ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование охраны земель 6
1.2 Сущность и принципы охраны земель 13
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 17
2.1 Органы государственного управления охраной земель 17
2.2 Меры государственного регулирования охраны земель 20
2.3 Государственный контроль за охраной земель 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 38
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность темы исследования определена тем, что в настоящее время Охрана природы Земли превратилась в главную задачу, решаемую человечеством. Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.
Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса - потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.
По данным Росреестра, за 2018 год количество выявленных нарушений земельного законодательства выросло на 9 % по сравнению с предыдущим периодом и составило свыше 133 тыс. К числу наиболее частых нарушений относятся самовольное занятие земельного участка, его неиспользование или использование не по назначению1.
Сказанное выше свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования правового регулирования охраны земель.
Научная основа работы представлена трудами Е.А. Галиновской, С. В. Ивановой, Н.Н. Корневой, А.А. Фадеева, Г. И. Калинина, О.И. Крассова, Г. Л. Земляковой, О. А. Самончик, В. В. Устюковой, Д. В. Хаустова.
Однако стоит отметить, что авторами этих работ исследования проводились преимущественно в связи с анализом порядка предоставления земельных участков из земель различного целевого назначения и видов разрешенного использования, изменения и прекращения прав на них и т.д.
Помимо этого эти исследования были проведены на действующем ранее законодательстве.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере охраны земель в РФ.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие охрану земель в Российской Федерации и правоприменительная практика в указанной сфере.
Цель работы - исследование правового регулирования охраны земель в Российской Федерации, а так же проведение анализа правоприменительной практики по теме исследования.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие охрану земель в РФ;
- рассмотреть сущность, цели и принципы охраны земель;
- изучить систему государственных органов, регулирующих охрану земель в РФ;
- рассмотреть методы и меры регулирования охраны земель;
- изучить систему государственного контроля за охраной земель;
- проанализировать правоприменительную практику в сфере охраны земель.
Методологическую основу дипломной работы составили частно¬научные методы познания, в том числе метод дедукции и индукции, а также система специальных научных методов, таких как статистический и сравнительно-правовой.
Нормативно - правовую основу исследования составили законодательные, и иные нормативные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы охраны земель, а так же материалы судебной практики.
Структура исследования определена целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, анализа судебной практики, методической разработки заключения и списка использованных источников.
На основе проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Введя термин «охрана земель» в Земельный кодекс Российской Федерации, законодатель подчеркивает важность защиты земли от ее использования, указывая на необходимое ограничение экономической свободы землевладельцев в целях защиты окружающей среды. Это означает, что каждый собственник земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организующий свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, поскольку они устанавливаются в соответствии с характеристиками категорий земель и той или иной экономической деятельности и отражаются в соответствующих статьях ЗК РФ.
Охрана земель - это сложный комплекс мероприятий (правовых, организационных, экономических и т.п.), а защита прав осуществляется в тех случаях, когда существует нарушение прав или их оспаривание, таким образом, по нашему мнению, охрана земель и защита прав земель - это разные понятия (у них разный объект).
Государственный земельный надзор стал представлять собой деятельность: 1) направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации; 2) систематическое отслеживание выполнений требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояний выполнения этих требований. В рамках указанного надзора осуществляются:
1) организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации.
2) систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния их исполнения, которое проводится путем административных обследований объектов земельных отношении, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти или местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель.
3) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
Учитывая межотраслевой характер землепользования, функции государственного земельного надзора распределены между тремя федеральными органами исполнительной власти: Федеральной службой по государственной регистрации, кадастру и картографии, Федеральной службой по надзору за природными ресурсами и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Действия, предпринимаемые в рамках правовой охраны земель, зависят от типа правонарушения. Под последним принято понимать деяние, нарушающее нормы земельного законодательства, вследствие которого наносится ущерб природным ресурсам, здоровью людей и состоянию окружающей среды.
