Психологические особенности дошкольников, воспитывающихся по системе Монтессори
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей дошкольников, воспитывающихся по системе
М. Монтессори 8
1.1. Познавательная деятельно сть старших дошкольников 8
1.2. Особенности перцептивно-действенного компонента
познавательной деятельности дошкольников 15
1.3. Система М. Монтессори как система сенсорного развития 22
1.4. Сенсорное развитие дошкольников в общеобразовательной
программе «Развитие» 29
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей перцептивнодейственного компонента познавательной деятельности старших дошкольников, воспитывающихся по системе
М. Монтессори 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования перцептивно
действенного компонента познавательной деятельности дошкольников 43
2.3. Рекомендации по развитию перцептивно-действенного
компонента познавательной деятельности у дошкольников, воспитывающихся по общеобразовательной программе «Развитие» 51
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложения 62
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей дошкольников, воспитывающихся по системе
М. Монтессори 8
1.1. Познавательная деятельно сть старших дошкольников 8
1.2. Особенности перцептивно-действенного компонента
познавательной деятельности дошкольников 15
1.3. Система М. Монтессори как система сенсорного развития 22
1.4. Сенсорное развитие дошкольников в общеобразовательной
программе «Развитие» 29
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей перцептивнодейственного компонента познавательной деятельности старших дошкольников, воспитывающихся по системе
М. Монтессори 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования перцептивно
действенного компонента познавательной деятельности дошкольников 43
2.3. Рекомендации по развитию перцептивно-действенного
компонента познавательной деятельности у дошкольников, воспитывающихся по общеобразовательной программе «Развитие» 51
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложения 62
В современном меняющемся мире человеку для существования все реже удается опереться на отработанные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценной жизни в динамичной среде людям все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.
Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями.
На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающего поколения, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении.
Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают программы развития дошкольников.
Проблема формирования опыта познавательной деятельности исследовалась в разных трудах психологов и педагогов: К.Д. Ушинским, Я.А. Коменским, Д. Локком, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и т.д. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность как естественное желание дошкольников к познанию. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее применения у старших дошкольников. Проблема формирования опыта познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития [11].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [24].
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Результаты многочисленных исследований в возрастной психологии доказали, что существуют сенситивные периоды для развития у ребёнка определённых психологических качеств и видов деятельности. Сенситивный период - время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого- либо свойства психики, и, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени для восполнения пробела в развитии определённых функций.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов. Познание окружающего мира начинается с восприятия. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.
Современная система обучения и воспитания М. Монтессори направлена на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности. Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.....
Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями.
На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающего поколения, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении.
Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают программы развития дошкольников.
Проблема формирования опыта познавательной деятельности исследовалась в разных трудах психологов и педагогов: К.Д. Ушинским, Я.А. Коменским, Д. Локком, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и т.д. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность как естественное желание дошкольников к познанию. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее применения у старших дошкольников. Проблема формирования опыта познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития [11].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [24].
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Результаты многочисленных исследований в возрастной психологии доказали, что существуют сенситивные периоды для развития у ребёнка определённых психологических качеств и видов деятельности. Сенситивный период - время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого- либо свойства психики, и, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени для восполнения пробела в развитии определённых функций.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов. Познание окружающего мира начинается с восприятия. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.
Современная система обучения и воспитания М. Монтессори направлена на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности. Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.....
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен теоретический анализ возрастно-психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, были изучены особенности познавательной деятельности старших дошкольников, очевидной стала важность развития перцепции детей, изучены различия двух систем обучения и воспитания, выявлены особенности детей, воспитывающихся по системе М. Монтессори.
Было организовано эмпирическое исследование перцептивнодейственного компонента познавательной деятельности старших дошкольников. Данное эмпирическое исследование проводилось с воспитанниками двух подготовительных групп с разными системами обучения и воспитания, а именно система М. Монтессори и общеобразовательная программа «Развитие».
Осуществлён анализ и интерпретация исследованных различий перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности старших дошкольников.
