Формы интерактивного обучения биологии как элемент развития творческих способностей обучающихся
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование форм интерактивного обучения как
элемента развития творческих способностей обучающихся 7
1.1. Интерактивное обучение: понятие и сущность 7
1.2. Методы и формы интерактивного обучения 17
1.3. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе
мыслительной деятельности 38
Вывод по главе 1 45
Глава II. Эмпирическое исследование роли интерактивных форм обучения, в формировании творческих способностей обучающихся на
уроках биологии 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 54
2.3. Рекомендации для учителей по развитию творческих способностей
обучающихся на уроках биологии 61
Вывод по главе II 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Глава I. Теоретическое исследование форм интерактивного обучения как
элемента развития творческих способностей обучающихся 7
1.1. Интерактивное обучение: понятие и сущность 7
1.2. Методы и формы интерактивного обучения 17
1.3. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе
мыслительной деятельности 38
Вывод по главе 1 45
Глава II. Эмпирическое исследование роли интерактивных форм обучения, в формировании творческих способностей обучающихся на
уроках биологии 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 54
2.3. Рекомендации для учителей по развитию творческих способностей
обучающихся на уроках биологии 61
Вывод по главе II 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Современное образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой - обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Как подтверждение этому принимаемые на уровне государства РФ различные руководящие документы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство.
Как подчеркнул вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело».
Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации».
Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральном государственном
образовательном стандарте образования.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся. Данные формы способствуют всестороннему развитию учащихся и формированию у них всех необходимых компетенций. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Сама по себе интерактивная форма работы предполагает равноправное партнерство всех субъектов обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Кроме того, высшая школа предполагает больший процент самостоятельной работы, нацеленной на освоение методов получения знаний, а не на поиск самих знаний. А интерактивные приемы помогают в достижении этой цели. Таким образом, применение инновационных форм обучения расширяет педагогический арсенал педагога, а также способствует улучшению творческих способностей обучающихся.
Для преподавателя нового времени недостаточно быть компетентным в своей области знаний, необходимо в образовательном процессе использовать методические инновации, которые на сегодняшний день связаны с применением интерактивных методов обучения. Именно в этом содержится актуальность работы.
Исходя из актуальности, целью данной работы является выбор и апробация интерактивных форм обучения на уроках биологии, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, развивает творческие способности, что активизирует его мыслительную деятельность и делает продуктивным сам процесс обучения.
Объект исследования: творческие способности обучающихся.
Предмет исследования: формы интерактивного обучения как элемент развития творческих способностей обучающихся.
Гипотеза исследования строилась на том, что активное внедрение в образовательный процесс по биологии интерактивных форм и методов обучения повысит уровень творческих способностей и мышления обучающихся.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия интерактивного
обучения, изучить формы и методы интерактивного (инновационного) обучения в школе.
2. Рассмотреть использование инновационных моделей
образования, на основе ФГОС.
3. Составить, апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей обучающихся.
4. Составить рекомендации педагогам по развитию творческих способностей обучающихся на уроках биологии.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование).
3. Математической статистики.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Бийска. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 классов. Выборка составила 45 обучающихся. В качестве экспериментальной группы был выбран 8-А класс (22 человека).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для развития творческого мышления и способностей обучающихся на уроках биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников, заключения, приложения.
Современное образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой - обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Как подтверждение этому принимаемые на уровне государства РФ различные руководящие документы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство.
Как подчеркнул вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело».
Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации».
Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральном государственном
образовательном стандарте образования.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся. Данные формы способствуют всестороннему развитию учащихся и формированию у них всех необходимых компетенций. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Сама по себе интерактивная форма работы предполагает равноправное партнерство всех субъектов обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Кроме того, высшая школа предполагает больший процент самостоятельной работы, нацеленной на освоение методов получения знаний, а не на поиск самих знаний. А интерактивные приемы помогают в достижении этой цели. Таким образом, применение инновационных форм обучения расширяет педагогический арсенал педагога, а также способствует улучшению творческих способностей обучающихся.
Для преподавателя нового времени недостаточно быть компетентным в своей области знаний, необходимо в образовательном процессе использовать методические инновации, которые на сегодняшний день связаны с применением интерактивных методов обучения. Именно в этом содержится актуальность работы.
Исходя из актуальности, целью данной работы является выбор и апробация интерактивных форм обучения на уроках биологии, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, развивает творческие способности, что активизирует его мыслительную деятельность и делает продуктивным сам процесс обучения.
Объект исследования: творческие способности обучающихся.
