Реализация практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни.
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования контекста повседневной жизни в процессе изучения математики 9
1.1. Особенности современного математического образования 9
1.2. Понятие контекста повседневной жизни, его реализация в процессе
обучения 15
1.3. Дидактические условия организации практико-ориентированного
обучения математике 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методическое обеспечение практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни 28
2.1. Методы, формы и средства практико-ориентированного обучения
математике 28
2.2. Фрагменты уроков математики в 5-6 классах с использованием контекста
повседневной жизни 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение А 68
Приложение Б 70
Глава 1. Теоретические аспекты использования контекста повседневной жизни в процессе изучения математики 9
1.1. Особенности современного математического образования 9
1.2. Понятие контекста повседневной жизни, его реализация в процессе
обучения 15
1.3. Дидактические условия организации практико-ориентированного
обучения математике 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методическое обеспечение практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни 28
2.1. Методы, формы и средства практико-ориентированного обучения
математике 28
2.2. Фрагменты уроков математики в 5-6 классах с использованием контекста
повседневной жизни 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение А 68
Приложение Б 70
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности, в частности, образование. Широкое использование различных гаджетов в образовании уже приводит к значительному снижению интереса к изучению математических дисциплин в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, снижает качество усвоения знаний. Современные школьники - это молодые люди, принадлежащие к поколению Z, и поэтому многие обучающиеся нуждаются не только в визуальном воспроизведении учебного материала, но и его практическом применении.
Между тем, решение многих жизненно важных проблем приводит к необходимости использования на уроках математики задач прикладного характера. В школьном курсе математики начальной школы содержательная основа строится на основе счета предметов и измерения величин. Числовая линия продолжается и в средней школе, так, например, в 5 классе мы изучаем обыкновенные и десятичные дроби, в 6 классе - рациональные числа. Задания из этих разделов математики включены в контрольно-измерительные материалы государственного экзамена. Не стоит забывать, что числовая линия тесно приплетается с другими содержательно-методическими линиями в старшей школе.
Одним из возможных решений проблемы качественного обучения и повышения энтузиазма и заинтересованности обучающихся является применение практико-ориентированного подхода. Основой практикоориентированного подхода в образовании является рациональное сочетание фундаментального образования и подготовки обучающегося к жизни вне учебного заведения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «раскрытие математических законов в живой природе, демонстрация взаимосвязей между математикой и искусством, практическими сферами деятельности является одной из основных задач практико-ориентированного преподавания математики в школе» [46]. Реализация практико-ориентированного подхода позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учениками системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развитием их творческих способностей и недостаточной изученностью практико-ориентированного обучения и его воспитательных возможностей, поскольку практико-ориентированное образование, в отличие от традиционного, ориентированного на усвоение знаний, направлено на приобретение, помимо знаний, навыка, также практического опыта деятельности.
При решении практико-ориентированных задач устанавливаются междисциплинарные связи, поскольку постановка задач охватывает все области знаний и все отрасли человеческой деятельности. Поэтому можно говорить о предпрофильной подготовке для обучающихся, которая предоставляет возможность ознакомиться с практическими задачами различных сфер профессиональной деятельности человека: медицина, экология и др.
Л.Г. Шестакова и Т.В. Рихтер в своей работе показывают, что внедрение практико-ориентированного подхода в образовании повышает не только мотивацию обучающихся к учебной деятельности, но и оказывает положительное влияние на формирование у человека определенных компетенций, так необходимых в современном мире [10].
Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты с исследовательской позицией, способные решать проблемы, возникающие из потребностей практики в профессиональной деятельности. Это приводит к необходимости использования математических методов в нематематических ситуациях, одним из которых является метод математического моделирования. Подготовка востребованных обществом специалистов начинается в школе. Изучение проблемы приобщения обучающихся к решению практико-ориентированных задач, актуально в контексте Федерального образовательного стандарта. Существующие научно - методические исследования этой проблемы не охватывают широкого круга вопросов. Например, в них не изучаются вопросы обучения школьников методу математического моделирования - одному из основных в математике, а также не рассматриваются вопросы практико-ориентированного подхода в обучении математике.....
