Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности

Работа №147920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Мурманска №1» (МБОУ г. Мурманска СОШ №1).
Выборка: 30 учеников 4«А» класса (экспериментальная группа) и 30 учеников 4«Б» класса (контрольная группа), возраст учащихся 9-10 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………...10
1.1. Сущность и значение проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературы………………………………10
1.2. Психолого-педагогические условия эстетического воспитания детей младшего школьного возраста ……….18
1.3. Изобразительная деятельность как средство в психолого-педагогических условиях эстетического воспитания детей младшего школьного возраста …..………………25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……….25
2.1. Анализ уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности ………………........34
2.2. Описание психолого-педагогических условий эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности....48
2.3. Оценка и анализ эффективности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности ……………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………..…… 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………….………………………… 68
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 73

Актуальность исследования: формирование и развитие эстетических представлений у младших школьников является важной задачей современного начального общего образования, о чем говорится в актуализированном федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Этот процесс включает в себя формирование у детей ценностно-смысловых представлений об искусстве, природе и окружающем мире, развитие эстетического отношения, приобщение к искусству, музыке, художественной литературе, фольклору. Важными аспектами также являются сопереживание героям произведений искусства и развитие самостоятельной творческой деятельности.
Младший школьный возраст признан наиболее благоприятным периодом для развития личности и эстетического восприятия, что обусловлено повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью к прекрасному, подверженностью влияния и интуицией детей данного возраста. Известные авторы и исследователи, такие как Борев Я.Б., Выготский Л.С., Коган М.С., Лихачев Б.Т., Наумов С.А., Неменский Б.М., Разин А.В. и другие утверждают, что яркие эмоциональные переживания детей способствуют восприятию ими красоты природы, людей и окружающих их предметов. Такой интерес к окружающей действительности способствует развитию любознательности, стимулирует мышление, память, волю и другие психические процессы обучающихся.
На сегодняшний день наука располагает значительным опытом для глубокого изучения эволюционной проблемы эстетического восприятия. Особые возможности для развития этого восприятия у младших школьников открывает процесс занятий изобразительным искусством. Изобразительное искусство - это живая форма художественного осмысления жизни, основанная на восприятии окружающего мира через образы. Оно способствует развитию навыков социального поведения, поскольку каждое произведение искусства, созданное детьми младшего школьного возраста, всегда имеет нравственную направленность, например, доброту, смелость, дружбу и т.д. Изобразительное искусство позволяет детям постигать мир не только умом, но и сердцем.
Степень изученности проблемы. Среди значительного количества классических трудов, посвященных различным аспектам эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности, в русле нашего исследования можно выделить научные изыскания о природе эстетического (Ю.Б. Борев, М.М. Рукавицын, В.Н. Шацкая и др.), труды философов и педагогов, раскрывающие содержательную диалектику «эстетического» и «художественного» (М.С. Каган, Е.Г. Яковлев и др.).
Исследованиям различных проблем эстетического восприятия посвящены труды О.А. Бычихиной, Л.С. Выготского, Т.А. Котляковой, Е.Н. Новиковой и др.
Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания отражены в исследованиях Н.П. Аникеева, А.К. Дремова, Б.Т. Лихачева, Р.С. Мухаметзянова, Б.П. Юсова, Е.Г. Яковлева и др.
Концепции художественно-эстетического развития детей, в которых разнообразные виды искусств понимаются как различные формы единого художественно-творческого освоения мира ребенком, нашли отражение в изысканиях Н.С. Карпинской, Г.В. Лабунской, Б.Т. Лихачева и др.
Методические подходы к развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста представлены в работах Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, Е.В. Новиковой, В.Г. Короленко и др.
Анализ литературы по теме нашего исследования позволил констатировать значимость изобразительного искусства в развитии эстетического восприятия, творческого мышления и эмоциональной выразительности обучающихся. Кроме того, психолого-педагогическими предпосылками успешного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства выступают адекватные методы обучения, наличие квалифицированных педагогов, разнообразных и интересных учебных материалов, поддержка родителей и образовательных учреждений и пр.