С помощью статистического метода Т-критерия Стьюдента удалось выявить достоверные различия в показателях перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности старших дошкольников из группы, занимающихся по системе М. Монтессори и их сверстников, занимающихся по программе «Развитие». Перцептивно-действенный компонент познавательной деятельности дошкольников, воспитывающихся по системе М. Монтессори представлен в лучшей степени.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, действительно у дошкольников, воспитывающихся по системе М. Монтессори перцептивно-действенный компонент познавательной деятельности представлен лучше и заключается в более высоком уровне сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, более высоком уровне развития невербального интеллект, более высоком интеллектуальном развитии.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации:
1. Помогать детям изучать свойства сенсорных материалов.
2. Привлекать детей к творческим заданиям, связанным с задачами красочного оформления.
3. Уделять больше внимания рисованию, конструированию.
4. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать явления или предметы.
5. Давать больше свободы дошкольникам в выборе себе занятия и не ограничивать самостоятельность в изучении предметов, действий и манипуляций с ними.
6. Включать в любой образовательный процесс сенсорные материалы.
7. Внедрять опыт проведения образовательных событий, направленные на поиск выхода из проблемных ситуаций и на формирования у детей качеств, нужных ему для ведения активной жизни как в настоящем, так и в будущем.
8. Применять на практике игры и упражнения, направленные на развитие восприятия.
9. Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
10. Учить соотносить предметы по величине.
11. Учить способам распознающего наблюдения.
12. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
13. Формировать умение составлять из частей целое.
14. Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
15. Различать основные признаки разных времен года.
16. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана - схемы.
17. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
18. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
19. Обогатить внутригрупповое пространство сенсорным материалом и предоставить детям свободный доступ к данным материалам.
20. Создать на прогулочной площадке как можно больше игровых и творческих зон, как пример:
• стена для рисования
• собственный мини- огород
• манипуляции с землёй, песком
• зона с водой
• строительная мини -площадка
• массажные дорожки
Материалы переданы в МАДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» и могут быть использованы для улучшения качества образовательной системы дошкольного учреждения.
Было организовано эмпирическое исследование перцептивнодейственного компонента познавательной деятельности старших дошкольников. Данное эмпирическое исследование проводилось с воспитанниками двух подготовительных групп с разными системами обучения и воспитания, а именно система М. Монтессори и общеобразовательная программа «Развитие».
Осуществлён анализ и интерпретация исследованных различий перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности старших дошкольников.
С помощью статистического метода Т-критерия Стьюдента удалось выявить достоверные различия в показателях перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности старших дошкольников из группы, занимающихся по системе М. Монтессори и их сверстников, занимающихся по программе «Развитие». Перцептивно-действенный компонент познавательной деятельности дошкольников, воспитывающихся по системе М. Монтессори представлен в лучшей степени.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, действительно у дошкольников, воспитывающихся по системе М. Монтессори перцептивно-действенный компонент познавательной деятельности представлен лучше и заключается в более высоком уровне сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, более высоком уровне развития невербального интеллект, более высоком интеллектуальном развитии.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации:
1. Помогать детям изучать свойства сенсорных материалов.
2. Привлекать детей к творческим заданиям, связанным с задачами красочного оформления.
3. Уделять больше внимания рисованию, конструированию.
4. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать явления или предметы.
5. Давать больше свободы дошкольникам в выборе себе занятия и не ограничивать самостоятельность в изучении предметов, действий и манипуляций с ними.
6. Включать в любой образовательный процесс сенсорные материалы.
7. Внедрять опыт проведения образовательных событий, направленные на поиск выхода из проблемных ситуаций и на формирования у детей качеств, нужных ему для ведения активной жизни как в настоящем, так и в будущем.
8. Применять на практике игры и упражнения, направленные на развитие восприятия.
9. Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
10. Учить соотносить предметы по величине.
11. Учить способам распознающего наблюдения.
12. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
13. Формировать умение составлять из частей целое.
14. Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
15. Различать основные признаки разных времен года.
16. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана - схемы.
17. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
18. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
19. Обогатить внутригрупповое пространство сенсорным материалом и предоставить детям свободный доступ к данным материалам.
20. Создать на прогулочной площадке как можно больше игровых и творческих зон, как пример:
• стена для рисования
• собственный мини- огород
• манипуляции с землёй, песком
• зона с водой
• строительная мини -площадка
• массажные дорожки
Материалы переданы в МАДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» и могут быть использованы для улучшения качества образовательной системы дошкольного учреждения.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как фактор развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ РИСКА
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Полисенсорный подход как условие развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проектирования обучающего пространства для дошкольников (в рамках национального института)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022





