Введение 2
I глава
Музеи спорта и их образовательный потенциал.
§1. Обзор музеев спорта России 7
§2. Обзор музеев спорта г. Красноярска 11
§3. Цели и задачи музеев спорта 14
§4. Возможности образовательной деятельности музеев спорта 17
§5. Реализация образовательно-воспитательной функции музея при образовательном учреждении 21
§6. Применение новых технологий в музее спорта 25
II глава
Проект музея спорта.
§1. Обоснование необходимости проекта 30
§2. Цели и задачи проекта 31
§3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей 31
§4. Тематико- экспозиционный план проектируемого музея 37
§5. Проектируемый музей спорта и Универсиада 2019 в г. Красноярске 52
III глава
Использование проектируемого музея спорта в образовательной
деятельности/целях.
56
Заключение 74
Литература 76
Актуальность работы.
Здоровый образ жизни, спорт и здоровье человека в целом - это неотъемлемая часть и важная составляющая его жизни. С начала 90-х годов обострилась ситуация с распространением среди подростков и молодежи алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения. До сих пор эта социальная проблема стоит очень остро и нуждается в решении. Необходимостью является пропаганда ЗОЖ, привлечение молодого поколения к спорту. В этой работе я хочу показать влияние на решение проблемы через музеи спорта путем анализа их образовательной и воспитательной деятельностях, а также предложить концепцию ее развития в нашем городе среди студентов, абитуриентов и школьников посредством создания проекта музея спорта на базе ИФКСиЗ КГПУ им. В.П. Астафьева.
Актуальность темы объясняется следующими фактами: во-первых, происходит актуализация необходимости повышения уровня внимания к своему здоровью, постоянный рост рынка услуг по оздоровлению и занятиям спортом. Во-вторых, повышение интереса и привлечение к спортивной деятельности молодого поколения. В- третьих, очевидна необходимость совершенствования культурной стороны активной спортивной жизни города и края; настоящим свидетельством достаточного уровня развития является Олимпиада в Сочи; недавний триумф сборной России, как и сам факт проведения такого масштабного события в нашей стране - это показатель определённого уровня развития организационной, социальной, культурной и спортивной культуры. Уже в 2019 году Красноярск станет городом, который примет Универсиаду - комиссия события посчитала наш город достойной площадкой для проведения мероприятия подобного уровня. Безусловно, это - свидетельство особого профессионализма и спортсменов, и организаторов, и даже тех, кто поддерживал мероприятие - волонтёров, добровольцев на площадках организации событий в рамках того или иного мероприятия. Это же и свидетельство определённого развития уровня личностного роста каждого из участников. Олимпиада действительно стала сбывшейся национальной мечтой: с учётом уже достигнутого ранее уровня развития социально- культурной и спортивной культуры, общая характеристика социокультурной ситуации даёт нам комплексное понимание относительно перспектив развития данной сферы. Социально-культурная ситуация, которую мы описывали выше, свидетельствует о том, что данная сфера общественной жизни достаточно развита, уровень интереса к ней только возрастает, а победа на Олимпиаде в Сочи - домашней Олимпиаде - повышает уровень престижности спорта в России, становится одной из предпосылок формирования положительного образа отечества в сознании гражданина Российской Федерации.
Проблемную ситуацию мы видим в противоречии между необходимостью создания подобного музея и отсутствием для этого возможностей на данном этапе. Причинами тому являются следующие факторы:
• нет концептуального осмысления подобного рода музеев; несмотря на то, что подобный опыт в социально-культурной сфере города присутствует, он не очень успешен практически, к тому же нет необходимой теоретикоаналитической базы, позволяющей сделать исследование более глубоким и основательным;
• присутствуют определённые финансовые трудности в организации проекта такого масштаба.
Опыт создания музея спорта в России уже присутствует - примером может служить Музей Спорта в Москве. Экспозиционная и интерактивная, координационная деятельность - основные направления его работы. Сотрудничество на местном, региональном и международном уровнях позволяют поддерживать качество оказываемых услуг на высоком, конкурентоспособном уровне.....
Развитие спорта и его высокая популярность в наши дни способствует увеличению интереса к музеям такого типа.
Проанализировав спортивные музеи, в том числе и при учебных учреждениях, я пришла к выводу, что данный тип музеев появился совсем недавно только начинает развиваться. Что касается Красноярского края, нельзя не отметить то, что часть тематики физической культуры и спорта частично раскрыта комнатой славы в Музее спорта красноярской железной дороги и в Музее во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина. Но этого оказывается недостаточно. Учитывая тот факт, что проект направлен на реализацию при ВУЗе, что расширяет его функции и углубляет внутреннее содержание экспозиций, - это все это обуславливает актуальность моей работы.
Хотелось бы дать характеристику воплощению проекта создания музея спорта: во-первых, появление подобного социально- культурного института станет обоснованием гипотезы о том, что Красноярск уже располагает достаточным объёмом материалов, событий, персоналий, так или иначе связанных с развитием спорта в ВУЗе, городе и крае, составляющих историю спорта в общем, во-вторых, недавний триумф на Олимпиаде и активная подготовка к Универсиаде в нашем городе доказывают, что нам необходимы не только спортивные мероприятия, но и фиксация истории их создания, предоставление специалистам этой сферы и любителям ознакомиться с богатейшей историей спорта и спортсменов города и края. Музей истории спорта станет не только хранителем традиций, истории и данных об актуальных событиях сферы спорта в ВУЗе, Красноярске и крае, но и новым пространством для культурного диалога, интерактивной площадкой, где каждый сможет почувствовать особенный дух упрямства, стойкости и воли к победе, и, как в перспекивеможет сыграть важную роль в подготовке города к принятию Универсиады в 2019 году.
1. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003
2. Ермилов А.В. Современные социокультурные тенденции развития досуга // 2012. - № 5.
3. Бабенкова Ю.Е., статья "Музей физической культуры и спорта в социокультурном пространстве"
4. Будюкина Н.Н. Вузовский музей. Специфика деятельности и перспективы функционирования в образовательной среде / Тамбов: история, современность, перспективы: Сборник материа- лов научно — практической конференции, посвя- щенной 370-летию города Тамбова. Тамбов, 2007. С. 118-120.
5. Бурлыкина М.И. История становления и развития университетских музеев в дореволюционной России. Автореф. дис. канд. ист. наук.М., 1994
6. Белоусова Н.А. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Белоусова Наталья Александровна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств].- Кемерово, 2009.- 239
7. Равикович, Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики: сб. науч. тр. - М.: НИИ культуры, 1987.
8. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988.
9. Гуральник Ю.У Музееведение // Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М, 2001.
10. Пиотровский М.Б. Философия музейного дела // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 6. 2006.
11. Чувилова, И. Классификация музеев и проблемы наследия // Музей. - 2009. - № 5.
12. Большая Советская ЭнциклопедияМ.: "Советская энциклопедия", 1969
1978 13. Филатова, А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции: автореф. дис. ... канд. культурологии. -Саранск, 2000.
14. Иваницкий И. П., Пленкин Ф. И., Музейно-выставочная пропаганда достижений науки и передового опыта социалистического сельского хозяйства, М., 1952.
15. Статья "Концепция музейного комплекса истории транспорта в городе Красноярске" г. Красноярск 2014....50