ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 7
1.1. Понятие педагогического работника и общая характеристика
трудоправового статуса педагогического работника 7
1.2. Право на занятие педагогической деятельностью 10
1.3. Источники правового регулирования труда педагогических работников 15
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 20
3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 27
3.1. Особенности рабочего времени и времени отдыха
педагогических работников 27
3.2. Особенности оплаты труда педагогических работников 32
3.3. Особенности аттестации педагогических работников 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 7
1.1. Понятие педагогического работника и общая характеристика
трудоправового статуса педагогического работника 7
1.2. Право на занятие педагогической деятельностью 10
1.3. Источники правового регулирования труда педагогических работников 15
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 20
3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 27
3.1. Особенности рабочего времени и времени отдыха
педагогических работников 27
3.2. Особенности оплаты труда педагогических работников 32
3.3. Особенности аттестации педагогических работников 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность вопросов, связанных с регулированием труда педагогических работников общеобразовательных организаций, обусловлена тем, что обновленные цели российского общего образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню педагогической деятельности в целом.
Общегосударственная тенденция повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг прослеживается в национальном проекте «Образование» , целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и дальнейшая реализация мероприятий по повышению качества образования. Важнейшая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, значимой становится задача повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, а также совершенствования их трудоправового статуса.
Актуальность и важность обновления законодательства в сфере образования вызвана, с одной стороны, активным развитием и модернизацией российского образования, с другой стороны - снижением эффективности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками. Хотя многие федеральные законы, а также нормативно-правовые акты различного уровня уже приняты и введены в действие, правовая система продолжает совершенствоваться.
Необходимость дальнейшего развития законодательства в сфере регулирования труда педагогических работников связана с тем, что ряд принципиальных вопросов на сегодняшний момент остается неурегулированным, кроме того, поскольку право реализации полномочий закреплено как за федеральными органами государственной власти, так и за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, это не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Повышение общественного внимания к системе образования, к возникающим в этой системе правоотношениям, к участникам этих отношений обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлении недостатков и пробелов законодательства в данной сфере и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
- дать определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» и проанализировать трудоправовой статус педагогического работника;
- обозначить критерии допуска к педагогической деятельности;
- выявить на основе действующего законодательства Российской Федерации особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- определить особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с педагогическим работником общеобразовательных организаций;
- рассмотреть особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательных организаций;
- проанализировать особенности оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- охарактеризовать особенности аттестации педагогических работников;
- сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации.
Объектом исследования являются трудовые отношения педагогических работников общеобразовательных организаций.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, а также практика их применения.
В силу широкого круга вопросов, относящихся к особенностям регулирования труда педагогических работников, в работе затронуты ее основные проблемы.
Методологической основой исследования является система различных методов научного познания: как общих - сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; так и специальных правовых методов - технико-юридический метод, правовой анализ, историко-правовой анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова.
Вместе с тем не все проблемы как теоретического, так и прикладного характера, касающиеся регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, нашли отражение в работах указанных выше авторов. Это обусловлено как изменениями действующего законодательства, так и новыми потребностями правоприменительной практики. Тем самым важность дальнейших разработок в указанной области сохраняется.
Нормативную основу исследования составили международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека (далее по тексту - Всеобщая декларация прав человека) и Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (далее по тексту - Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей»), Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем сформулировано определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» с точки зрения специфики образовательной организации, а также проведен анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам регулирования трудовых отношений педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлены некоторые проблемы в законодательстве, предложены направления совершенствования трудового законодательства по вопросам регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
Общегосударственная тенденция повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг прослеживается в национальном проекте «Образование» , целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и дальнейшая реализация мероприятий по повышению качества образования. Важнейшая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, значимой становится задача повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, а также совершенствования их трудоправового статуса.
Актуальность и важность обновления законодательства в сфере образования вызвана, с одной стороны, активным развитием и модернизацией российского образования, с другой стороны - снижением эффективности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками. Хотя многие федеральные законы, а также нормативно-правовые акты различного уровня уже приняты и введены в действие, правовая система продолжает совершенствоваться.
Необходимость дальнейшего развития законодательства в сфере регулирования труда педагогических работников связана с тем, что ряд принципиальных вопросов на сегодняшний момент остается неурегулированным, кроме того, поскольку право реализации полномочий закреплено как за федеральными органами государственной власти, так и за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, это не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Повышение общественного внимания к системе образования, к возникающим в этой системе правоотношениям, к участникам этих отношений обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлении недостатков и пробелов законодательства в данной сфере и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
- дать определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» и проанализировать трудоправовой статус педагогического работника;
- обозначить критерии допуска к педагогической деятельности;
- выявить на основе действующего законодательства Российской Федерации особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- определить особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с педагогическим работником общеобразовательных организаций;
- рассмотреть особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательных организаций;
- проанализировать особенности оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- охарактеризовать особенности аттестации педагогических работников;
- сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации.
