Введение 3
Глава1.Учебные пособия по ОБЖ -составляющие учебно-методического комплекса предмета основы безопасности жизнедеятельности 6
§1. Учебно-методическое обеспечение предмета ОБЖ 6
§2. Опыт использования учебных пособий на уроках ОБЖ в старших классах общеобразовательных школ г. Железногорска 9
Глава 2. Повышение эффективности знаний и умений учащихся при использовании учебных пособий по ОБЖ в ходе самостоятельной работы...11
§1. Требования к работе с пособием при самостоятельном изучении^.]]
§2. Содержание пособия с тестами и заданиями по теме «Правила поведения человека в ситуациях криминального характера» 15
§3. Анализ эффективности усвояемости материала учащимися при использовании в самостоятельном обучении пособия и тестов к нему по теме «Правила поведения человека в ситуациях криминального характера», в старших классах общеобразовательной школе № 93 города Железногорска.59
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 73
В XXI веке проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: разбои, грабежи, изнасилование, детская преступность и многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной. В Красноярском крае по подсчетам специалистов, в 2018-м году было зарегистрировано 45902 преступления [1]. Тенденция увеличения количества различных угроз обусловливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях криминального характера. Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в таких ситуациях в силу особенностей подросткового и юношеского периодов стоит перед старшеклассниками. В этих условиях проблема формирования специальных знаний, умений, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, готовности к действиям в экстремальных ситуациях криминального характера представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Хотим мы того или нет, но мы живем в непростое время. Все чаще по радио и по телевидению мы слышим о различных криминальных ситуациях, которые происходят. Казалось бы, знакомый нам город и его родные улицы становятся чрезвычайно опасными. Дети все чаще становятся объектами различных преступлений: грабежей, насилия, хулиганств, похищений с целью выкупа и даже убийств. Это происходит потому, что они физически слабы, доверчивы и в нужной степени не знают правила поведения в городе.
Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Однако все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. Но эта уверенность может оказаться обманчивой и обернуться при каких-либо обстоятельствах бедой. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительными и чаще задумывались о своей безопасности. Именно необходимостью вооружить детей инструментом для получения знаний правильного поведения в экстремальных ситуациях криминального характера обусловлена тема нашей работы.
Тема нашей работы: Самостоятельная деятельность как форма подготовки обучающихся к защитным действиям в ситуациях криминального характера.
Проблематика данной темы заключается в том, что в учебниках основ безопасности жизнедеятельности, используемых в общеобразовательных школах, она не в полной мере раскрыта. Более глубокие знания в области криминальной безопасности школьники могут получать только при условии дополнительного самостоятельного изучения материала. Более качественные знания дети смогут получить, работая с учебным пособием Соловьева Э.Я. к которому мы разработали тесты, для более углубленного изучения темы.
Цель данной работы проектирование действующих практик самостоятельной подготовки, как процесс обучения старших школьников к действиям в ситуациях криминального характера.
Объект исследования: самостоятельная подготовка обучающихся к уроку ОБЖ.
Предмет исследования: применение учебного пособия по защитным действиям в ситуациях криминального характера.
Гипотеза: Мы предполагаем, что более прочные знания в экстремальных ситуациях криминального характера учащиеся получат при условии использования на уроках основ безопасности жизнедеятельности и в ходе самостоятельной работы дома пособия Соловьева Э.Я. по разработанной нами методике.
Задачи:
1. Провести литературный обзор по теме исследования и изучить опыт использования учебных пособий на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах общеобразовательных школ города Железногорска;...
В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе все сильнее. Рост преступности в мире, заставляет задуматься нас о том, что нахождение на улице, а порой и в собственной квартире становиться не безопасным. Все более остро встает проблема, формирования навыков безопасного поведения у подростков старшего возраста в экстремальных ситуациях криминального характера.
В нашей работе мы ставили целью проектирование действующих практик самостоятельной подготовки, как процесс обучения старших школьников к действиям в ситуациях криминального характера, а также выдвинули перед собой ряд задач.
В результате исследования мы достигли цели решения поставленных задач:
1. Мы изучили учебно-методическое обеспечение предмета ОБЖ, провели литературный обзор по теме исследования. Была раскрыта важность применения учебников и учебных пособий в курсе преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Был изучен опыт использования учебных пособий на уроках ОБЖ в старших классах общеобразовательных школ г. Железногорска. Мы проанализировали, как работают с учебниками учителя и учащиеся на уроках обж, и во внеурочное время.
2. Нами было спроектировано пособие Соловьева Э.Я. для самостоятельной деятельности обучающихся.
3. Главной нашей задачей являлась оценить эффективность усвояемости материала обучающимися при использовании в самостоятельном обучении пособия и тестов к нему при подготовке к защитным действиям в ситуациях криминального характера, в старших классах общеобразовательной школе № 93 города Железногорска. Педагогический эксперимент проводился в школе №93 в двух классах. Экспериментальном 10 «Б» и контрольном 10 «А». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе мы изучали особенности знаний учащихся по теме «Правила безопасного поведения на улице» с помощью тестирования в двух классах. Анализ тестирования показал, что уровень знаний в обоих классах и практически одинаковый. На втором этапе мы применяли методику с использованием пособия. Были проведены уроки с применением наглядных пособий; использованием дидактического раздаточного материала; применением практических занятий; применением познавательных (ситуационных) игр. На уроках учащиеся постоянно принимали активное участие, в позитивной обстановке. Проявляли интерес и стремление к получению знаний. Целью контрольного третьего этапа являлось - определение эффективности использования на уроках и во внеурочное время пособия и разработанных нами учебных тестов.
В результате исследования выдвинутая гипотеза нашла подтверждение.
Более прочные знания в экстремальных ситуациях криминального характера учащиеся получат при условии использования на уроках основ безопасности жизнедеятельности и в ходе самостоятельной работы дома пособия Соловьева Э.Я. по разработанной нами методике.
1. Алексеев А. И., Васильев Ю. В., Смирнов Г. Г. Как защитить себя от преступников. — М.: Знание, 2010. — 64 с.
2. Баленко С.В. Школа выживания. Ч.1 / С. В. Баленко. - М.: Б. и., 2005.
• 135 с.
3. Безопасность жизни человека: Полная энциклопедия / Сост. И. Головина. - СПб.: Весь, 2011. - 384 с.
4. Ваш гид по личной безопасности: Советы женщинам дает британская организация "Антея-траст": Пер. с англ. - М.: Аргументы и факты, 2017. - 61 с. - 82.
5. Выживание в экстремальных условиях. - М.: Русский раритет, 1993. - 158 с.
6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно- метод. пособие / А. В. Гоголева. - М. и др.: МПСИ и др., 2012. - 237 с.
7. Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях-1: Эксперимент. учеб. пособие / А. В. Гостюшин; Худож. Б.Ю. Шварев. - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 2005. - 64 с.
8. Гстюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Изд-во «Зеркало», 2004. — 247 с.
9. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения / Б. Дэвис; Пер. с англ. И. Зотова. - М.: Вече, 2014. - 447 с.
10. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания / А. А. Ильичев.
• Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2006. - 399 с.
11. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания / А. А. Ильичев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. - 576 с.
12. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /
А. И. Лобачев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с.
13. Логинова Л.Н. 365 уроков безопасности / Л. Н. Логинова. - М.: Айрис пресс и др., 2014. - 246 с.
14. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П.Абаскалова, Л.А.Акимова, С.В.Петров. Новосибирск: АРТА, 2011. 302с.
15. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: Пробный учебник для общеобразов. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др.; Худож. Савельев А.Б. - М.: АСТ-ЛТД, 2017. - 379 с....28