Тем не менее, можно говорить о наличии следующих противоречий:
- между требованиями ФГОС НОО, ориентированного на формирование у младших школьников ценностно-смысловых представлений об искусстве, природе и окружающем мире, развитие эстетического отношения, приобщение к искусству, музыке, художественной литературе, фольклору, и сложностью организации данного образовательного процесса;
- между потенциалом изобразительной деятельности в развитии эстетического восприятия у младших школьников и недостаточностью соответствующего методического обеспечения данного направления.
Научная проблема исследования: как эффективно использовать изобразительную деятельность в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста и каковы психолого-педагогические условия организации данного процесса.
Наличие данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы – «Эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительной деятельности».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, апробировать и описать психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительной деятельности будет успешным, если:
- будут учтены возрастные и психологические особенности личности обучающихся;
- определены критерии и показатели уровня эстетического воспитания младших школьников;
- разработана система дидактических заданий на уроках изобразительной деятельности, направленная на эстетическое воспитание обучающихся;
- апробированные методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников посредством изобразительной деятельности будут систематически использоваться в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, а также изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
2. Определить уровень эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Разработать комплекс упражнений по эстетическому воспитанию младших школьников посредством изобразительной деятельности.
4. Провести сравнительный анализ уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста по итогам формирующего этапа эксперимента.
5. Конкретизировать психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
6. Разработать рекомендации для учителей начального общего образования по эффективному процессу эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования явились:
- Работы о природе эстетического, диалектике «эстетического» и «художественного» (Борев Ю.Б., Каган М.С., Рукавицын М.М., Шацкая В.Н. Яковлев Е.Г. и др.);
- Концепции системно-деятельностного и культурологического походов к воспитанию обучающихся (Данилюк А.Я., Тишков В.А., Кондаков А.М. и др.);
- Исследования личностно-развивающей функции воспитания и духовного развития школьников (Бондаревская О.В., Щуркова Н.Е. и др.), формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания (Аникеева Н.П., Дремов А.К., Лихачев Б.Т., Мухаметзянова Р.С., Юсов Б.П., Яковлев Е.Г. и др.);
- Методические подходы к развитию эстетического восприятия у детей (Комарова Т.С., Котлякова Т.А., Новикова Е.В., Короленко В.Г. и др.);
- Труды по диагностике и разработке критериев эффективности воспитания детей (Битинас Б.Т., Голубева Н.Г., Монахова Н.И., Шилова Л.И. и др.);
В работе были использованы методы исследования:
– теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирический (тестирование, наблюдение).
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (сентябрь – декабрь 2023 г.) проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, а также отбор методик, позволяющих оценить уровень эстетического воспитания младших школьников.
Второй этап (январь – апрель 2024 г.) включал в себя разработку и апробацию эффективности комплекса упражнений по эстетическому воспитанию младших школьников посредством изобразительной деятельности.
На заключительном (апрель – май 2024 г.) был проведен контрольный эксперимент, сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования, сформулированы выводы, разработаны методические рекомендации, оформлен текст выпускной квалификационной работы
Научная новизна выполненного исследования заключается:
1) в уточнении сущности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников;
2) в определении критериев и уровней эстетического воспитания обучающихся посредством изобразительной деятельности;
3) в выявлении, теоретическом обосновании, апробации и описании психолого-педагогических условий эффективного процесса эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации и систематизации материала по проблеме эстетического воспитания младших школьников, выявления и теоретического обоснования психолого-педагогических условий эффективного процесса эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования реализована:
- в разработке комплекса упражнений по эстетическому воспитанию младших школьников посредством изобразительной деятельности;
- в конкретизации психолого-педагогических условий эстетического воспитания обучающихся посредством изобразительной деятельности;
- в подготовленных и апробированных рекомендациях для учителей начального общего образования по эффективному процессу эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике учителей начального общего образования, быть полезными для студентов в процессе прохождения педагогической практики, при подготовке к практическим и семинарским занятиям.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности, учитывающие возрастные и психологические особенности личности обучающихся.
