ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК 7 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Основные определения и понятия теории и практики мотивации 7
1.2. Мотивация как неотъемлемая функция управления 11
1.3. Этапы спортивной карьеры в современном спорте 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ 19
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ
УГЛУБЛЕННОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Мотивация в спорте 19
2.2. Особенности мотивации спортивной деятельности на различных 22 этапах достижения спортивного мастерства
2.3. Проявления мотивации в хоккее с шайбой 25
2.4. Теоретическое обоснование методики формирования мотивации 32
хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе спортивной деятельности, и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации.
Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью спортивной мотивации, проявляющейся в устремленности спортсменов к спортивному совершенствованию, достижению высоких результатов в спорте и в спортивном долголетии. Практика работы с хоккеистами показывает, что на этапе углубленной спортивной специализации (14-17 лет) происходит большой отсев из тренировочных групп. Как показывают исследования P.A. Пилояна, Е.Г. Бабушкина основной причиной отсева в спорте является ослабление спортивной мотивации.
Цель - разработка методики управления спортивной мотивацией у хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации
Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
4. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации как функции управления.
5. Разработать методику управления спортивной мотивацией у хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации
6. Дать теоретическое обоснование методике формирования мотивации хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Объект исследования: психологическая подготовка в учебно-тренировочный процесс хоккеистов.
Предмет исследования: процесс управления спортивной мотивацией у хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, аналитический, графический, сравнительный.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования мы опирались на подходы: профессиональной ориентации молодежи (Е.А. Климов, В.А. Пономарчук, К.К. Платонов,); непрерывной профессиональной подготовки спортсменов и спортивных работников (В.К. Бальсевич, Н.Ж. Булгакова, Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, С.С. Коровин и др.), их социальной защищенности (А. Антипьев, Р.Н. Багов, О.В. Ромашов).
Практическая значимость. Материалы исследования найдут применение в деятельности центров подготовки спортивных резервов, в ходе подготовки руководителей организаций физкультурно-спортивного направления, курсах повышения тренеров, использовании результатов исследования организациями подобного типа в других регионах, а также в учебном курсе по менеджменту в сфере физической культуры и спорта.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения.
Мотивы играют важную роль деятельности человека. Без них деятельность не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека.
В первой главе проанализированы понятия «мотивация», мотивы, потребности и стимулы, которые, являются основополагающими в изучаемой теме, рассмотрен процесс мотивации с точки зрения различных авторов и подходов.
Мотивацию можно рассматривать как непрерывный процесс воздействия на индивидуума или коллектив людей, направленный на достижение целей организации путем удовлетворения потребностей людей.
В своей работе мы исходили из известного в психологии положения о том, что мотивация занятий любой деятельностью, в том числе и спортивной, связывается с удовлетворением потребностей, имеющих место в занятиях этой деятельностью.
При формировании мотивации к тренировочной деятельности решаются следующие задачи:
- формирование у хоккеистов устойчивого интереса к занятиям через формирование положительных эмоций;
- формирование у хоккеистов личностного смысла при занятиях спортом через осознание значимости этих занятий в личной жизни;
- постановка перед спортсменами реально достижимых целей, развитие физических качеств, овладение техникой и т.п.;
- формирование сплоченного спортивного коллектива и благоприятных межличностных отношений;
- актуализация сложившихся, позитивных, мотивационных установок и создание условий для появления новых мотивационных установок, используя психологические механизмы формирования мотиваций «сверху вниз» и «снизу вверх»;
- предотвращение возникновения у хоккеистов неблагоприятных психических состояний.
При формировании соревновательной мотивации у хоккеистов решаются следующее задачи:
- актуализация мотивов участия в соревнованиях;
- информирование спортсменов о предстоящих соперниках, вскрывая их недостатки и сильные стороны;
- моделирование в тренировочной деятельности предстоящих соперников;
- планирование соревновательных целей и задач в соответствии с подготовленностью спортсмена;
- обеспечение психической и технической подготовленности спортсменов к соревнованиям.
Во второй главе представлена методика управления спортивной мотивацией у хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации и было дано теоретическое обоснование методике формирования мотивации хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. T. I. 230 с. Т. II. 287 с
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.;
4. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.
5. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учеб. пособие. Майкоп: «Магарин О. Г.», 2014. 243 с.;
6. Буссман Г. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов // Спортивная наука в зарубежных странах. М.: Советский спорт, 2006. № 2. С. 60¬66),
7. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с. 5.
9. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода -// Психология и современный спорт. -М.: Физкультура и спорт, 1974.-С. 100-121.
10. Давлеткалиев Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов- профессионалов после ухода из большого спорта : монография. М.: Инф.- внедренческий центр «Маркетинг», 2002. 100 с.
11. Дейнека А.В. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие / А.В. Дейнека, Б.В. Жуков // Изд-во «Академия Естествознания», 2009. 368 с.
12. Дуракова И.Б., Волкова Л.П. и др. Управление персоналом. Москва: Инфра-М, 2009. 569 с.
13. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. - 512 с.
15. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.; Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 10. С. 13-17)...37