За земельные правонарушения предусматриваются 3 вида ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением правил обращения с землей, а также ущемлением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, должны быть возмещены в полном объеме. Компенсации подлежит и упущенная выгода.
Ущерб, который вызван нарушением земельного законодательства, можно поделить на 2 вида: экологический и экономический. Экологический ущерб находит выражение в форме порчи земель, в результате которой происходит потеря полезных свойств земли. Экономический же ущерб заключается в снижении стоимости объектов капитального строительства на земельном участке, ограничении права пользования землей, в упущенной выгоде и подлежит возмещению в полном объеме.
В настоящее время необходимо усилить экономические методы, которые будут задевать имущественные интересы участников земельных отношений. Чтобы у землепользователей было понимание, какое поведение им выгодно, что, создаст заинтересованность в следовании закону.
Представляется, что более соответствующим содержанию главы второй ЗК РФ было бы ее название не «Охрана земель», а «Защита земель», потому что в ст. 13 этой главы, под названием «Содержание охраны земель», в подпунктах 2 и 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ используется термин «защита земель» (от всякого рода негативных воздействий).
Как отмечается в литературе, охрана земель характеризуется несколькими функциями:
- охранительной, т. е. обеспечивается сохранение земель путем осуществления мероприятий, при которых улучшается состояние земельных участков и они способны быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве;
- восстановительной, при которой обеспечивается восстановление земель, т. е. осуществление мероприятий по рекультивации земель, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенного почвенного слоя, а также на улучшение условий окружающей среды и улучшение земель, т. е. осуществление, прежде всего, мероприятий мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.
Так мы полагаем, что более правильным, мероприятия по обеспечению улучшения земель, относить не к восстановительной функции, а выделять отдельно, поскольку такие мероприятия могут осуществляться и на землях, которые не подвергаются негативным воздействиям.
На основании вышеизложенного следует, что правовая охрана земель представляет собой комплекс предусмотренных нормами права требований, обязательных для соблюдения правообладателями земельных участков, другими гражданами и юридическим лицам, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях сохранения земли как важнейшей части природы; естественной среды обитания человека; природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 № 136-ФЗ (в ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 1999. 06 янв.
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. Ст. 4841.
Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (в ред. от 07.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 29. Ст. 4441.
Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 726 «Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4499.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 30.10.2014) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3821.
Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.09.18) // Российская газета. 2012. 22 мая.
Судебная практика
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.02.2014 по делу № А57-4777/2013 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/on-
line.cgi?req=doc;base=APV ;n=122967
Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2010 N 18-Впр09-94 // URL: https://resheniya-sudov.ru/2010/186825
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2011 по делу N А45-14496/2010 // URL: http://pravosudie.biz/2316736
Решение Ленинградского областного суда от 27.06.2017 N 7-669/2017 // URL: http://zlaw.ru/fas4/560D5C076DD79724432582180050A0E7.html
Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 01.09.2017 по делу N 4а-834/2017 // URL: http://zlaw.ru/fas4/A9860276C21F3D1343258218004E7182.html
Постановление Московского городского суда от 25.09.2017 N 4а- 4745/2017 // URL: http://zlaw.ru/fas4/AA2D8CB0B39E651C4325821 8004C5C6E.html
Решение Свердловского областного суда от 24.05.2016 по делу N 72-726/2016 // URL: http://base.garant.ru/141849937/
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2017 по делу А60-22606/2017 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on line.cgi?req=doc&base=RASVR&n= 121316#014022037865846038
Решение по делу 12-172/2015 Пролетарский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Боброва М.М.: // URL:
https://rospravosudie.com/court-proletarskij-rajonnyj-sud-g-tveri-tverskaya-oblast- s/act-496762170/
Апелляционное определение Свердловского областного суда 14.09.2017 по делу № 33-15578/2017 // URL:
http://www.ekboblsud.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=d oc&number=14279015&delo_id=5&new=5&text_number=1
Литература
Анисимов А.П. Земельное право России: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2013. 415 с.
