ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 6
1.1. Индивидуальное жилищное строительство: понятие, общая характеристика 6
1.2. Особенности гражданско-правового регулирования отношений в сфере индивидуального жилищного строительства 13
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 20
2.1. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность 20
2.2. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по договору аренды 30
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ
ВКР 34
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
С древних времен земля являлась крайне важным ресурсом. С тех самых пор, как люди начали осознавать стратегическую значимость и важность мест, выбираемых для жизни, земельный вопрос стал остро стоять в умах людей. На сегодняшний день данный вопрос не теряет своей актуальности, миллионы людей по всему миру озабочены вопросами проживания. Земельный вопрос требует постоянного регулирования и четко прописанных правовых норм, в следствии чего государство проводит активную работу в проведении земельной реформы.
Потребность в жилище считается одной из ведущих потребностей человека на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации. Во многих странах данная потребность обычно удовлетворяется людьми при помощи постройки жилых домов собственными силами или за счет личных средств, в целях дальнейшего проживания в них со своей семьёй. Приблизительно четверть населения России сейчас владеет земельными участками под индивидуальное жилищное строительство. С каждым годом все большее количество людей присматриваются к земельным участкам и хотят сделать выгодное для себя приобретение. Связано это с высокой стоимостью городского жилья, содержанием данного жилья и с желанием проживать в экологически чистом пригородном жилом доме.
В настоящее время примерно 92% земель на территории России находятся в государственной или муниципальной собственности и только около 1% и 7% земель - в собственности соответственно юридических и физических лиц. Приведенные данные говорят о том, что вопросы правового регулирования предоставления публичных земельных участков в обозримом будущем, несомненно, продолжат оставаться актуальными.
Основной целью выпускной квалифицированной работы является исследование современного состояния правового регулирования отношений, связанных с предоставлением земельных участков, выделяемых для индивидуального строительства жилого дома, выявление существующих актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие индивидуального жилищного строительства и дать ему характеристику;
- определить особенности гражданско-правового регулирования отношений в сфере индивидуального жилищного строительства;
- выявить особенности предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность;
- выявить особенности предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между физическими и юридическими лицами и публично-правовыми образованиями по поводу предоставления земельных участков гражданам для осуществления в отношении данного вида объектов правомочий для строительства индивидуального жилого дома.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность и по договору аренды...
В работе детально рассмотрено и раскрыто понятие земельного участка, индивидуального жилищного строительства и индивидуального жилого дома. Порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства — это процедура, направленная на защиту как публичных, так и общественных интересов.
Анализ научной учебной литературы, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики показывает, что правовое регулирование предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства - это установленный порядок, последовательность действий. Правовое регулирование указывает на то, как необходимо поступать и что нужно сделать, чтобы получить земельный участок. При анализе нормативно-правовых актов следует исходить из того, какие цели преследует законодатель. В связи с тем, что в настоящий момент внесено значительное количество изменений в Земельный кодекс, то на основе прошлого опыта можно сделать вывод о том, насколько хорошо получилось эти цели достичь.
При этом стоит отметить, что есть цели декларируемые, оглашенные, но и имеются не оглашенные, которые отражены в полной мере в тексте закона. В ходе изученного пришла ясность, и наступил конец противоречиям в вопросах предоставления земельного участка. Законодателем установлен и сформулирован четкий порядок действий и урегулирован единый подход к предоставлению земли, который осуществляется на торгах.
Более четко прописан порядок оформления земли и предоставления ее в собственность, по договору аренды. Но имеются недостатки в процедуре организации проведения органами местного самоуправления торгов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства.
Хотелось бы также отметить момент межевания территории и схемы расположения участка. Статьей 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что орган сам оформляет все необходимые документы, но на практике мы же видим иное, когда участок предоставляется на аукционе, лицо рискует оформить участок за свой счет, но не выиграть этот аукцион. Порядок же возмещения расходов не предусмотрен. Возвращается лишь задаток за участие в аукционе. Есть только одно исключение - на территории Москвы и Петербурга оформлением земельного участка занимается город самостоятельно.
Современная земельная реформа берет свои корни в 90-х годах и по сей день государство не определило оптимальную форму земельного законодательства. Цель данной реформы заключается в повышении эффективности использования земельных участков, оптимизации потребляемых ресурсов и превращения земли в мощный фактор экономического роста.
К сожалению, частое внесения поправок в законодательство приводит к возникновению множества судебных разбирательств, связанных прежде всего с некорректной постановкой цели использования земельного участка. В следствии чего, собственники данных участков подвержены риску изъятия своей собственности по причине невнимательности уполномоченных органов при оформлении земельного участка.
Проанализировав правоприменительную практику, можно сделать вывод, что новые законы систематизируют технологию оформления земельных участков в будущем времени, но с другой стороны никак не решают проблемы граждан, которые оформили свои земельные участки по старым правилам.
Для проведения аукционов стоит организовать единый аукционный центр на уровне субъекта Российской Федерации, или передать по договору право на проведение аукциона негосударственной специализированной организации. Это позволит сделать данную процедуру более «прозрачной» для всех ее участников.
Остальным субъектам Российской Федерации также стоит внедрить систему самостоятельного оформления земельных участков, а не оставлять это гражданам. Подобная система работает на территории Москвы и Санкт- Петербурга....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2016 г.) // Российская газета. 2004. 30 дек.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) // Российская газета. 1996. 10 фев.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Российская газета. 2005. 12 янв.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136- ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Российская газета. 2001. 30 окт.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ( в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Российская газета. 2001. 31 дек.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ // Российская газета. 2014. 27 июня.
8. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Российская газета. 2007. 01 авг.
9. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Российская газета. 2008. 01 авг.
10. Закон Свердловской области от 07 июля 2004 г. № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (с изменениями на 04 июля 2016 г.) // Областная газета. 2004. 10 июль.
11. Закон Московской области от 01 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2011. 04 июнь.
12. Постановление Правительства Белгородской области от 09 декабря 2008 № 293-пп «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования смешанной жилой застройки в Белгородской области» (в ред. от 03 сентября 2012 г.) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. - 2009. - № 1-2.
Судебная практика
1. Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 56-КГ16-25 // Документ опубликован не был (СПС Консультант плюс).
2. Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2016 № 18-КГ16-80 // Документ опубликован не был (СПС Консультант плюс).
3. Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2016 № 18-КГ16-48 // Документ опубликован не был (СПС Консультант плюс)....(42)