Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни.

Работа №147798

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования контекста повседневной жизни в процессе изучения математики 9
1.1. Особенности современного математического образования 9
1.2. Понятие контекста повседневной жизни, его реализация в процессе
обучения 15
1.3. Дидактические условия организации практико-ориентированного
обучения математике 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методическое обеспечение практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни 28
2.1. Методы, формы и средства практико-ориентированного обучения
математике 28
2.2. Фрагменты уроков математики в 5-6 классах с использованием контекста
повседневной жизни 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение А 68
Приложение Б 70

Современный мир невозможно представить без цифровых технологий, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности, в частности, образование. Широкое использование различных гаджетов в образовании уже приводит к значительному снижению интереса к изучению математических дисциплин в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, снижает качество усвоения знаний. Современные школьники - это молодые люди, принадлежащие к поколению Z, и поэтому многие обучающиеся нуждаются не только в визуальном воспроизведении учебного материала, но и его практическом применении.
Между тем, решение многих жизненно важных проблем приводит к необходимости использования на уроках математики задач прикладного характера. В школьном курсе математики начальной школы содержательная основа строится на основе счета предметов и измерения величин. Числовая линия продолжается и в средней школе, так, например, в 5 классе мы изучаем обыкновенные и десятичные дроби, в 6 классе - рациональные числа. Задания из этих разделов математики включены в контрольно-измерительные материалы государственного экзамена. Не стоит забывать, что числовая линия тесно приплетается с другими содержательно-методическими линиями в старшей школе.
Одним из возможных решений проблемы качественного обучения и повышения энтузиазма и заинтересованности обучающихся является применение практико-ориентированного подхода. Основой практико­ориентированного подхода в образовании является рациональное сочетание фундаментального образования и подготовки обучающегося к жизни вне учебного заведения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «раскрытие математических законов в живой природе, демонстрация взаимосвязей между математикой и искусством, практическими сферами деятельности является одной из основных задач практико-ориентированного преподавания математики в школе» [46]. Реализация практико-ориентированного подхода позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учениками системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развитием их творческих способностей и недостаточной изученностью практико-ориентированного обучения и его воспитательных возможностей, поскольку практико-ориентированное образование, в отличие от традиционного, ориентированного на усвоение знаний, направлено на приобретение, помимо знаний, навыка, также практического опыта деятельности.
При решении практико-ориентированных задач устанавливаются междисциплинарные связи, поскольку постановка задач охватывает все области знаний и все отрасли человеческой деятельности. Поэтому можно говорить о предпрофильной подготовке для обучающихся, которая предоставляет возможность ознакомиться с практическими задачами различных сфер профессиональной деятельности человека: медицина, экология и др.
Л.Г. Шестакова и Т.В. Рихтер в своей работе показывают, что внедрение практико-ориентированного подхода в образовании повышает не только мотивацию обучающихся к учебной деятельности, но и оказывает положительное влияние на формирование у человека определенных компетенций, так необходимых в современном мире [10].
Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты с исследовательской позицией, способные решать проблемы, возникающие из потребностей практики в профессиональной деятельности. Это приводит к необходимости использования математических методов в нематематических ситуациях, одним из которых является метод математического моделирования. Подготовка востребованных обществом специалистов начинается в школе. Изучение проблемы приобщения обучающихся к решению практико-ориентированных задач, актуально в контексте Федерального образовательного стандарта. Существующие научно - методические исследования этой проблемы не охватывают широкого круга вопросов. Например, в них не изучаются вопросы обучения школьников методу математического моделирования - одному из основных в математике, а также не рассматриваются вопросы практико-ориентированного подхода в обучении математике.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе исследования научно-методической и психолого­педагогической литературы была рассмотрена трактовка определений «контекст повседневной жизни» и «практико-ориентированное обучение», а также дидактические условия их реализации в качестве средства мотивации в обучении математике в 5-6 классах.
Контекст повседневной жизни рассматривается в рамках концепции ситуативного обучения, в то время как под практико-ориентированным обучениям понимают обучение, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся умений и навыков практической работы за счет выполнения ими задач с реальными жизненными ситуациями. Данные понятия направлены на формирование личности, обладающей таким набором компетенций как: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и др.
В работе были выделены следующие условия, которые необходимо учитывать педагогу при реализации практико-ориентированного обучения:
1. практико-ориентированное целеполагание;
2. выбор индивидуальной образовательной траектории;
3. продуктивность обучения;
4. первичность образовательной продукции обучающегося;
5. ситуативность обучения;
6. образовательная рефлексия.
Вышеперечисленные дидактические условия обеспечивают
максимальную эффективность в реализации практико-ориентированного обучения математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни.
В работе содержатся разнообразные формы и методы организации практико-ориентированного обучения. Также разработаны фрагменты уроков с использованием практико-ориентированных задач по математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни. В ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения Гимназии №13 в 6 «А» классе. На момент экспериментальной работы в классе находилось 30 человек. В процессе проведения исследования тенденция повышения заинтересованности обучающихся 6 класса за счет включения в образовательный процесс нового элемента - практико-ориентированных задач. Обучающиеся по-новому взглянули на изучение математики в школе. Ребята увидели взаимосвязь не только с другими предметами, но и наблюдали практическую значимость и важность математики в их повседневной жизни. Первоначальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказывают результаты повторной самостоятельной работы. Применение практико-ориентированных задач на разных этапах уроков реализовать поставленные задачи.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время контекст повседневной жизни является одним из основных инструментов обучения. Его можно охарактеризовать как особую сферу жизни человека, главным фактором которого является обыденная деятельность. Практико-ориентированные задачи в свою очередь помогают учителю реализовать контекст повседневной жизни на уроках, в частности на уроках математики. Следует отметить, что использование на уроках математики практико-ориентированных задач на основе контекста повседневной жизни требует значительной подготовительной работы учителя. Но тем не менее, от этого зависит результат обучения.
Большое значение данная работа имеет за счет содержания, методов, форм и средств обучения с помощью которых учитель может реализовывать практико­ориентированное обучение и тем самым повышать интерес школьников к математике.
Итак, цель работы была достигнута, а все задачи выполнены. Гипотеза получила частичное подтверждение, для более детального ее подтверждения необходимо продолжать опытно-экспериментальную работу.