Между тем, решение многих жизненно важных проблем приводит к необходимости использования на уроках математики задач прикладного характера. В школьном курсе математики начальной школы содержательная основа строится на основе счета предметов и измерения величин. Числовая линия продолжается и в средней школе, так, например, в 5 классе мы изучаем обыкновенные и десятичные дроби, в 6 классе - рациональные числа. Задания из этих разделов математики включены в контрольно-измерительные материалы государственного экзамена. Не стоит забывать, что числовая линия тесно приплетается с другими содержательно-методическими линиями в старшей школе.
Одним из возможных решений проблемы качественного обучения и повышения энтузиазма и заинтересованности обучающихся является применение практико-ориентированного подхода. Основой практикоориентированного подхода в образовании является рациональное сочетание фундаментального образования и подготовки обучающегося к жизни вне учебного заведения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «раскрытие математических законов в живой природе, демонстрация взаимосвязей между математикой и искусством, практическими сферами деятельности является одной из основных задач практико-ориентированного преподавания математики в школе» [46]. Реализация практико-ориентированного подхода позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учениками системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развитием их творческих способностей и недостаточной изученностью практико-ориентированного обучения и его воспитательных возможностей, поскольку практико-ориентированное образование, в отличие от традиционного, ориентированного на усвоение знаний, направлено на приобретение, помимо знаний, навыка, также практического опыта деятельности.
При решении практико-ориентированных задач устанавливаются междисциплинарные связи, поскольку постановка задач охватывает все области знаний и все отрасли человеческой деятельности. Поэтому можно говорить о предпрофильной подготовке для обучающихся, которая предоставляет возможность ознакомиться с практическими задачами различных сфер профессиональной деятельности человека: медицина, экология и др.
Л.Г. Шестакова и Т.В. Рихтер в своей работе показывают, что внедрение практико-ориентированного подхода в образовании повышает не только мотивацию обучающихся к учебной деятельности, но и оказывает положительное влияние на формирование у человека определенных компетенций, так необходимых в современном мире [10].
Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты с исследовательской позицией, способные решать проблемы, возникающие из потребностей практики в профессиональной деятельности. Это приводит к необходимости использования математических методов в нематематических ситуациях, одним из которых является метод математического моделирования. Подготовка востребованных обществом специалистов начинается в школе. Изучение проблемы приобщения обучающихся к решению практико-ориентированных задач, актуально в контексте Федерального образовательного стандарта. Существующие научно - методические исследования этой проблемы не охватывают широкого круга вопросов. Например, в них не изучаются вопросы обучения школьников методу математического моделирования - одному из основных в математике, а также не рассматриваются вопросы практико-ориентированного подхода в обучении математике.....
На основе исследования научно-методической и психологопедагогической литературы была рассмотрена трактовка определений «контекст повседневной жизни» и «практико-ориентированное обучение», а также дидактические условия их реализации в качестве средства мотивации в обучении математике в 5-6 классах.
Контекст повседневной жизни рассматривается в рамках концепции ситуативного обучения, в то время как под практико-ориентированным обучениям понимают обучение, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся умений и навыков практической работы за счет выполнения ими задач с реальными жизненными ситуациями. Данные понятия направлены на формирование личности, обладающей таким набором компетенций как: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и др.
В работе были выделены следующие условия, которые необходимо учитывать педагогу при реализации практико-ориентированного обучения:
1. практико-ориентированное целеполагание;
2. выбор индивидуальной образовательной траектории;
3. продуктивность обучения;
4. первичность образовательной продукции обучающегося;
5. ситуативность обучения;
6. образовательная рефлексия.
Вышеперечисленные дидактические условия обеспечивают
максимальную эффективность в реализации практико-ориентированного обучения математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни.
