Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы инклюзивного образования студентов с ОВЗ 8
1.1 Инклюзивное образование как ключевое направление развития 8
обучающихся с ОВЗ
1.2 Теоретические аспекты влияния самоорганизации на развитие
студентов с ОВЗ 23
Глава 2 Экспериментальное исследование самоорганизации развития студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 40
2.1 Процедура и методы исследования развития студентов с ОВЗ в
условиях инклюзивного образования 40
2.2 Тренинговая программа по формированию навыков
самоорганизации у студентов с ОВЗ 65
2.3 Результаты экспериментальной работы по самоорганизации
развития студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 70
Заключение 92
Список использованных источников 96
Приложения 101
Актуальность темы исследования заключается с одной стороны в том, что люди в современном информационном обществе с его быстрыми и все ускоряющимися потоками информации, изменений и преобразований, насыщенностью жизни, должны умело распоряжаться своим временем, организовывать свою жизнь так, чтобы ставить четкие цели и выбирать действенные средства для их достижения, поддерживая результативность своей деятельности и тем самым конкурентоспособность в различных сферах. С другой стороны, актуальность данного исследования обусловлена ростом числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами. Число инвалидов постепенно и неуклонно растет вследствие разных причин (например, локальные войны, промышленные и спортивные травмы, дорожные аварии и т. д.). По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это составляет 15% населения земного шара. От 110 миллионов (2,2%) до 190 миллионов (3,8%) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья [27]. Человеку с ограниченными возможностями здоровья сложнее социализироваться и адаптироваться в социуме, поэтому для него навыки самоорганизации как одного из составляющих личного успеха человека обладают еще большей значимостью, чем для относительно здоровых членов общества.
Особое значение навыки самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретают в условиях инклюзивного образования, поскольку только при соблюдении самодисциплины, т.е. умении держать себя в руках, управлять своим поведением, умении подчинять свои действия определенным требованиям, принципам, возможно 4
выполнение требований образовательной программы, своевременной прохождение промежуточного контроля и в завершение итоговой государственной аттестации. Самоорганизация позволяет наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.
Высокий уровень самоорганизации дает студенту следующие преимущества: лучшую организацию учебной работы, выполнение требований учебного плана с меньшими затратами, меньшее приложение усилий и загруженность, меньший стресс, повышение результативности и мотивации, достижение учебных, профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Самоорганизация студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования составляет важное условие успешности адаптации к образовательной среде вуза и выполнения требований адаптированной образовательной программы. Однако, студенты с ОВЗ вследствие постоянного сталкновения с социальными барьерами и ограничениями и сформированного «синдрома выученной беспомощности» зачастую пасуют перед трудностями, не уверены в своих силах, не имеют четких жизненных целей, рассчитывают на внешнюю помощь и поддержку, вплоть до гиперопеки.
Проблема исследования состоит, таким образом, в противоречии между важностью навыков самоорганизации для студентов с ОВЗ и недостаточной их развитостью в силу психологических особенностей данной группы студентов.
Новизна исследования состоит в том, что, несмотря на изученность многих аспектов инклюзивного образования в вузах, недостаточно изученным остается вопрос о роли самоорганизации студентов с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного подхода к образованию....
Исходя из проанализированной литературы, а также проведенным исследованиям по моей теме магистерской диссертации, мы пришли к выводу, что основу инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования составляет создание равных возможностей получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и инвалидами наравне с остальными обучающимися. Все образовательные программы в профессиональных образовательных организациях должны содержать условия доступности обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды учатся в общих академических группах, при этом обеспечивается доступность пребывания в местах обучения и прохождения практик. Им предоставляется соответствующая материально-техническая база образовательного процесса, в том числе адаптивные и ассистивные средства обучения, позволяющие компенсировать индивидуальные нарушения процесса приема-передачи информации, а также печатные и электронные образовательные ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья. Каждый из обучающихся с ОВЗ и инвалидов должен иметь индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств. Предоставляется возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Педагогические технологии обучения, процедуры контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся. При необходимости образовательная организация высшего образования обеспечивает сопровождение учебы, в том числе тьюторское.