2) Комплекс упражнений по эстетическому воспитанию обучающихся посредством изобразительной деятельности.
3) Рекомендации для учителей начального общего образования по эффективному процессу эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 5» (далее – МБОУ г. Мурманска СОШ № 5). 3 «В» класс (26 обучающихся, учитель Е.В. Поп) – экспериментальный класс, традиционная система обучения, учебно-методический комплекс «Школа России»; 3 «Б» класс (26 обучающихся, учитель Е.В. Мошина) – контрольный класс, традиционная система обучения, учебно-методический комплекс «Школа России».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, раскрыты теоретическая и практическая значимость, двух глав, последовательно решающих поставленные в начале исследования задачи, заключения, в котором представлены основные выводы по данной работе, намечены дальнейшие изыскания по теме исследования, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами было выяснено, что изучение психолого-педагогических особенностей эстетического воспитания детей младшего школьного возраста является важным направлением в педагогической литературе. Определение уровня сформированности нравственно-эстетических представлений у детей на различных этапах их развития позволяет более точно оценить эффективность воспитательных методик и программ. Изучение данной проблематики способствует разработке более эффективных стратегий и методов работы с младшими школьниками в области эстетического воспитания, что в свою очередь содействует их гармоничному развитию.
Психолого-педагогические условия эстетического воспитания детей младшего школьного возраста играют решающую роль в создании благоприятной образовательной среды. Изобразительная деятельность представляет собой мощный инструмент развития нравственно-эстетического восприятия детей. Важно обеспечить детей возможностями для раскрытия своего творческого потенциала и развития эстетического восприятия мира через разнообразные виды изобразительной деятельности. Грамотный подход педагога, эмоциональная ответственность и учет нравственных убеждений каждого ученика имеют решающее значение для успешного эстетического воспитания.
Изобразительная деятельность играет важную роль в психолого-педагогическом эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста. Через изобразительную деятельность дети могут развивать нравственно-эстетическое восприятие мира, формировать художественный вкус, развивать творческие способности и освоить основы изобразительной грамотности. При создании психолого-педагогических условий для успешного эстетического воспитания важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставить им возможности для самореализации через изобразительную деятельность. Разработанные уроки, должны учитывать психологические и педагогические аспекты, а также включать в себя систематическое развитие пространственного воображения, культуры чувства формы и восприятия, что в итоге будет способствовать формированию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Анализ уровня эстетического воспитания учащихся начальной школы средствами изобразительной деятельности выявил дифференцированное развитие нравственно-эстетического восприятия учащихся. С учетом этих данных была разработана последовательность уроков изобразительного искусства, направленная на развитие эстетического восприятия учащихся в экспериментальной группе.
Для достижения этой цели были сформулированы развивающие и принимающие задачи уроков, созданы педагогические условия, способствующие развитию нравственно-эстетического восприятия детей. Таким образом, проанализировав полученные данные и разработав определенную последовательность уроков, были предприняты шаги по повышению уровня эстетического восприятия детей младшего школьного возраста через занятия изобразительным искусством в экспериментальной группе.
Дети активно участвовали в дискуссиях, проявляли интерес и с удовольствием высказывали свое мнение, сравнивая различные произведения искусства. Они также с удовольствием участвовали в практических занятиях по искусству. Богатство образов на картинах и разнообразие изобразительных средств стимулировало их мышление и обогащало эмоциональный опыт, что, несомненно, способствовало формированию нравственных и эстетических представлений.
В ходе исследования были успешно решены поставленные задачи: выявлен уровень сформированности эстетических представлений у младших школьников, разработана последовательность уроков изобразительного искусства, направленных на формирование нравственно-эстетических представлений, повторно выявлен уровень сформированности нравственно-эстетических представлений у учащихся после проведения уроков.
