ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Специфика игровой деятельности детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Характеристика игры-путешествия и ее значение в развитии
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-ПУТЕШЕСТВИЙ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста посредством использования игр-
путешествий 34
2.3. Определение эффективности использования игр-путешествий в работе над развитием познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя, как активная познавательная направленность, связанная с положительным, эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности [7].
Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых выделяются Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, И.И. Бецкой, Н.А. Добролюбов, А.Г. Ковалев, Н.А. Корф, А.С. Макаренко, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясинцев, Н.И.Новиков, В.Ф. Одоевский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, С.Т. Шацкий, Г.И. Щукина, Ф.И. Янкович и многие другие. Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями дошкольных образовательных организаций, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти
оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.
Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи [3, 9].
Материал, плохо усвоенный детьми, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения старших дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. Именно поэтому одним из актуальных методов обучения детей дошкольного возраста является игра.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [9].
Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности.....
Актуальность работы по использованию игр-путешествий в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к путешествиям.
Игра-путешествие - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона, природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия и пр. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции). Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности [17].
Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдение, экспериментирование, продуктивную
деятельность, трудовую, спортивную и т. д.
Цель игры-путешествия - создание условий для активизации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
В практической части данной работы описываются результаты исследования, которое осуществлялось на базе филиала «Крепыш» МБДОУ д/с №39 г. Пензы «Гнездышко».
В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что
сформированность познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах находится на низком и среднем уровнях.
В рамках формирующего эксперимента нами была разработана комплексная система разнообразных форм и методов развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, основанная на использовании в образовательной деятельности с дошкольниками экспериментальной группы игр-путешествий. Работа на формирующем этапе эксперимента включала в себя игры-путешествия «Осеннее путешествие», «Путешествие в деревню», «Путешествие в мир диких животных средней полосы», «Путешествие к зимушке-зиме» и др.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса (с 10 до 50%), а дошкольников с низким уровнем выявлено не было.
В контрольной группе изменения произошли лишь у двоих детей - они продемонстрировали средний уровень сформированности познавательного интереса, поэтому с низким уровнем количество детей уменьшилось. У остальных детей изменений не произошло.
Таким образом, уровень развития познавательного интереса у детей с использованием игр-путешествий после проведения экспериментальной работы повысился. Следовательно, наша гипотеза о том, что использование игр-путешествий в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень развития их познавательного интереса подтвердилась: у дошкольников экспериментальной группы значительно повысился уровень инициативности, любознательности и самостоятельности; способность к принятию и реализации собственных решений.
Использование игр-путешествий в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.
Таким образом, в ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 134 с.
2. Баранова В.В. Истории обычных предметов в познавательноречевом развитии дошкольников. Сборник конспектов интегрированных занятий для дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 128 с.
3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — М., 1955. — С. 3-14.
4. Венгер Л.А. Психология. - М.: Дрофа, 2015. - 336 с.
5. Виды дидактических игр http://www.razumniki.ru/vidy_
didakticheskih_igr.html
6. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметнопространственной среды развития дошкольника. Методическое пособие. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2012. - 127 с.
7. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 1994., 240 с.
8. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей детского сада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 180 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2013. - 512 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для студентов вузов. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2011. - 298 с.
11. Игра дошкольника. / Под ред. С.А. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1989. - 286 с.
12. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2015. - 95 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 416 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - В 2-х т., Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 312 с.
15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 2012. - 165 с....30