ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВЫХ И
КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
К МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность и характер познавательного интереса дошкольников... 7
1.2 Развитие познавательного интереса к математике в образовательной практике в ДОУ 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ
ИГР 36
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к математике у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2 Организация работы педагога ДОУ по развитию познавательного
интереса к математике у старших дошкольников средствами групповых и коллективных игр 41
2.3 Результат экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В федеральном государственном стандарте нового поколения [1] говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир ли ости. Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, поскольку усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний»
Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, что не соответствует социальному заказу современной школы.
Актуальность вопроса и обусловила выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы: «Влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте».
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Цель исследования - определить влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике у старших дошкольников.....
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса.
Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 6-7 лет. Таким образом, развитие познавательного интереса подрастающего поколения будет являться одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций и формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
При формировании познавательного интереса у старших дошкольников к математике групповая и коллективная игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Коллективным и групповым играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Для изучения уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста на базе филиала «Детского сада МБДОУ № 19 г. Пензы «Почемучки» (г. Пенза, улица Рахманинова, 23), в старшей группе с сентября 2018 года по май 2019 года был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте 6-7 лет. Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - формирующий.
На этом этапе с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Задача констатирующего этапа эксперимента: провести диагностику уровня познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников не достаточно высок.
Только 5 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса к математике, у 45 % детей имеется низкий уровень познавательного интереса к математике, остальные 50 % детей исследуемой нами группы показали низкий уровень развития познавательного математического интереса.
На следующем этапе экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, на этапе которого с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
С целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны, организованы и проведены групповые и коллективные игры следующих видов: дидактические игры (в числе которых и сюжетные), подвижные игры, игра - путешествие во времени, математические конкурсы, викторины и соревнования.
В констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития познавательного интереса к математике. На этапе контрольного эксперимента это большинство представлено высоким и средним уровнем.
Таким образом, явно прослеживается закономерность, что знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Полученные данные свидетельствуют, что правильно подобранные и организованные групповые и коллективные игры оказали положительное воздействие на развитие познавательного интереса старших дошкольников к математике, следовательно, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при применении групповых и коллективных игр.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 20.10.2019).
2. Абашина В.В. Управление учебно -познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) : учеб. пособие для студ. фак-тов дошкольного образования высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут : РИО СурГПИ, 2015. - 137 с.
3. Абдуллина Н.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр // Проблемы педагогики. - 2016. - №5 (16). - С. 107-110.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1989. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
7. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 312 с.
8. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А. В. Белошистая. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 234 с.
9. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2014, - 25 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
11. Васенина С.И., Винокурова Н.В. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами математических досугов // Проблемы Науки. - 2019. - №2 (135). - С. 44-48.
12. Вахрушева Л.Н. Выявление математических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. №S27. - С. 41-48.
13. Вахрушева Л.Н. Выявление познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. -
2014. - №S32. - С. 85-88.
14. Волошена Е.А., Истратова О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9 (37). - С. 30-38.
15. Воронина Л.В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. -
2015. - № 9. - С. 237-239....61