А по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 49% граждан недовольны медицинским обслуживанием, 52% - квалификацией медицинского персонала . Большинство людей считает медицинские услуги затруднёнными в плане получения, испытывает страх за своё здоровье при обращении в медицинские организации и обеспокоено высокой вероятностью нанесения им ущерба со стороны медицинских работников.
Такое положение связано с тем, что на сегодняшний день существует проблема причинения вреда здоровью и жизни граждан при оказании им медицинских услуг учреждениями здравоохранения.
Ежедневно в сводках новостей и публикациях газет мы наблюдаем вопиющие факты бездействия либо осуществления ненадлежащей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Они настолько часты, что общество начинает терять доверие к деятельности медицинских организаций. Безусловно, это подрывает авторитет отечественной медицины.
В течение долгого времени нарастали противоречия, не находившие единообразного разрешения, поэтому в настоящее время всё более возрастает практическая потребность в правовом регулировании отношений при оказании медицинских услуг. Создание целостного представления об особенностях медицинской деятельности, о порядке и основаниях возмещения вреда, причинённого пациенту, отвечает насущным потребностям системы здравоохранения, а также потребностям судебной практики при разрешении споров по медицинским делам...
Подводя итоги рассмотрения темы «Возмещение вреда, причинённого при оказании медицинских услуг», можно сделать вывод, что законодательная база на сегодняшний день разработана не в полной мере и нуждается в изменениях и дополнениях. Источники правового регулирования отношений, связанных с оказанием медицинских услуг, недостаточно точно регулируют все необходимые аспекты данных отношений. Законодательство в рассматриваемой сфере зачастую не применимо к регулированию медицинской деятельности в целом и к оказанию медицинских услуг в частности. Очевидно, что медицинские услуги нуждаются в специальном регулировании.
В связи с этим рекомендуются следующие предложения по совершенствованию законодательства:
— ввести определение понятия «медицинская услуга» в ст.779 ГК РФ: «медицинская услуга - это комплекс необходимых действий медика- профессионала, осуществляемых путём воздействия на организм человека, направленных на поддержание или улучшение здоровья пациента, удовлетворение его потребностей, а также требующих в определённых случаях непосредственного содействия со стороны пациента»;
— закрепить в ст.779 ГК РФ положение о том, что «каждый имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в рамках государственной программы», включить отсылочную норму на Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— внести в преамбулу Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» уточнение о том, что «медицинские услуги относятся к сфере отношений, связанных с потреблением товаров и услуг, и регулируются нормами данного закона»;
— внести в ст. 1084 ГК РФ следующие определения: 1) вред здоровью - это нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, биологических, химических и психических факторов; 2) вред жизни - это причинение смерти человеку;
— внести в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пункт 22, содержащий следующее понятие: «своевременность оказания медицинской помощи (медицинских услуг) - это незамедлительное осуществление медицинскими работниками необходимых действий, направленных на удовлетворение потребностей пациента, при первом его обращении в медицинское учреждение, принятие всевозможных мер по сокращению ожидания пациента»;
— внести в ст. 1068 ГК РФ дополнение: «в отношениях по поводу предоставления медицинских услуг медицинский работник, причинивший вред здоровью и (или) жизни гражданина (пациента), не освобождается от ответственности»; включить отсылочную норму на п.4 ст.98 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— дополнить ч.2 ст.782 ГК РФ условием: «если промедление в оказании медицинской услуги не угрожает жизни или здоровью заказчика (пациента)» .
Данные предложения могут быть использованы в качестве основных положений при разработке нового нормативно-правового акта, содержащего совокупность норм об оказании медицинских услуг на платной и бесплатной основе. Так как действующее законодательство, подразделяя предоставление медицинских услуг на возмездное и безвозмездное, содержит множество документов, регулирующих данные отношения. Если бы все эти положения находились в одном документе, это в значительной мере улучшило бы работу судебной системы, чётко разграничив названные виды оказания медицинских услуг, определив ответственность муниципальных и частных медицинских организаций....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2017) // Российская газета. 2011. 23 нояб.
5. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) // Российская газета. 1997. 29 окт.
6. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 (в ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1992. 7 апр.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. №1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ. 2017. №1 (ч. I). Ст. 159
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 (в ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Российская газета. 2007. 24 авг.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 г. №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2012. №41. Ст. 5628
Судебная практика
1. Определение Конституционного суда РФ от 06 июня 2002 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №1
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. 2012. 11 июля
3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03 июля 2015 г. по делу №33-9108/2015 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1323547#0
4. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31 августа 2016 г. по делу №33-14390/2016 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1813615#0
5. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 августа 2016 г. по делу №33-13931/2016 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1662782#0
6. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 июля 2016 г. по делу №33-12750/2016 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1634367#0...(52)