Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №147729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Самооценка как психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Проблемы изучения самооценки в психологии 7
1.2 Становление самооценки в детском возрасте 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с ЗПР 26
1.4 Роль семьи в формировании гармоничной личности 32
Выводы по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей самооценки младших школьников с ЗПР 40
2.1 Организация, методы и методики исследования 40
2.2 Проведение эксперимента, анализ полученных данных 45
Выводы по второй главе 51
Глава III. Методические рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с ЗПР 52
3.1 Рекомендации учителю по коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста с ЗПР 52
3.2 Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки
детей младшего школьного возраста с ЗПР 56
Выводы по третьей главе 58
Заключение 59
Библиография 61

Актуальность исследования. Высоконравственная, эмоционально устойчивая, способная к продуктивной реализации своего потенциала и к благоприятному пребыванию в социуме личность представляет собой основную цель, или наиболее желаемый конечный результат, современного образования. Успешность решения вышеперечисленных задач, однако, во многом зависит не только от потенциальных интеллектуальных и личностных возможностей ребёнка, но и от того, как сам ребёнок оценивает свои возможности; не что иное как способ оценивания индивидом своих ресурсов, качеств и свойств определяет степень плодотворности их реализации в том или ином направлении. Мелани Феннелл, профессор клинической психологии медицинского центра Уорренфорд Оксфордского университета, в одной из своих работ пишет о том, что самооценка, будучи центральным компонентом произвольной саморегуляции, включена во множество связей со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве существенной детерминанты всех форм и видов её и деятельности и коммуникации. [82]
Ряд советских и зарубежных учёных, среди которых можно отметить Р.Бернса, А.Г. Спиркина, М. Розенберга, И.И. Чеснокову, К.К. Платонова, определяют самооценку как отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с познанием себя входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, являя собой позитивную или негативную установку, направленную на специфический объект, называемый «Я». Самооценка, таким образом, не является заведомо установленной константой в структуре личности, но наряду со всеми личностными свойствами проходит ряд этапов своего становления, на каждом из которых ей присущи качественно-количественные новообразования.
В возрастной и педагогической психологии младшему школьному возрасту отведено особое место: именно в этом возрасте самооценка ребёнка проходит существенный этап своего формирования в связи со сменой ведущего вида деятельности, с возникновением способности к рефлексии, усилением функции самоконтроля. Л. С. Выготский полагал, что самооценка как устойчивое, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребёнка к себе начинает складываться именно в возрасте семи лет.
Когда речь идёт о детях с нарушением развития, проблема самооценки приобретает большую актуальность, поскольку наличие в индивидуальном развитии ребёнка дефекта того или иного генеза заведомо предполагает возможность возникновения сложностей в процессе взаимодействия ребёнка с другими людьми, в то время как самооценка служит основным механизмом, определяющим успешность социальной интеграции личности. Согласно имеющимся на сегодняшний день результатам исследований, среди которых имеют место труды И. Ю. Кулагиной, Н. Л. Белопольской, И. М. Никольской, самооценка детей с задержкой психического развития отличается большей зависимостью от мнения окружающих, неустойчивостью и противоречивостью, амбивалентностью по сравнению с самооценкой детей, развитие которых протекает в норме. Однако наличествующих данных недостаточно для определения значимости влияния социального фактора, а именно такого его аспекта как психологический климат в семье, на становление самооценки детей с ЗПР. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в семьях с проблемой алкоголизма, и особенности самооценки аналогичной категории детей, воспитывающихся в благоприятных социальных условиях, где указанная проблема отсутствует, до настоящего времени сравнительному изучению не подвергались.
Объект исследования: личность ребёнка младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель исследования данной работы: сравнительное изучение особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в благоприятных и неблагоприятных социальных условиях....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Будучи социальным существом, человек заведомо лишён способности к развитию и жизни, достойной человека, в отсутствие взаимодействия с другими людьми. Уже с момента своего рождения ребёнок оказывается включённым в мир социальных отношений, благодаря чему постепенно начинает познавать окружающую его реальность и самого себя как частицу этой реальности, неотъемлемую и вместе с тем всё же обособленную. Семья выступает главной платформой, на которой закладывается фундамент личности ребёнка, в том числе и его способа восприятия самого себя, отношения к себе, или самооценки, которая, являясь центральным компонентом самосознания, выступает существенной детерминантой всех форм и видов деятельности и общения личности, определяя как психологическое благополучие, так и успешность самореализации личности.
Проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что воспитательное воздействие семьи человек испытывает на протяжении всей жизни, в связи с чем по степени значимости оказываемого влияния на становление личности человека с семьёй не может сравниться ни один социальный институт.
С целью сравнительного изучения особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в благоприятных социальных условиях и в семьях, где имеет место проблема алкоголизма родителей, было проведено эмпирическое исследование, в основание которого была положена гипотеза о том, что самооценка младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в благоприятных социальных условиях, имеет большую тенденцию к адекватности, чем самооценка детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в семьях с проблемой алкоголизма родителей. Для подтверждения гипотезы был организован процесс диагностического обследования, имевший своей целью выявление особенностей самооценок детей двух указанных категорий.
В ходе статистического и сравнительного анализа полученных данных был установлен больший процент адекватности среди самооценок детей, воспитывающихся в благоприятных социальных условиях, чем среди самооценок детей, которые воспитываются в семьях с проблемой алкоголизма родителей, что позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.


1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.
2) Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997. - 256с.
3) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика. - 1982. - 128 с.
4) Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, - 1988. - 32 с.
5) Арет А. Я. Краткий Обзор специфических методов и приёмов воспитания. - Фрунзе: Труды киргизского госуниверситета, 1968. Вып. 2
6) Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. - М.: Эксмо, 2008.
7) Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. - М.: Добросвет, 2008.
8) Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
9) Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Общ. ред. В. Я. Пилиповского. М., 1986.
10) Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
11) Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.- 464с.
12) Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. - М.: Астрель, 2008.
13) Бранден Н. Мощь самооценки. - М.,1994.
14) Бучкина И. П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития: автореф... канд. псих. наук / И. П. Бучкина. - СПб, 2003. - 180 с.
15) Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: «Просвещение», 1969....87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