1. Adrian Stoica, Using Math Projects in Teaching and Learning // Social and Behavioral Sciences. - 2015. - №108. - С. 703-705.
2. By Robert G. Berns and Patricia M. Erickson Contextual Teaching and Learning: Preparing Students for the New Economy // The Highlight Zone. - 2001. - №5. - С. 2-3.
3. Csaba Csikos, Judit Szitanyi Teachers pedagogical content knowledge in teaching word problem solving strategies // Mathematics Education. 2020. №52. С. 166-168.
4. Diaz Redondo, Ktena A., Kunicina N. Micro learning, practice-oriented teaching and gamified learning // RTUCON. 2020. №4. - С. 35-37.
5. Erasmus+ (Программа Европейской комиссии в области образования, профессиональной подготовки, молодежи и спорта) [Электронный ресурс]. URL: https://erasmus-plus.ec.europa.eu (дата обращения 01.05.2022).
6. Katarina Gvozdic, Emmanuel Sander When intuitive conceptions overshadow pedagogical content knowledge: Teachers conceptions of student’s arithmetic word problem solving strategies // Educational Studies in Mathematics. 2018. №98. С. 160.
7. H. Rosa Leading a life: Five key elements in the hidden curriculum of our schools. - 2013. - №2. - С. 97-100.
8. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения 18.02.2022).
9. TIMSS (Международное качества математического и естественно­научного образования) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения 15.02.2022).
10. Shestakova L.G., Richter T.V. Methods of organizing competence-oriented classes with students // ICTP. 2020. №10. - С. 52-53.
11. Zulpukarova D., Features of competence-oriented task use at mathematics lessons // Bulletin of Science and Practice. - 2020. - №6. - С. 289-291.
12. Zh. Sagitova TEACHING PRACTICE AS THE BASIS OF PRACTICE- ORIENTED TRAINING // Series of Pedagogical Sciences. 2021. №3. С. 72-74.
13. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2017. №4. С. 20.
14. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. С. 104-106.
15. Борисова Е.Б., Бородина Е.А. Практико-ориентированные задачи по анализу в школьном курсе математики //Студенческая наука и XXI век. - 2018. - №. 1-2. - С. 49-51....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