Исторический материал на уроках математики как средство развития познавательного интереса учащихся
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 6
1.1 Сущность познавательного интереса 6
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования познавательного
интереса у школьников 10
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ 21
2.1 Анализ учебников математики на наличие сведений из истории
математики 21
2.2 Методические особенности включения исторического материала на
уроках математики в 5 - 6 классах 33
2.3 Методика совершенствования работы по использованию
исторического материала на уроках математики в классе 38
2.4 Результаты эффективности применения разработанной
методики 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 6
1.1 Сущность познавательного интереса 6
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования познавательного
интереса у школьников 10
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ 21
2.1 Анализ учебников математики на наличие сведений из истории
математики 21
2.2 Методические особенности включения исторического материала на
уроках математики в 5 - 6 классах 33
2.3 Методика совершенствования работы по использованию
исторического материала на уроках математики в классе 38
2.4 Результаты эффективности применения разработанной
методики 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Становление личности происходит именно в школьные годы, когдаучебный процесс занимает неотъемлемое место в жизни обучающегося. Отучителя полностью зависит познавательный интерес и активность учащегосяв процессе обучения. А от того как он построит свой урок будет зависетьнасколько обучающийся заинтересуется в материале урока, и как будетразвиваться его личность. Ведь личность человека формируется иразвивается вместе с деятельностью, которой он занимается. А в ходе деятельности человек создаёт себя, свою сущность.
На сегодняшний день школа представлена в качестве такого образовательного учреждения, которое самым непосредственным образом берет на себя ответственность и отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И именно от того на сколько качественно будут выполняться возложенные функции на школу, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей и общества в целом. Для создания условий роста интеллектуальных способностей, учащихся с недавнего времени, не только в начальной, но и в средней школе ведется активный поиск инновационных форм, методов и содержания школьного образования. Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы учащиеся увидели мировоззренческие аспекты математики, осознали генезис математических идей и пути к некоторым математическим открытиям, оценили роль математики в решении прикладных проблем и ее значение в повседневной жизни.
«Изучение математики должно обеспечить: формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки» [20, с.13]. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: <...> прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества...» [20, с.5]
Издаются многочисленные литературные источники, описывающие суть принципа историзма и объясняющие необходимость введения исторических материалов в уроки, но методических разработок по их внедрению нет. Государственная образовательная программа по математике рекомендует использовать в процессе обучения исторические материалы, знакомить учащихся с автобиографиями великих и знаменитых ученых-математиков и др. Но программа не содержит конкретных указаний, какие именно сведения из истории, как и когда их сообщать учащимся, стоит об этом говорить во время урока или вынести во внеурочную деятельность. Таким образом, данные факты актуализируют темы нашего исследования.
Объектом исследования выступает процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: представлены методические особенности
обучения математике в 5-6 классах с использованием исторического материала.
Цель выпускной квалификационной работы : подготовить методическое обеспечение использования исторического материала на уроках математики в 6 классе, способствующее развитию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность познавательного интереса;
2. Выявить Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у школьников
3. Проанализировать учебники математики на наличие сведений из истории математики;
4. Изучить методические особенности включения исторического материала на уроках математики в 5 - 6 классах;
5. Представить методику совершенствования работы по использованию исторического материала на уроках математики в классе;
6. Представить результаты эффективности применения разработанной методики.
Гипотеза: если в процесс обучения математике включить исторический материал, то это будет способствовать повышению интереса у учащихся к математике.
На сегодняшний день школа представлена в качестве такого образовательного учреждения, которое самым непосредственным образом берет на себя ответственность и отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И именно от того на сколько качественно будут выполняться возложенные функции на школу, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей и общества в целом. Для создания условий роста интеллектуальных способностей, учащихся с недавнего времени, не только в начальной, но и в средней школе ведется активный поиск инновационных форм, методов и содержания школьного образования. Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы учащиеся увидели мировоззренческие аспекты математики, осознали генезис математических идей и пути к некоторым математическим открытиям, оценили роль математики в решении прикладных проблем и ее значение в повседневной жизни.
«Изучение математики должно обеспечить: формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки» [20, с.13]. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: <...> прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества...» [20, с.5]
Издаются многочисленные литературные источники, описывающие суть принципа историзма и объясняющие необходимость введения исторических материалов в уроки, но методических разработок по их внедрению нет. Государственная образовательная программа по математике рекомендует использовать в процессе обучения исторические материалы, знакомить учащихся с автобиографиями великих и знаменитых ученых-математиков и др. Но программа не содержит конкретных указаний, какие именно сведения из истории, как и когда их сообщать учащимся, стоит об этом говорить во время урока или вынести во внеурочную деятельность. Таким образом, данные факты актуализируют темы нашего исследования.
Объектом исследования выступает процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: представлены методические особенности
обучения математике в 5-6 классах с использованием исторического материала.