Бандорин Л.Е. Разрешенное использование земельных участков: проблемы понимания сущности определения. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 12. 171 с.
Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. М.: Изд-во Проспект. 2014. 653 с.
Быстров Г.Е., Гусев Р.К., Бабанов А.В. Земельное право: Учебник. М.: Изд-во Проспект. 2016. 720 с.
Васильев Э.Х. Правовые механизмы обеспечения прав граждан при предоставлении земель для строительства объектов недвижимости // Современное право. 2014. № 7. 214 с.
Волков С. Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? / С. Н. Волков, Н. В. Комов, В. Н. Хлыстун // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. 126 с.
Галиновская Е.А. Направления развития земельного законодательства: новые тенденции и преемственность. Хозяйство и право. 2015. № 1, 2.
Глушко О. А. Правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов: проблемы правоприменения / О. А. Глушко, С. Н. Якуба // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, 2012.
Гостева, С. С. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды / С. С. Гостева, С. Р. Гостева, С. А. Лопатина. М.: Еврошкола, 2016. 255 с.
Грачкова Ю.Л. Правовые проблемы земельной реформы в РФ (на прмиере земель сельскохозяйственного назначения) // диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Москва. 2013. 226 с.
Ерофеев Б.В. Земельное право России. - М.: Юрайт, 2017. 488 с.
Железнов Д.С. Новеллы правового регулирования предоставления земельных участков для строительства в свете ключевых положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ // Аграрное и земельное право. 2014. № 11. 46 - 50 с.
Железнов Д.С. Правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства: понятие, структура, элементы // Аграрное и земельное право. 2015. № 5. 12 - 16 с.
Земельное право / С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2018. 376 с.
Земельное право России: учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин, А. Ю. Чикильдина ; под ред. А. П. Анисимова. 5-е изд. М. : Издательство Юрайт. 2018. 333 с.
Зырянов А.И. Понятие правового режима земельного участка как объекта права собственности граждан // Юридическая наука. 2016. № 4. 249 с.
Ионова З. З. Правовая охрана земель // Молодой ученый. 2016. №6.6 // URL: https://moluch.ru/archive/110/27591/
Иосифиди С. Д. Правовые проблемы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2018. Т. 1. № 21. С. 257-278.
Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под общей ред. О.Л. Дубовик. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 560 с.
Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) / С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М.: Юстицинформ, 2017. 528 с.
Красов О.И. Земельное право. М.: Норма, 2017. 560 с.
Липски С.А. Земельное право. М.: КноРус, 2017. 344 с.
Нарышева Н.Г. Юридическая природа актов, устанавливающих правовой режим земельных участков // Юридическая наука. 2015. № 4.
Нарышева Н.Г. Государственная политика и правовое регулирование земельных отношений // Экологическое право, 2016, N 3.
Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / С.А. Боголюбов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 768 с.
Петропавловская Ю.С. Правовая охрана земель от негативного воздействия хозяйственной деятельности: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.06 / Петропавловская Юлия Сергеевна. Москва, 2017. 29 с.
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: Учебник. / Липски,С.А., Гордиенко,И.И., Симонова,К.В. - М.: КноРус, 2016. 432 с.
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: Учебник. / Липски,С.А., Гордиенко,И.И., Симонова,К.В. - М.: КноРус, 2016. 432 с.
Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г.В. Романова. М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. // URL: http
//www.consultant.ru/edu/student/download_books/rubr/zemelnoe_pravo//
Сизов, А. П. Нормативно-правовое обеспечение управления и охраны земельных ресурсов и почв (окончание. начало в бюлл. № 6) // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2018. № 1 (127). С. 18-23.
Спиренков, В. А. Земельный надзор - эффективность в современных условиях / В. А. Спиренков // Вестник Росреестра. 2013. № 4. С. 42 - 46.
СыроедовН.А. Земельное право. М.: Изд-во Проспект. 2017. 368 с.
Харьков В.Н. Правовое регулирование земельных отношений на уровне субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Второе изд., доп. и перераб. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 201 с.