ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 6
1.1. Понятие и структура правового статуса сотрудника полиции 6
1.2. Требования, предъявляемые к сотруднику полиции 15
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 23
2.1. Права и обязанности сотрудника полиции 23
2.2. Ответственность сотрудника полиции 29
2.3. Социальные гарантии сотрудникам полиции 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность темы. На современном этапе общественного развития к праву как важнейшему социальному регулятору предъявляется ряд новых требований. Оно должно быть основано на человекоцентристском подходе, ориентированным на максимальную защиту прав и свобод человека, осуществление которой в свою очередь невозможно в обществе, имеющем неустойчивую криминальную обстановку, поддерживаемую высоким уровнем коррупции. Именно сочетание двух этих важнейших задач - борьбы с преступностью и защиты прав, свобод и законных интересов граждан - в равной степени и является призванием полиции как формально нового, но в то же время унаследовавшего многие черты своего предшественника, органа государственной власти.
На переименование милиции в полицию, которое лежит «на поверхности» реформ, большинство населения отреагировало не слишком положительно - от недоумения, до полного неприятия. Вместе с тем, это не просто перемена названия, а шаг, которым обозначена попытка провести глубинную перестройку всей системы МВД. Насколько удачной оказалась это попытка, покажет время, однако можно отметить наличие определенных положительных сдвигов уже налицо.
В результате того, что было принято несколько специализированных законов произошло формирование нового правового статуса полиции и ее сотрудников. Все его элементы: цели и задачи полиции, принципы ее деятельности, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в полицию, ограничения, связанные с ней, усиление ответственности и т.д. говорят о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному.
Вместе с тем, пока еще сложно говорить о том, что организация деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение российской полиции полностью отвечают современным требованиям демократического правового государства. К сожалению, для российской полиции до сих пор характерны невысокая эффективность деятельности, коррумпированность, слабо налаженное взаимодействие с гражданами и т.д. Все это требует продолжения осуществления мероприятий, направленных на модернизацию российской полиции, что, несомненно, отражается и на состоянии правового статуса сотрудника полиции. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу правового статуса сотрудника полиции.
Предметом исследования стали правовые нормы, определяющие статус сотрудника полиции в России, практика применения этих норм.
Целью данной работы является анализ и систематизация информации о правовом статусе сотрудника полиции, разработка предложений по совершенствованию законодательства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и структуру правового статуса сотрудника полиции;
- рассмотреть требования, предъявляемые к сотруднику полиции;
- изучить права и обязанности сотрудника полиции;
- рассмотреть ответственность сотрудника полиции;
- изучить социальные гарантии сотрудникам полиции.
Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей, как Ю.П. Соловей, А.В. Малько, В.Н. Синюков, В.В. Нырков, Д.Н. Бахрах, Ю.И.Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров....
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Уникальность полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. Можно сказать, что полиция является самым «правоохранительнейшим» полифункциональным органом. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться разве что больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.
Правовой статус сотрудника полиции - это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса сотрудника полиции составляют его права и обязанности.
Для сотрудника полиции обязательно наличие трех признаков:
1) гражданство РФ.
2) принадлежности к кадрам полиции;
3) наличия специального звания рядового или начальствующего состава полиции.
Помимо вышеуказанных требований, к сотрудникам полиции предъявляются также высокие личностные и профессиональные требования. Г оворя о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников полиции, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства.
Основным элементом административно-правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными. Общие полномочия сотрудника полиции являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего.Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником полиции выполняются по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации.
Социальные гарантии деятельности сотрудника полиции выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что принятый Федеральный закон «О полиции» - значительный шаг по пути унификации деятельности полиции. Необходимо разработать кодифицированный федеральный закон, специально регламентирующий деятельность полиции.
Представляется необходимым сделать это в форме Кодекса Полиции, который объединит нормы Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким законодательным решением в значительной мере сократится подзаконное нормативное правовое регулирование и повысит качество правовой основы деятельности полиции. При этом следует минимизировать подзаконное нормативное регулирование (прежде всего, сократить число бланкетных норм).
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016) «О полиции» //Собрание законодательства РФ.2011. № 7. Ст. 900.
6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
7. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 05.04.2016) «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
8. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 250 (в ред. от 27.06.2014) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.
Судебная практика
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 г. № 3-П.// Собрание законодательства РФ, 07.04.2003, № 14, ст. 1302
10. Определение Верховного Суда РФ от 10 августа 2012 г. № 5-О04-34 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012 № 7.
11. Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2014 г. № 78-О03-221 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014 № 2.
12. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 10 декабря 2014 г. по делу № 33-1008 // URL: Iittp://vvv.coiisiiltaiit.i4i/coiis/cgi/oiiliiie.cgi?req docibase PSRHI2556;;0(дата обращения: 02.06.2017).
13. Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 22.05.2015 по делу № 33-1663/2015// URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc; base=AOUR;n=1482005;div=ASOJ;mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C86333 7204B9527B;rnd=0.40161078958772123 (дата обращения: 02.06.2017).
14. Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2013 г. по делу № 33-2026// URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc;base=AOUR;n=442952;div=ASOJ; mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C863337204B9527B;rnd=0.04418962751515 21 (дата обращения: 02.06.2017).
15. Апелляционное определение Хабаровского областного суда от 12.09.2014 по делу №33-5797// URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc;base=AOUR;n=409576;div=ASOJ; mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C863337204B9527B;rnd=0.6271224061492 83 (дата обращения: 02.06.2017).....(53)