ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6
1.1. Права потребителей как объект защиты 6
1.2. Понятие и формы защиты прав потребителей 12
2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 22
2.1. Защита прав потребителей в сфере розничной торговли 22
2.2. Защита прав потребителей в сфере выполнения работ и оказания услуг 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Вопросы прав потребителей и их защиты интересует сегодня всех, поскольку любой гражданин является потребителем товаров или услуг. Защита прав потребителей становится с каждым годом все совершенней Закон О защите прав потребителей принятый 7 февраля 1992 года определил место потребителя в сфере рыночной экономики. Закон усилил социальные гарантии гражданина - потребителя, и повысил ответственность производителя, продавца, исполнителя, импортера, индивидуального предпринимателя за качество производимого им товара и выполнение работы (услуги).
Однако идеального качества производимых товаров, выполненных работ и оказанных услуг, достичь весьма не просто, тем более, что, по мере развития производственных отношений появляются все новые товары, работы и услуги, параметры и качество которых нуждается не только в техническом но и юридическом оформлении. Поэтому на сегодняшний день тема остается актуальной. Гражданин - потребитель до сих пор остается менее защищенным субъектом гражданско - правовых отношений, в сравнении с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, права которых защищены профессионалами. Потребитель в свою очередь не имеет такой поддержки.
Из этого возникает настоятельная потребность в проведении дальнейших научных исследований, с целью теоретического обоснования совершенствования законодательства о защите прав потребителей, установления и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.
Объектом исследования данной дипломной работы является общественные отношения, участником которых является потребитель товаров розничной торговли о также выполненных работ и оказанных услуг.
Предметом данного исследования выступают законодательные нормы, определяющие права потребителя и обеспечивающие их защиту.
Целью данной дипломной работы является: изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть права потребителей как объекта защиты;
- раскрыть содержания понятия и формы защиты прав потребителя;
- проанализировать защиту прав потребителей со сторон розничной торговли и со стороны выполнения работ и оказания услуг.
Нормативная основа исследования состоит из: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН, Гражданский кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и другие нормативные акты.
Методологическую и теоритическую основу исследования составили труды: Парций Я.Е., Корнилов А.Б., Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И., Жилина Г.А., Ершов В.А., и др.
Работа состоит из введения, основной части, методической разработки по теме защита прав потребителей, заключения и списка использованных источников.
Права потребителей продолжают вызывать неизменный интерес у широкого круга лиц. На сегодняшний день существует немалое количество нормативно - правовых актов разного уровня, определяющих права потребителей и обеспечивающих их защитой: Законодатель предусматривает несколько форм защиты прав потребителей: самозащита, внесудебную защиту (посредство государственных органов и общественных организаций), а так же судебную защиту. Установлены три вида ответственности за нарушение прав потребителей: гражданско - правовая, административная и уголовная
В целом, следует признать, что права потребителя защищены законодательством Российской Федерации достаточно хорошо.
При проведение научного исследования была выявлены пробелы несоответствия законодательства, а именно противоречие статьи 25 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества» и 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» Закона о защите прав потребителей.
Для устранения данного пробела нужно скорректировать закон так, чтобы перечень товаров, не подлежащий обмену, применялся и в отношении дистанционной торговли, так как дистанционный способ продажи товара выделен отдельным видом реализации. То есть добавить данный пункт в статью 26.1 Закона о защите прав потребителей. Вследствие. чего Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» будет применяться и в сфере дистанционной торговли, что придаст конкретики к норме 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров».
В условиях стремительного развития экономики и гражданско - правовых отношений между потребителем и продавцом (исполнителем) складываются не совсем простые отношения. По тенденции рассматриваемых дел в судебном порядке можно сделать вывод, что закон в основном находится на стороне потребителя. Но без контроля и надзора государственных органов и общественных объединений должной и высококачественной защиты не будет.
На основе анализа судебной практики можно сделать выводы о том, что в судах рассматривается большой объем дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. Трудности, возникающие при рассмотрения дел в первую очередь связаны определением круга ответственности, особенно в тех случаях, когда продавец (исполнитель) перекладывает бремя ответственности на третьих лиц. Это обусловлено развитием рыночных отношений и как следствие ростом различных видов услуг, большого ассортимента товара.
Так же по анализу судебной практики можно сделать выводы о том, что в судах рассматривается большой объем дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. Трудности, возникающие при рассмотрения дел, в первую очередь связаны определением круга ответственности, особенно в тех случаях, когда продавец (исполнитель) перекладывает бремя ответственности на третьих лиц.
Остается проблема судебной защиты прав потребителей.
Для решения данной проблемы было бы целесообразно внедрить следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
- упрощение процедуры гражданского судопроизводства по делам о защите прав потребителей, в тех случаях, когда требования бесспорны и очевидны;
- выделение дел о защите прав потребителей в особое производство, закрепив срок рассмотрения таких дел в пределах 2-3 месяцев;
- с целью разгрузки районных судов, следует передать рассмотрение таких дел мировым судьям.
Внесение данных изменений на практике позволит усилить гражданско - правовую защиту в прав потребителей, реализовать которую может единолично гражданин - потребитель в форме самозащиты.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) (в ред. От 21.07.2014) // Российская газета. 1993.25 дек.
2. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106 - ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=INT&n=16082 (дата обращения: 13.06.2017)
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли» (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию» // Собрание законодательства РФ, 04.01.1997, № 2
4. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460) // Совинтерюр. - Москва. - 1992 г.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14 - ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138 - ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 - ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 - ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
9. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300 - 1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
10. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132 - ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N 49, ст. 5491
11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июля 1997 г. - №30. - Ст. 3594.
12. Федеральный закон от 25.08.1995 N 153 - ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995, N 35, ст. 3505
13. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132 - ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996, N 49, ст. 5491
14. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Российская газета. N 261, 27.12.2003
15. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326 - ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Российская газета. N 274. 03.12.2010...(67)