Объектом исследования являются трудовые отношения педагогических работников общеобразовательных организаций.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, а также практика их применения.
В силу широкого круга вопросов, относящихся к особенностям регулирования труда педагогических работников, в работе затронуты ее основные проблемы.
Методологической основой исследования является система различных методов научного познания: как общих - сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; так и специальных правовых методов - технико-юридический метод, правовой анализ, историко-правовой анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова.
Вместе с тем не все проблемы как теоретического, так и прикладного характера, касающиеся регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, нашли отражение в работах указанных выше авторов. Это обусловлено как изменениями действующего законодательства, так и новыми потребностями правоприменительной практики. Тем самым важность дальнейших разработок в указанной области сохраняется.
Нормативную основу исследования составили международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека (далее по тексту - Всеобщая декларация прав человека) и Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (далее по тексту - Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей»), Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем сформулировано определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» с точки зрения специфики образовательной организации, а также проведен анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам регулирования трудовых отношений педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлены некоторые проблемы в законодательстве, предложены направления совершенствования трудового законодательства по вопросам регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
Особенности регулирования труда педагогических работников являются проявлением дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений, что обусловлено особой ролью педагога в жизни общества, а также спецификой и значимостью педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением.
Анализ понятийного аппарата Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволил сформулировать следующее определение педагогического работника общеобразовательной организации - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника», который включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации.
Педагогическим работникам общеобразовательных организаций предоставляются такие трудовые права и социальные гарантии, как право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем каждые десять лет непрерывной педагогической работы; право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и другие.
Специфика педагогической деятельности, а также забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных организациях обладают не все потенциальные работники. Существуют дополнительные требования, несоответствие которым, является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу.
Поскольку государство заинтересовано в создании и поддержании для обучающихся в общеобразовательных организациях безопасного и качественного образовательного процесса, то это обусловливает установление в ТК РФ помимо общих оснований прекращения трудового договора, дополнительных оснований. Несмотря на то, что п.п. 1, 2 ст. 336 ТК РФ соотносятся с п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, их применение приоритетно при расторжении трудового договора с педагогическим работником.
Анализ действующего законодательства, определяющего особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций, и судебной практики приводит к выводу о существовании в законодательстве ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
При всей важности норм регулирования труда педагогических работников, содержащихся в ТК РФ, надо отметить, что содержащиеся там нормы поверхностно определяют специфику труда педагогических работников и носят в основном отсылочный характер. А конкретное содержание особенностей труда педагогических работников содержится в многочисленных подзаконных актах, что не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Так, в настоящее время практически в каждом регионе используется свой механизм аттестационной оценки педагогов. Учителя выполняют разные требования во время аттестации и сравнить их профессиональный уровень невозможно. Кроме того, при оценке квалификации педагогических работников используются неопределенные критерии, отсутствуют количественные показатели, четко сформулированные требования по первой и высшей квалификационным категориям. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной. По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что при аттестации работников нередко нарушаются их права и одной из причин этого является отсутствие единых общих правил ее проведения. Это подтверждает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений, связанных с аттестацией педагогических работников.
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Однако до сих пор законодателем так и не издан федеральный нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, что не отвечает требованиям ст. 331 ТК РФ.
Следующий недостаток заключается в том, что допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах, не способствует повышению престижа профессии педагога и качества образования. Поэтому представляется целесообразным дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав.
Не утрачивает своей актуальности вопрос о ненормированной части педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется и не регламентируется законодательством, не всегда учитывается и оплачивается. С целью усиления правовой защиты педагогических работников представляется необходимым конкретизировать и четко регламентировать эту часть педагогической работы, а также ее оплаты.
Вопрос о предоставлении педагогическим работникам длительного отпуска продолжительностью до одного года регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами. Несмотря на это, многие вопросы на федеральном уровне не раскрыты. Более того, образовательным организациям делегированы полномочия по самостоятельному определению ряда важных моментов, таких, как, например, оплата отпуска за счет внебюджетных средств, что не ведет к единообразию. На практике данный отпуск остается скорее гипотетическим правом, чем реальной возможностью. Представляется необходимым на федеральном уровне установить гарантированные минимальные размеры оплаты такого отпуска. Это может быть средний заработок, процент от среднего заработка, фиксированная сумма в месяц и т.д.
Вышеизложенное позволяет сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации:
- необходимо привести к единообразию процесс аттестации педагогических работников, основой новой аттестационной модели должна стать объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника через прохождение педагогом профессионального экзамена для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта;
- необходимо издание федерального нормативно-правового акта, устанавливающего перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности;
- необходимо дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав;
- необходимо на федеральном уровне регламентировать и нормировать ту часть педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется, а также установить минимальные пределы выплат за такую работу, которые на региональном, муниципальном уровне и уровне общеобразовательной организации с учетом конкретных финансовых условий могут быть только повышены;
- установить на федеральном уровне гарантированные минимальные размеры оплаты длительного отпуска сроком до одного года.