Результаты итоговой диагностики показали явное повышение уровня эстетических представлений у учащихся начальной школы в экспериментальной группе.



1. Белик, И.С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника / Инновационные педагогические технологии. / Казань: Бук, 2014. — С. 146-149.
2. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Наука, 2019. – 278 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей PDF. «Академия»,2002. – 320с.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП – ЯДО – М.: АСТ: Астрель, 2020. – 322 с.
5. Гамезо М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 2. Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности // Под ред. М. В. Гамезо. - М., Просвещение, 2018. – 190с.
6. Давыдов В.В. Значение творчества Л.С. Выготского для современной психологии // Советская педагогика, 1982, № 6, с.84-87.
7. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т.2018. – 112 с.
8. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ М.: Айрис-пресс, 2020. — 160 с.
9. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы.- М.: Знание, 2016. - 262 с.
10. Дранков В.Я. Психология художественного творчества. СПб: Питер, 2018. – 289 с.
11. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 20201. – 44с.
12. Занков Л.В. О начальном обучении. М. Изд-во АПН РСФСР, 2018. – 120. с
13. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие// Вопросы психологии. 2018. – 29 с.
14. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М., Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1959. – 190 с.
15. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т.А. Николкина. – Волгоград: Учитель, 2020. – 290 с.
16. Каган, М.С. Эстетика как философская наука СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2017. – 544 с.
17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 2021, 206с.
18. Костюк Г.С. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 2018. – 304 с.
19. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Наука, 2018. – 211 с.
20. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, 2021. – 322 с.
21. Киященко, Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. - М., 2002
22. Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического ввоспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. - С. 46-53.
23. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2015. – С. 134.
24. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души. Книга для занятий по духовному воспитанию. М., АО «Солид», 2016, 576с.
25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2018. - 208 с.
26. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
27. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Искусство в школе, 2020. – 132с.
28. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности//Вопросы психологии, 1990, №5, С.22-31.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2020. – 456с.
30. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 2019. – 239с.
31. Мурашов В.И. Действительности. Курс интергальной педагогики. М., РИЦ «Татьянин день», 1995. – 246с.
32. Неменский, В.М. Эстетическое воспитание на уроках изо, Москва, Просвещение, 2019. – 287 .
33. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 144 с. – (Законы и кодексы). 17
34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / C.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2019. – 321 с.
35. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед ин-тов/Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, и др. М., Просвещение, 2018. – 479с.
36. Пиаже Ж. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2017. – 345 с.
37. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа. 2020. – 175 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., Педагогика, 2021. – 276 с.
39. Рукавицын, М. М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание, 2022. – 432 с.
40. Словарь основных понятий по курсу «Философия»: учебное пособие / З.А. Медведева. – Кемерово, 208 – 158 с.
41. Сикорский Б.Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема. - Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1985. – 110 с.
42. Тарабакина Л.В. Исследование эмоций // Практикум по курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 238 с.
43. Тулупов И. И., Шевандрин Н. И. и др. Психоэстетика как метод исследования сферы выражения личности // Вопросы психологии, 2000, №6, с. 49-57.
44. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. – 212 с.
45. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.,Уч. пед. изд-во, Мин. Просвещения РСФСР, 1953-1954.
46. Ушинский, К. Д. и современное образование// Материалы конференции. Курск, 24-25 февраля 1995 г.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт (Ф ГО С) начального общего образования, 2014 г.
48. Философский энциклопедический словарь - М.: Знание, 2019, с.382
49. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. Кемерово, 2018. – 245 с.
50. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. – 438 с.
51. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников М.: Владос, 2020.- 160 с.
52. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – СПб.: Речь, 2017. – 184с.
53. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 2019. – 447 с.
54. Яковлева, Е.Л. Программа развития творческого потенциала личности. // Начальная школа: плюс-минус, 2000, №3, с. 11-17

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