Формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала
|
Введение
1. Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала 8
1.1 Характеристика логических умений младших школьников .. 8
1.2 Изучение геометрического материала в курсе математики
начальной школы
1.3 Психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2.1 Выявление уровня сформированности логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала
2.2 Серия уроков изучения геометрического материала с учётом
формирования логических умений
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы и информационных
источников
Приложения
1. Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала 8
1.1 Характеристика логических умений младших школьников .. 8
1.2 Изучение геометрического материала в курсе математики
начальной школы
1.3 Психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2.1 Выявление уровня сформированности логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала
2.2 Серия уроков изучения геометрического материала с учётом
формирования логических умений
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы и информационных
источников
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что начальное образование по курсу математики, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), нацелено на овладение учащимися логическими операциями: анализ, синтез, сравнения, классификации, обобщения, ассоциативные процессы и др.
Каждое поколение людей предъявляет свои нормы и требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было - вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь эти задачи общеобразовательной школы иные. С введения системно-деятельностного подхода, при реализации основной образовательной программы (ООП), задачи, реализуемые в начальной школе, были расширены. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, следовательно, чтобы человек не отстал от жизни и от науки, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
Проблема формирования логических умений рассматривается в трудах многих ученых - педагогов таких как: Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Кулько, А. В. Усова, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Н. В. Фетисова, А. А. Столяр, И. Л. Никольская и др.
В работах В. С. Абловой, Л. П. Борисовой, Е. П. Маланюк, Т. К. Егориной, В. Н. Сохиной, Т. К. Камаловой, Л. П. Терентьевой, Н. Г. Салминой и др. было выделено содержание логической подготовки младших школьников и разработан методический инструментарий.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования логических умений на уроках математики и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий в методике изучения геометрического материала.
Это обусловило актуальность постановки проблемы: выявление психолого-педагогических условий формирования логических умений при изучении геометрического материала.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала и доказать их эффективность.
Объект исследования: изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: процесс формирования логических умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников и др.;
- четкое выделение логических умений;
- выявление резервов формирования логических умений в геометрическом материале.
Задачи исследования:
1. Выявить роль логических умений учащихся в изучении геометрического материала в начальной школе.
2. Проанализировать методику изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования логических умений.
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование логических умений и опытным путем доказать их эффективность.
Методы исследования:
- анализ научной, методической, учебной литературы, изучение и обобщение опыта по исследуемой проблеме, учебно-программной документации и учебно-методических пособий;
- наблюдение, проведение соответствующих методик, тестирование; качественный и количественный анализ его результатов.
Практическая значимость: теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до методических рекомендаций по формированию логических умений при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали: учащиеся 2 «Е» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска. Всего в исследовании участвовало 25 человек.
Апробация исследования: основные результаты исследования представлены в статье «Формирование логических умений младших школьников на уроках математики в начальной школе» в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, определена практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» дана характеристика логических умений младших школьников, рассмотрено изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы, рассмотрены психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 53 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Каждое поколение людей предъявляет свои нормы и требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было - вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь эти задачи общеобразовательной школы иные. С введения системно-деятельностного подхода, при реализации основной образовательной программы (ООП), задачи, реализуемые в начальной школе, были расширены. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, следовательно, чтобы человек не отстал от жизни и от науки, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
Проблема формирования логических умений рассматривается в трудах многих ученых - педагогов таких как: Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Кулько, А. В. Усова, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Н. В. Фетисова, А. А. Столяр, И. Л. Никольская и др.
В работах В. С. Абловой, Л. П. Борисовой, Е. П. Маланюк, Т. К. Егориной, В. Н. Сохиной, Т. К. Камаловой, Л. П. Терентьевой, Н. Г. Салминой и др. было выделено содержание логической подготовки младших школьников и разработан методический инструментарий.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования логических умений на уроках математики и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий в методике изучения геометрического материала.
Это обусловило актуальность постановки проблемы: выявление психолого-педагогических условий формирования логических умений при изучении геометрического материала.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала и доказать их эффективность.
Объект исследования: изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: процесс формирования логических умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников и др.;
- четкое выделение логических умений;
- выявление резервов формирования логических умений в геометрическом материале.
Задачи исследования:
1. Выявить роль логических умений учащихся в изучении геометрического материала в начальной школе.
2. Проанализировать методику изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования логических умений.
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование логических умений и опытным путем доказать их эффективность.
Методы исследования:
- анализ научной, методической, учебной литературы, изучение и обобщение опыта по исследуемой проблеме, учебно-программной документации и учебно-методических пособий;
- наблюдение, проведение соответствующих методик, тестирование; качественный и количественный анализ его результатов.
Практическая значимость: теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до методических рекомендаций по формированию логических умений при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали: учащиеся 2 «Е» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска. Всего в исследовании участвовало 25 человек.
Апробация исследования: основные результаты исследования представлены в статье «Формирование логических умений младших школьников на уроках математики в начальной школе» в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, определена практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» дана характеристика логических умений младших школьников, рассмотрено изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы, рассмотрены психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 53 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Каждое поколение людей предъявляет свои нормы и требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было - вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, следовательно, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
Одной из главных задач системы начального образования, в частности математики, является развитие логических умений младших школьников в образовательном процессе. От того, какие условия создаст учитель и будет зависеть, как хорошо у ребенка будут развиваться логика и логическое мышление на ранних этапах его проявления.
Для успешного обучения ребенка в школе, ему необходимо развиваться в различных направлениях, в том числе и развивать логическое мышление, так как школьный материал, изучаемый ребенком в школе, построен, именно, на этом. Роль логических умений в процессе образования младших школьников неустанно растет с каждым годом. Для этого у ученика должно быть сформировано логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Главное условие в совместной деятельности учителя и учащихся - это работа, которая проводится учителем совместно с учениками по формированию и развитию логических умений должна быть систематичной, не оторванной от общего процесса обучения, грамотно построенной, логически завершенной и отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.
Одной из главных задач системы начального образования, в частности математики, является развитие логических умений младших школьников в образовательном процессе. От того, какие условия создаст учитель и будет зависеть, как хорошо у ребенка будут развиваться логика и логическое мышление на ранних этапах его проявления.
Для успешного обучения ребенка в школе, ему необходимо развиваться в различных направлениях, в том числе и развивать логическое мышление, так как школьный материал, изучаемый ребенком в школе, построен, именно, на этом. Роль логических умений в процессе образования младших школьников неустанно растет с каждым годом. Для этого у ученика должно быть сформировано логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Главное условие в совместной деятельности учителя и учащихся - это работа, которая проводится учителем совместно с учениками по формированию и развитию логических умений должна быть систематичной, не оторванной от общего процесса обучения, грамотно построенной, логически завершенной и отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Методические приемы в обучении младших школьников выполнению геометрических построений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



