Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ (РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»)

Работа №147904

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ (РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК») 6
1.1. Современные представления о практико-ориентированном изучении
биологии в 8 классе 6
1.2. Методические основы формирования знаний и умений о сохранении
здоровья при изучении раздела «Человек» 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК» 19
2.1. Формирование практико-ориентированных знаний и умений при изучении биологии (раздел «Человек») 19
2.2. Выявление уровня сформированности практических знаний и умений у учащихся 8 класса 26
2.3 Гигиеническое воспитание учащихся при экспериментальном обучении и анализ результатов (раздел «Человек») 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Практико-ориентированное обучение биологии направлено на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, - забота о здоровье учащихся, основой сохранения которого является санитарно-гигиеническом воспитание.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходиться приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной гигиенической среды для учащихся. Эти особенности изучает наука «Гигиена школы» и ее основы представлены в разделе биологии «Человек и его здоровье», что связывает здоровье с соблюдением требований гигиены. Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников [5].
Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется 3
развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге - ухудшается их здоровье.
Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования - на сегодняшний день школа недостаточно занимается гигиеническим образованием детей. Актуальность и практическая значимость обусловлена высокими статистическими показателями снижения их здоровья. Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни [26].
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. Цель исследования - выявить эффективные условия реализации практической направленности изучения раздела «Человек».
Объект исследования - процесс обучения биологии в 8 классе.
Предмет исследования: практическая направленность преподавания биологии при изучении раздела «Человек».
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс практической направленности при обучении биологии будет эффективным, если:
а) выбрать из изучаемого материала раздела «Человек» гигиенические понятия и развивать их в течение курса;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, сохранение здоровья детей является важной задачей школы и соответствует принципам гуманизации образования. Его сохранение является сложным и длительным процессом, влияние на который оказывают окружающая среда, наследственный фактор, условия жизни и воспитания ребенка в семье, питание, лечение, психологическая обстановка.
Чем раньше человек начнет заботиться о своем здоровье, тем лучше для него. Гораздо легче начать подлечивать появившиеся болезни в детстве, чем запустить их и лечить в среднем возрасте. В детстве многие дети неаккуратно относятся к своему здоровью и не обращают внимания на малейшие проявления болезней. Не во всех семьях родители уделяют внимание здоровью детей и заботятся о его поддержании.
В учебно-воспитательном процессе существуют две линии, к которым относятся развивающие формы оздоровительной работы и приобщение детей к физической культуре. Это необходимо воспитывать на протяжение многих лет обучения в школе.
Проведенное нами исследование показало, что в современном информационном обществе многие дети вообще не имеют представления о здоровом образе жизни и правилах личной гигиены. Они не придают этому значения, считая, что здоровье организма, существует независимо от их образа жизни, питания, физической нагрузки. Ребята не соблюдают распорядок дня, поздно ложатся спать, нерационально питаются, могут проводить много времени у компьютера. Не каждый ученик понимает, что нужно чередовать физическую и умственную нагрузку, гулять на улице, заниматься спортом, двигаться, высыпаться, принимать ежедневно душ, чистить зубы утром и вечером. Даже получившие такие теоретические знания в школе, ученики постепенно забывают их и с возрастом игнорируют.
Опытно-экспериментальная работа показала, что учащиеся восьмых классов стараются соблюдать личную гигиену, но в основном находятся в помещении. Они редко бывают на свежем воздухе. Зарядка воспринимается многими как что-то ненужное и излишнее. По возможности ребята стараются не делать ее. Ученикам больше нравится проводить время за компьютером, смартфоном или планшетом.
В ходе исследования были решены задачи:
1. Теоретически обосновать проблему практической направленности при изучении раздела «Человек».
2. Определить уровень сформированности практических знаний и умений учеников современной школы.
3. Разработать и реализовать комплекс уроков, направленный на практическую направленность учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье».
4. Разработать, и выявить эффективность экспериментальной методики практической направленности при обучении разделу «Человек».
Проанализировав литературу и проведя наблюдения за учащимися по вопросам личной гигиены, можно сделать вывод о том, что существует возможность сохранить здоровье и продлить себе жизнь только соблюдении основных норм гигиены и ориентации на здоровый образ жизни.


1. Аксенова О Н. Методика преподавания биологии (под ред. М.А. Якунчева): учеб, для студ. вузов/О.Н. Аксенова О.Н. Волкова, Т.С. Колмыкова, А.Б. Ручин, М.А. Якунчев . М.: «Академия», 2008. 320с.
2. Арбузова Е. Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: курс лекций. Учебное пособие. / Арбузова Е. Н. Омск: ОМГПУ, 2012. 332 с.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. М.: Педагогика, 2009.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. М.: Моск, психолого-соц. ин-т, 2002. 52 с.
5. Буханцева, Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н.В. Буханцева. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2008. 402 с.
6. Воробьева, Л.В. Гигиена, синология, экология : учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. Волгоград. Вологда, 2011. 255 с.
7. Галкина, Е.А. Технологии обучения биологии : учебно­методическое пособие / Е.А. Галкина. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун- т им. В.П. Астафьева, 2011. 176 с.
8. Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников : биология : 5-9 классы : методическое пособие / Громова Л. А. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.
9. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. М.: Современник, 2010. 160 с.
10. Иванова Т.В. Общая методика обучения биологии в школе/Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова, Т.Т. Бровкина М.: ДРОФА, 2010. 271 с
И. Кабаян, Н. В. От классического к поиску нового в методике обучения биологии / Н. В. Кабаян // Биология в школе. 2010. № 7. С. 55— 63.
12. Колесов, Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология». Человек. 8кл. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Белов. М.: Дрофа, 2002. 176 с.
13. Магор, А.Н. Гигиеническое воспитание / А.Н. Матор. М.: Издательство стандартов, 2008. 147 с.
14. Маш Р. Д., Драгомилов А. Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. 2-е издание перераб. / Драгомилов А. Г. М.: Вентана-Граф, 2013. 288 с.
15. Орлова Л. Н. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения биологии : монография / Л.Н. Орлова, Н.С. Постнова. Омск : ООО «Издательско-полиграфический центр «Сфера», 2011.219с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