В работе содержатся разнообразные формы и методы организации практико-ориентированного обучения. Также разработаны фрагменты уроков с использованием практико-ориентированных задач по математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни. В ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения Гимназии №13 в 6 «А» классе. На момент экспериментальной работы в классе находилось 30 человек. В процессе проведения исследования тенденция повышения заинтересованности обучающихся 6 класса за счет включения в образовательный процесс нового элемента - практико-ориентированных задач. Обучающиеся по-новому взглянули на изучение математики в школе. Ребята увидели взаимосвязь не только с другими предметами, но и наблюдали практическую значимость и важность математики в их повседневной жизни. Первоначальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказывают результаты повторной самостоятельной работы. Применение практико-ориентированных задач на разных этапах уроков реализовать поставленные задачи.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время контекст повседневной жизни является одним из основных инструментов обучения. Его можно охарактеризовать как особую сферу жизни человека, главным фактором которого является обыденная деятельность. Практико-ориентированные задачи в свою очередь помогают учителю реализовать контекст повседневной жизни на уроках, в частности на уроках математики. Следует отметить, что использование на уроках математики практико-ориентированных задач на основе контекста повседневной жизни требует значительной подготовительной работы учителя. Но тем не менее, от этого зависит результат обучения.
Большое значение данная работа имеет за счет содержания, методов, форм и средств обучения с помощью которых учитель может реализовывать практикоориентированное обучение и тем самым повышать интерес школьников к математике.
Итак, цель работы была достигнута, а все задачи выполнены. Гипотеза получила частичное подтверждение, для более детального ее подтверждения необходимо продолжать опытно-экспериментальную работу.
Контекст повседневной жизни рассматривается в рамках концепции ситуативного обучения, в то время как под практико-ориентированным обучениям понимают обучение, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся умений и навыков практической работы за счет выполнения ими задач с реальными жизненными ситуациями. Данные понятия направлены на формирование личности, обладающей таким набором компетенций как: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и др.
В работе были выделены следующие условия, которые необходимо учитывать педагогу при реализации практико-ориентированного обучения:
1. практико-ориентированное целеполагание;
2. выбор индивидуальной образовательной траектории;
3. продуктивность обучения;
4. первичность образовательной продукции обучающегося;
5. ситуативность обучения;
6. образовательная рефлексия.
Вышеперечисленные дидактические условия обеспечивают
максимальную эффективность в реализации практико-ориентированного обучения математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни.
В работе содержатся разнообразные формы и методы организации практико-ориентированного обучения. Также разработаны фрагменты уроков с использованием практико-ориентированных задач по математике для обучающихся 5-6 классов на основе контекста повседневной жизни. В ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения Гимназии №13 в 6 «А» классе. На момент экспериментальной работы в классе находилось 30 человек. В процессе проведения исследования тенденция повышения заинтересованности обучающихся 6 класса за счет включения в образовательный процесс нового элемента - практико-ориентированных задач. Обучающиеся по-новому взглянули на изучение математики в школе. Ребята увидели взаимосвязь не только с другими предметами, но и наблюдали практическую значимость и важность математики в их повседневной жизни. Первоначальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказывают результаты повторной самостоятельной работы. Применение практико-ориентированных задач на разных этапах уроков реализовать поставленные задачи.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время контекст повседневной жизни является одним из основных инструментов обучения. Его можно охарактеризовать как особую сферу жизни человека, главным фактором которого является обыденная деятельность. Практико-ориентированные задачи в свою очередь помогают учителю реализовать контекст повседневной жизни на уроках, в частности на уроках математики. Следует отметить, что использование на уроках математики практико-ориентированных задач на основе контекста повседневной жизни требует значительной подготовительной работы учителя. Но тем не менее, от этого зависит результат обучения.
Большое значение данная работа имеет за счет содержания, методов, форм и средств обучения с помощью которых учитель может реализовывать практикоориентированное обучение и тем самым повышать интерес школьников к математике.
Итак, цель работы была достигнута, а все задачи выполнены. Гипотеза получила частичное подтверждение, для более детального ее подтверждения необходимо продолжать опытно-экспериментальную работу.
Подобные работы
- Формирование функциональной грамотности обучающихся
5-6 классов в процессе обучения математике
на основе использования контекста повседневной жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
ХИМИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Практико-ориентированный подход в обучении математике старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - Формирование математической грамотности обучающихся 5 классов на примере изучения темы «Проценты»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022