Предмет исследования: формы интерактивного обучения как элемент развития творческих способностей обучающихся.
Гипотеза исследования строилась на том, что активное внедрение в образовательный процесс по биологии интерактивных форм и методов обучения повысит уровень творческих способностей и мышления обучающихся.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия интерактивного
обучения, изучить формы и методы интерактивного (инновационного) обучения в школе.
2. Рассмотреть использование инновационных моделей
образования, на основе ФГОС.
3. Составить, апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей обучающихся.
4. Составить рекомендации педагогам по развитию творческих способностей обучающихся на уроках биологии.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование).
3. Математической статистики.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Бийска. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 классов. Выборка составила 45 обучающихся. В качестве экспериментальной группы был выбран 8-А класс (22 человека).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для развития творческого мышления и способностей обучающихся на уроках биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников, заключения, приложения.
В современной педагогической науке появилась необходимость создания идеальной модели обучения, в которой сущность обучения составляет разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью учащегося. Такая модель обучения опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности и пригодна для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из стержневых и противоречивых проблем в педагогике и психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.
Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики творческих способностей, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.
На наш взгляд, созданная в данном дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.
Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности, мы предложили свои рекомендации:
- Осознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;
- Понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;
- Обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;
Четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;
- По мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;
- Уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;
- Признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;
- Делегирование ответственности за выполняемую работу между учениками и предоставление возможности принятия самостоятельных решений.
Известно, что развитие творческого мышления обучающихся на уроках биологии способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение.
Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития творческих способностей обучающихся является использование программ, методов и приемов обучения,
направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение - это реальное окружение, из которого учащиеся подчерпывают для себя определенный объем знаний и опыт. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания и главной ценностью в нем выступает личность учащегося. Главное в личности - стремление в будущее, к свободной реализации своих возможностей, повышению собственных интеллектуальных возможностей.
Организация учебного процесса предполагает использование интерактивных методов обучения, направленных на повышение значимости для учащихся усвоения учебного материала, индивидуализации усвоения и активизации творческих способностей.
Ведущим фактором при усвоении учебного материала является интеллектуальное развитие учащихся. Изучение процессов мыслительной деятельности считается одним из основных элементов. В процессе изучения мыслительной деятельности, дают возможность развить умение выделять главные и второстепенные признаки каждого учебного материала.
Учащийся, умеющий выделять главное и второстепенное, может распознать данный учебный материал среди остальных. Итак, мы выделяем познавательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. Умение выделять существенные стороны изучаемого объекта служит показателем развитого мышления. Это такие виды мыслительной деятельности, как умение самостоятельно и грамотно сформулировать цели,
наличие творческого мышления, выражение собственной точки зрения, находчивость, скорость мышления.
Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из стержневых и противоречивых проблем в педагогике и психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.
Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики творческих способностей, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.
На наш взгляд, созданная в данном дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.
Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности, мы предложили свои рекомендации:
- Осознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;
- Понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;
- Обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;
Четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;
- По мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;
- Уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;
- Признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;
- Делегирование ответственности за выполняемую работу между учениками и предоставление возможности принятия самостоятельных решений.
Известно, что развитие творческого мышления обучающихся на уроках биологии способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение.
Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития творческих способностей обучающихся является использование программ, методов и приемов обучения,
направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение - это реальное окружение, из которого учащиеся подчерпывают для себя определенный объем знаний и опыт. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания и главной ценностью в нем выступает личность учащегося. Главное в личности - стремление в будущее, к свободной реализации своих возможностей, повышению собственных интеллектуальных возможностей.
Организация учебного процесса предполагает использование интерактивных методов обучения, направленных на повышение значимости для учащихся усвоения учебного материала, индивидуализации усвоения и активизации творческих способностей.
Ведущим фактором при усвоении учебного материала является интеллектуальное развитие учащихся. Изучение процессов мыслительной деятельности считается одним из основных элементов. В процессе изучения мыслительной деятельности, дают возможность развить умение выделять главные и второстепенные признаки каждого учебного материала.
Учащийся, умеющий выделять главное и второстепенное, может распознать данный учебный материал среди остальных. Итак, мы выделяем познавательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. Умение выделять существенные стороны изучаемого объекта служит показателем развитого мышления. Это такие виды мыслительной деятельности, как умение самостоятельно и грамотно сформулировать цели,
наличие творческого мышления, выражение собственной точки зрения, находчивость, скорость мышления.
Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
Подобные работы
- Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - НАБЛЮДЕНИЕ КАК ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2024