Цель выпускной квалификационной работы : подготовить методическое обеспечение использования исторического материала на уроках математики в 6 классе, способствующее развитию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность познавательного интереса;
2. Выявить Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у школьников
3. Проанализировать учебники математики на наличие сведений из истории математики;
4. Изучить методические особенности включения исторического материала на уроках математики в 5 - 6 классах;
5. Представить методику совершенствования работы по использованию исторического материала на уроках математики в классе;
6. Представить результаты эффективности применения разработанной методики.
Гипотеза: если в процесс обучения математике включить исторический материал, то это будет способствовать повышению интереса у учащихся к математике.
При выполнении работы все поставленные задачи были решены.
В контексте психолого-педагогической практики, активизация познавательного интереса у учащихся на занятиях математики требует интеграции логически структурированных заданий, способствующих развитию аналитического мышления. Применение дидактических инноваций, таких как проблемно-ориентированное обучение, способствует стимулированию исследовательской активности и самостоятельности в постижении математических закономерностей.
Применение исторического материала в обучение математике выступает эффективным инструментом для стимулирования познавательного интереса обучающихся. Так, освещение истории возникновения математических концепций и теорем, знакомство с биографиями выдающихся ученых и их вкладом в развитие науки позволяет учащимся увидеть многообразие путей познания и применения математики в различных эпохах. Это не только обогащает знания учащихся, но и демонстрирует междисциплинарные связи, подчеркивая важность математики в историческом и культурном контекстах. Такой подход способствует формированию у учащихся глубокого понимания предмета, мотивирует их к дальнейшему изучению математики и развивает умение критически анализировать информацию. В результате, исторический материал на уроках математики активизирует познавательную активность учеников, делая процесс обучения более захватывающим и содержательным.
С целью определения целесообразности применения исторического материала в обучении математике проанализировали учебно-методическую и научную литературу и пришли к выводу, что остро стоит вопрос о внедрении исторического материала в процесс обучения математике и его решению уделяется значительное внимание.
Проанализировав школьные учебники по математике 5 - 6 классов на предмет введения исторических материалов пришли к выводу, что не во всех 61
учебниках, по которым в настоящее время ведется обучение в общеобразовательных школах, содержится исторический материал, а авторы придерживаются различных методических подходов к его внедрению.
При рассмотрении методических аспектов включения учебных заданий с элементами исторических материалов в уроки математики в 5 - 6 классах выяснили, что правильно включенные, систематически применяемые, гармонично вписывающиеся в учебный процесс исторические материалы, способствуют повышению интереса у учащихся к изучению математики.
На примерах показали, что исторический материал целесообразно применять в изучении математики.
Проведенное исследование с внедрением исторических материалов в уроки имеет положительные результаты по формированию интереса учащихся к математике через применение фактов истории науки, краеведческих материалов, исторических справок и подтверждает необходимость включения исторического материала на уроках математики в 6 классах.
В контексте психолого-педагогической практики, активизация познавательного интереса у учащихся на занятиях математики требует интеграции логически структурированных заданий, способствующих развитию аналитического мышления. Применение дидактических инноваций, таких как проблемно-ориентированное обучение, способствует стимулированию исследовательской активности и самостоятельности в постижении математических закономерностей.
Применение исторического материала в обучение математике выступает эффективным инструментом для стимулирования познавательного интереса обучающихся. Так, освещение истории возникновения математических концепций и теорем, знакомство с биографиями выдающихся ученых и их вкладом в развитие науки позволяет учащимся увидеть многообразие путей познания и применения математики в различных эпохах. Это не только обогащает знания учащихся, но и демонстрирует междисциплинарные связи, подчеркивая важность математики в историческом и культурном контекстах. Такой подход способствует формированию у учащихся глубокого понимания предмета, мотивирует их к дальнейшему изучению математики и развивает умение критически анализировать информацию. В результате, исторический материал на уроках математики активизирует познавательную активность учеников, делая процесс обучения более захватывающим и содержательным.
С целью определения целесообразности применения исторического материала в обучении математике проанализировали учебно-методическую и научную литературу и пришли к выводу, что остро стоит вопрос о внедрении исторического материала в процесс обучения математике и его решению уделяется значительное внимание.
Проанализировав школьные учебники по математике 5 - 6 классов на предмет введения исторических материалов пришли к выводу, что не во всех 61
учебниках, по которым в настоящее время ведется обучение в общеобразовательных школах, содержится исторический материал, а авторы придерживаются различных методических подходов к его внедрению.
При рассмотрении методических аспектов включения учебных заданий с элементами исторических материалов в уроки математики в 5 - 6 классах выяснили, что правильно включенные, систематически применяемые, гармонично вписывающиеся в учебный процесс исторические материалы, способствуют повышению интереса у учащихся к изучению математики.
На примерах показали, что исторический материал целесообразно применять в изучении математики.
Проведенное исследование с внедрением исторических материалов в уроки имеет положительные результаты по формированию интереса учащихся к математике через применение фактов истории науки, краеведческих материалов, исторических справок и подтверждает необходимость включения исторического материала на уроках математики в 6 классах.





