Введение 3
1 Теоретические, нормативно-правовые и экономические основы
государственного управления развитием малого бизнеса 11
1.1 Понятие, сущность и функции малого бизнеса 11
1.2 Нормативно-правовые основы развития малого
предпринимательства в Российской Федерации 15
1.3 Экономические основы деятельности малого бизнеса в Российской
Федерации 26
2 Государственное регулирование развития малого бизнеса в
субъекте Российской Федерации 30
2.1 Основные направления государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации 30
2.2 Развитие малого бизнеса в Пензенской области 53
2.3 Деятельность бизнес-омбудсмена в Пензенской области 67
3 Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации 74
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы государственной 75 подержи развития малого предпринимательства
3.2 Организационно-управленческая деятельность, направленная на
развитие благоприятной среды для ведения малого бизнеса 80
Заключение 86
Список использованных источников 92
Приложения 103
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, сектор малого предпринимательства является имманентным элементом рыночной системы. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как свидетельствует статистика, доля занятого в малом бизнесе населения стран Европейского Союза составляет 60-70%, Японии - 78%, США - 54%. Удельный вес продукции малого бизнеса в ВНП США - 50%, Германии - 54%, Японии - 52%. В ведущих западных странах доля малых предприятий в формировании бюджетов всех уровней составляет 50-60%. [76] В этом секторе экономики действует
подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится, в среднем, примерно половина валового внутреннего продукта. Российская экономика также характеризуется широкой вовлеченностью населения страны в малый бизнес. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 5 998 371, количество занятых - 16130582 человек. При этом средние предприятия - это всего 1%. [44]
Во-вторых, мелкие собственники - как владельцы малых предприятий, так и наёмные работники обслуживают основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой успешных социально-экономических реформ, гарантом стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Развитие экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В секторе малого предпринимательства создаются новые рабочие места, а, следовательно, обеспечивается снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. [37, с. 15]
Опыт развития ведущих экономик мира также подтверждает значимость малого бизнеса как основы гармоничного общественного развития. Он способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественного устройства. Понимание роли малого предпринимательства для развития государства и общества требует изучения государственной поддержки малого предпринимательства в нашей стране.
В-третьих, актуальность данного исследования подтверждает необходимость преодоления последствий финансово-экономического кризиса. Здесь особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных, в том числе внешнеэкономических связей, несмотря на усиливающиеся санкции. Малый бизнес порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны. Кроме того, малый бизнес - это катализатор научно-технического прогресса, крупнейший производитель товаров и услуг, что особенно важно при существующей социально-экономической ситуации. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства.....
Малое предпринимательство является важным элементом в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны, оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Малое предпринимательство существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время, как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.
Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.
Несмотря на множество подходов к определению понятия малого бизнеса, более точное определение дано в законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малые предприятия выполняют следующие функции: социальную, экономическую, инновационную, международную, антимонопольную и функцию взаимодействия с крупными предприятиями.
Малый бизнес имеет преимущества перед средним и крупным бизнесом, т.к. такие предприятия быстрее реагируют на изменения рынка, могут с наименьшими издержками перевооружаться, имеют небольшой управленческий аппарат. Однако в настоящее время существует немало причин, замедляющих развитие такой деятельности. К ним можно отнести экономическую обстановку в стране и мире, недостаточно высокий уровень знаний предпринимателей, зависимость от крупных компаний, трудности в привлечении финансовых средств (в особенности заемных) и другие причины. Введение западными странами экономических санкций против России и последующие ответные антисанкционные действия, с одной стороны, создают проблемы для экономики, с другой - открывают новые горизонты развития бизнеса.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. В развитии малого бизнеса можно выделить три этапа: первый - с начала реформирования плановой экономики и распределительной системы в Советском Союзе до конца 1990-х гг., чему немало способствовал кризис 1998 г.; второй - до конца 2007 г., третий этап начался с 2008 г. и продолжается до настоящего времени.
Государственная поддержка малого предпринимательства - это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.
Механизмы поддержки малого бизнеса в России включают финансы, модернизацию, инновационную инфраструктуру, экспорт, социальные инициативы, информационно-консультационную поддержку, специальную инфраструктуру.
Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.....
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 года № 51- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 05.08.2000 года № 117- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
4. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) от 25.10.2001 года № 136- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 года № 197-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
6.0 несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
7.0 государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
9.0 противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
10.0 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.10.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
12.Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федеральный закон от 07 мая 2013 года № 78-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
13.0 внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
14. О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям: федеральный закон от 3 июля 2016 года № 348-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
15.0 подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 23.07.1997 года № 774. [Электронный ресурс] Дата обновления: 09.09.2006. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017....83