Стоит отметить, и положительные тенденции развития законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных организаций. В настоящее время в законодательство Российской Федерации внесено немало изменений, касающихся труда педагогических работников, это например, приведение в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных организаций, введение профессиональных стандартов для педагогических работников.
Однако предпринимаемые законодателем меры в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников пока еще недостаточны, и необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в данной сфере.
Анализ понятийного аппарата Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволил сформулировать следующее определение педагогического работника общеобразовательной организации - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника», который включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации.
Педагогическим работникам общеобразовательных организаций предоставляются такие трудовые права и социальные гарантии, как право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем каждые десять лет непрерывной педагогической работы; право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и другие.
Специфика педагогической деятельности, а также забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных организациях обладают не все потенциальные работники. Существуют дополнительные требования, несоответствие которым, является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу.
Поскольку государство заинтересовано в создании и поддержании для обучающихся в общеобразовательных организациях безопасного и качественного образовательного процесса, то это обусловливает установление в ТК РФ помимо общих оснований прекращения трудового договора, дополнительных оснований. Несмотря на то, что п.п. 1, 2 ст. 336 ТК РФ соотносятся с п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, их применение приоритетно при расторжении трудового договора с педагогическим работником.
Анализ действующего законодательства, определяющего особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций, и судебной практики приводит к выводу о существовании в законодательстве ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
При всей важности норм регулирования труда педагогических работников, содержащихся в ТК РФ, надо отметить, что содержащиеся там нормы поверхностно определяют специфику труда педагогических работников и носят в основном отсылочный характер. А конкретное содержание особенностей труда педагогических работников содержится в многочисленных подзаконных актах, что не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Так, в настоящее время практически в каждом регионе используется свой механизм аттестационной оценки педагогов. Учителя выполняют разные требования во время аттестации и сравнить их профессиональный уровень невозможно. Кроме того, при оценке квалификации педагогических работников используются неопределенные критерии, отсутствуют количественные показатели, четко сформулированные требования по первой и высшей квалификационным категориям. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной. По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что при аттестации работников нередко нарушаются их права и одной из причин этого является отсутствие единых общих правил ее проведения. Это подтверждает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений, связанных с аттестацией педагогических работников.
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Однако до сих пор законодателем так и не издан федеральный нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, что не отвечает требованиям ст. 331 ТК РФ.
Следующий недостаток заключается в том, что допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах, не способствует повышению престижа профессии педагога и качества образования. Поэтому представляется целесообразным дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав.
Не утрачивает своей актуальности вопрос о ненормированной части педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется и не регламентируется законодательством, не всегда учитывается и оплачивается. С целью усиления правовой защиты педагогических работников представляется необходимым конкретизировать и четко регламентировать эту часть педагогической работы, а также ее оплаты.
Вопрос о предоставлении педагогическим работникам длительного отпуска продолжительностью до одного года регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами. Несмотря на это, многие вопросы на федеральном уровне не раскрыты. Более того, образовательным организациям делегированы полномочия по самостоятельному определению ряда важных моментов, таких, как, например, оплата отпуска за счет внебюджетных средств, что не ведет к единообразию. На практике данный отпуск остается скорее гипотетическим правом, чем реальной возможностью. Представляется необходимым на федеральном уровне установить гарантированные минимальные размеры оплаты такого отпуска. Это может быть средний заработок, процент от среднего заработка, фиксированная сумма в месяц и т.д.
Вышеизложенное позволяет сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации:
- необходимо привести к единообразию процесс аттестации педагогических работников, основой новой аттестационной модели должна стать объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника через прохождение педагогом профессионального экзамена для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта;
- необходимо издание федерального нормативно-правового акта, устанавливающего перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности;
- необходимо дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав;
- необходимо на федеральном уровне регламентировать и нормировать ту часть педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется, а также установить минимальные пределы выплат за такую работу, которые на региональном, муниципальном уровне и уровне общеобразовательной организации с учетом конкретных финансовых условий могут быть только повышены;
- установить на федеральном уровне гарантированные минимальные размеры оплаты длительного отпуска сроком до одного года.
Стоит отметить, и положительные тенденции развития законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных организаций. В настоящее время в законодательство Российской Федерации внесено немало изменений, касающихся труда педагогических работников, это например, приведение в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных организаций, введение профессиональных стандартов для педагогических работников.
Однако предпринимаемые законодателем меры в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников пока еще недостаточны, и необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в данной сфере.
Подобные работы
- Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования труда педагогических работников
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Охрана труда несовершеннолетних (Многопрофильная Академия непрерывного образования)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2023 - СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Самозащита педагога в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ АЛНАШСКОГО РАЙОНА, УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