В условиях инклюзивного обучения молодых людей с ОВЗ и
инвалидов в образовательных организациях высшего образования по
93
учебному плану одним из решающих условий качественной подготовки, адекватной социально-образовательной ориентации, развития деятельности, инициативы, направленных на эффективность их будущей
профессиональной деятельности, является способность к самоорганизации. Самоорганизация - это показатель личной зрелости человека, интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализующаяся в организации деятельности и поведении. Психолого-педагогические основы формирования самоорганизации личности как способности и умения организовать себя и свою деятельность, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга, раскрыты в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Э.Ф. Зеера, В.С. Мерлина, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова и других педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы по организации профессионального образования показывает, что самоорганизация как способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, рефлексивными приемами, выделяется многими специалистами как важнейший фактор успешности образования, формирования активной, самостоятельной, творческой личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою деятельность.В научно-педагогических трудах можно увидеть сложившийся подход к самоорганизации в учебном процессе как к упорядоченной профессионально ориентированной деятельности, основанной на сформированной совокупности целей и мотивов образования, навыков саморазвития, самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу, адекватной самооценке и, как результат, к формированию индивидуальной траектории обучения в соответствии с собственными образовательными запросами и особенностями развития. Эти качества личности формируются в субъект-субъектном процессе обучения преимущественно самостоятельно при соответствующем педагогическом содействии....
1. Алёхина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность [Текст]: учебно-методическое пособие/ С. В. Алёхина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 33 с.
2. Афанасьева, Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности [Текст]/ Н. А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008.- №2. - С. 60-61.
3. Безделева, А. А. Формирование социально-культурного
пространства ля повышения качества инклюзивного образования в современном российском университете [Электронный ресурс] // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-kulturnogo-
prostranstva-dlya-povysheniya-kachestva-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v- sovremennom-rossiyskom (дата обращения: 17.12.2020).
4. Воробьёва, М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов [Текст]/ М. А. Воробьева // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6 - С. 184-188.
5. Воронкин, А. В. Социокультурная реабилитация инвалидов
[Электронный ресурс]/ А. В. Воронкин, C. О. Баумбах// Инновационная наука. - 2016. - №12-3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата
обращения: 22.12.2020)
6. Гребенникова, В. М. Развитие инклюзивного образования в
Российской Федерации: проблемы и перспективы [Текст]/ В. М.
Гребенникова// Фундаментальные исследования. — 2015. - № 2-19. - С. 4292-4297.
7. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России [Текст] / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 256 с.
8. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности [Текст]: Монография/ А. Д. Ишков. - 3-е изд. -М.: Издательство АСВ, 2013. - 224 с.
9. Каковихина, С. И.Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций [Текст]: учебно-методическое пособие/ С. И. Каковихина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 190 с.
10. Кантор, В. З. Готовность профессорско-преподавательского состава
вузов к инклюзивному обучению студентов с инвалидностью: проблемное поле [Электронный ресурс]/ В. З. Кантор, А. П. Антропов, Ю. Л. Проект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020. - № 195. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-professorsko-prepodavatelskogo- sostava-vuzov-k-inklyuzivnomu-obucheniyu-studentov-s-invalidnostyu- problemnoe-pole (дата обращения: 17.12.2020).
11. Кантор, В. З. Инклюзивное высшее образование: социальнопсихологическое благополучие студентов[Электронный ресурс]/ В. З. Кантор, Ю. Л. Проект // Образование и наука. 2019. - № - 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-vysshee-obrazovanie-sotsialno- psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov (дата обращения: 17.12.2020).
12. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) [Текст]/ В. Е. Клочко.- Томск: Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
13. Князькова, О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» [Текст] О. Н. Князькова// Молодой ученый. - 2012. - № 11 (46). - С. 428-432.
14. Кудринская, Л. А. Мнения студентов вуза о социальном
взаимодействии, достоинствах и рисках в инклюзивном
образовании [Электронный ресурс]/ Л. А.Кудринская,Е. В. Шенгальц// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (55). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mneniya-studentov- vuza-o-sotsialnom-vzaimodeystvii-dostoinstvah-i-riskah-v-inklyuzivnom- obrazovanii (дата обращения: 17.12.2020).
15. Ларина, Е. А. Тренинг как средство повышения учебной мотивации студентов вуза[Текст]/ Е. А. Ларина //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - т. 11. - № 4 (2). - 2009. - с. 412-416....37