Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование форм интерактивного обучения как
элемента развития творческих способностей обучающихся 7
1.1. Интерактивное обучение: понятие и сущность 7
1.2. Методы и формы интерактивного обучения 17
1.3. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе
мыслительной деятельности 38
Вывод по главе 1 45
Глава II. Эмпирическое исследование роли интерактивных форм обучения, в формировании творческих способностей обучающихся на
уроках биологии 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 54
2.3. Рекомендации для учителей по развитию творческих способностей
обучающихся на уроках биологии 61
Вывод по главе II 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Современное образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой - обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Как подтверждение этому принимаемые на уровне государства РФ различные руководящие документы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство.
Как подчеркнул вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело».
Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации».
Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральном государственном
образовательном стандарте образования.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся. Данные формы способствуют всестороннему развитию учащихся и формированию у них всех необходимых компетенций. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Сама по себе интерактивная форма работы предполагает равноправное партнерство всех субъектов обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Кроме того, высшая школа предполагает больший процент самостоятельной работы, нацеленной на освоение методов получения знаний, а не на поиск самих знаний. А интерактивные приемы помогают в достижении этой цели. Таким образом, применение инновационных форм обучения расширяет педагогический арсенал педагога, а также способствует улучшению творческих способностей обучающихся.
Для преподавателя нового времени недостаточно быть компетентным в своей области знаний, необходимо в образовательном процессе использовать методические инновации, которые на сегодняшний день связаны с применением интерактивных методов обучения. Именно в этом содержится актуальность работы.
Исходя из актуальности, целью данной работы является выбор и апробация интерактивных форм обучения на уроках биологии, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, развивает творческие способности, что активизирует его мыслительную деятельность и делает продуктивным сам процесс обучения.
Объект исследования: творческие способности обучающихся.
Предмет исследования: формы интерактивного обучения как элемент развития творческих способностей обучающихся.
Гипотеза исследования строилась на том, что активное внедрение в образовательный процесс по биологии интерактивных форм и методов обучения повысит уровень творческих способностей и мышления обучающихся.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия интерактивного
обучения, изучить формы и методы интерактивного (инновационного) обучения в школе.
2. Рассмотреть использование инновационных моделей
образования, на основе ФГОС.
3. Составить, апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей обучающихся.
4. Составить рекомендации педагогам по развитию творческих способностей обучающихся на уроках биологии.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование).
3. Математической статистики.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Бийска. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 классов. Выборка составила 45 обучающихся. В качестве экспериментальной группы был выбран 8-А класс (22 человека).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для развития творческого мышления и способностей обучающихся на уроках биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников, заключения, приложения.
В современной педагогической науке появилась необходимость создания идеальной модели обучения, в которой сущность обучения составляет разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью учащегося. Такая модель обучения опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности и пригодна для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из стержневых и противоречивых проблем в педагогике и психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.
Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики творческих способностей, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.
На наш взгляд, созданная в данном дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.
Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности, мы предложили свои рекомендации:
- Осознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;
- Понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;
- Обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;
Четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;
- По мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;
- Уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;
- Признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;
- Делегирование ответственности за выполняемую работу между учениками и предоставление возможности принятия самостоятельных решений.
Известно, что развитие творческого мышления обучающихся на уроках биологии способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение.
Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития творческих способностей обучающихся является использование программ, методов и приемов обучения,
направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение - это реальное окружение, из которого учащиеся подчерпывают для себя определенный объем знаний и опыт. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания и главной ценностью в нем выступает личность учащегося. Главное в личности - стремление в будущее, к свободной реализации своих возможностей, повышению собственных интеллектуальных возможностей.
Организация учебного процесса предполагает использование интерактивных методов обучения, направленных на повышение значимости для учащихся усвоения учебного материала, индивидуализации усвоения и активизации творческих способностей.
Ведущим фактором при усвоении учебного материала является интеллектуальное развитие учащихся. Изучение процессов мыслительной деятельности считается одним из основных элементов. В процессе изучения мыслительной деятельности, дают возможность развить умение выделять главные и второстепенные признаки каждого учебного материала.
Учащийся, умеющий выделять главное и второстепенное, может распознать данный учебный материал среди остальных. Итак, мы выделяем познавательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. Умение выделять существенные стороны изучаемого объекта служит показателем развитого мышления. Это такие виды мыслительной деятельности, как умение самостоятельно и грамотно сформулировать цели,
наличие творческого мышления, выражение собственной точки зрения, находчивость, скорость мышления.
Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : изд-во Казанского университета, 2006. - 567 с.
2. Адвокат: навыки профессионального мастерства [Текст] / Под ред. Л. А. Воскобитовой. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 592 с.
3. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара: Самар. Дом печати, 2004. -315 c.
4. Булакова, М. В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация [Текст] / М. В. Булакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 31-35. - URL : http://e-koncept.ru/2013/13219.htm
5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 2003. - 96 с.
6. Галкина, Т. В., Алексеева, Л. Г. Диагностика и развитие креативности [Текст] / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеева / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2001. - 140 с.
7. Громыко, Н. В. Обучение схематизации [Текст] : монография / Н. В. Громыко. - М.: Пушкинский институт , 2005. - 475 с.
8. Гура, В. В. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов [Текст] / В. В. Гура, Л. А. Турик, И. П. Терновая и др. под. ред. В. В. Гуры - Таганрог : Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. - 108 с.
9. Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе инновация [Текст] / Ю. В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». -
2012. - № 2. - С. 1-18.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В.
Давыдов. - М.: ИНТОР, 2006. - 273 с.
11. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование : электронное научно-техническое издание. - М., 2011. - 176 с.
12. Дмитриева, Е. Л. УДК 378 применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Е. Л. Дмитриева, О. А. Тиняков, Е. Н. Бурдастых, Н. С. Малышева // Ученые записки : Педагогические науки / Курский государственный университет. - Курск, 2014.
13. Добрынина, Т. Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе [Текст] / Т. Н. Добрынина // Педагогическое образование и наука. - М, 2009. №8. С. 36-39
14. Case-study как способ понимания [Текст] : практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий / Сост. : А. М. Долгоруков; Центр интенсивных технологий образования.- М., 2002. - 128 с.
15. Интерактивные технологии в образовании [Электронный ресурс]. -
М., 2009. - Режим доступа:
http://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-
obrazovanii, 18. 04. 2018 09:31:34
16. Иоффе, А. Н. Активная методика - залог успеха [Текст] : Гражданское образование. Материал международного проекта/ А. Н. Иоффе. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 382 с.
17. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования [Текст] : Компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, А. Э. Сыманюк. - М. : МПСИ, 2005. - 80 с.
18. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. С. 43-48.
19. Карпенко, М. Новая парадигма образования XXI в. [Текст] / М. Карпенко // Высшее образование в России. - 2007.- №4. С. 20-24
20. Кононец, А. Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы [Текст] / А. Н. Кононец // Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр. / под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. - Хабаровск : ДВГУПС, 2008.
21. Косолапова, М. А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе [Текст] / М. А. Косолапова; Томский гос. пед. ун-т. - Томск, 2007.
22. Косолапова, М. А., Ефанов, В. И. Развитие профессиональной компетентности преподавателя технического вуза при повышении квалификации [Текст] / М. А. Косолапова, В. И. Ефанов // Материалы международной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования» - Томск : ТУСУР, 2012.
23. Кравченко, С. А. Социологический постмодернизм [Текст] / С. А. Кравченко : теоретические источники, концепции. Словарь терминов/ С. А. Кравченко. - М. : МГИМО - Университет, 2010. - 397 с.
24. Краснов, Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод
проектов» [Текст] / Ю. Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2 / Белорусский
государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Минск : РИВШ БГУ, 2003. - С. 197-221.
25. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. / Реабилитация. Образование. Развитие. /Лебедева О.А.,СП б, 2008.С.156.
26. Левин, В. А. Воспитание творчества [Текст] : монография / В. А. Левин. - Томск : «Пелинг», 2007 г. с. - 348.
27. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] : монография / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии:
учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия. - 1994. - С. 46-55.
28. ЛобоДина, С. Как развивать способности ребёнка: учеб. Пособие. [Текст] / С. Лободина. - Питер, 2009. с.97
29. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания [Текст]: учеб.для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 443 с.
30. Махотин Д. А., Фролов С. А. Сущность и проблема интерактивного обучения [Текст] / Д. А. Махотин, С. А. Фролов // Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. - М. : МГПУ, 2004. с. 123-127.
31. Методические рекомендации по проведению учебных занятий в активных и интерактивных формах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] : методические указания по проведению учебных занятий / Сост. : В. П. Большаков. - М., 2012. - 12 с.
32. Нарутто, С. В. Образовательные технологии в юридической клинике [Текст] / С. В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. -
2013. № 7. с. 907-916.
33. Общая психология детей [Текст] / Под ред. А. В. Петровского. - М.
: Просвещение, 2005. с. 479.
34. Оплетина, Н. В. К вопросу о роли российской системы образования в инновационной экономике [Текст] / Н. В. Оплетина // Научные труды (Вестник МАТИ). - М.: МАТИ, 2013. - Вып.21 (93). С.340-343.
35. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.
36. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии [Текст]: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. с.91-100
37. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно¬методическое пособие [Текст] / Под ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во «РАГС», 2005. с 44-49.
38. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) [Текст] / Е. А. Реутова. - Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2012.
39. Сафина, И. Р. Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии (педагогическая идея) [Текст] / И. Р. Сафина. Пыть - Ях, 2011. - 27 с.
40. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода [Текст] / Под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002.
41. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст] / В. А. Сластёнин. - М. : Академия, 2008 г. с.376.
42. Созоров, А. Н. Flash-технологии в образовании [Текст] : Обзор / А. Н. Созоров // Тезисы докладов Всероссийской научно - методической конференции с международным участием —Повышение качества непрерывного профессионального образования” Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006.
43. Туник, Е. Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с.
44. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб : Иматон, 1998. - 48 с.
45. ФельДштейн, Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего
человека на исторически новом уровне движения общества [Текст] : доклад в РАО / Д. И. Фельдштейн, 2013. - 37 с.
46. Фетискин, Н. П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, С. М. Мануйлов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002.
47. Хайруллина, Л. И. Интерактивные технологии обучения: преимущества модульной технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе [Текст] / Л. И. Хайруллина, Г. Н. Зиннатуллина // "Вестник Казанского технологического университета". - 2013. -№ 6. - С. 326-321.
48. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - М., 2007. с.13.