ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 7
1.1. Понятие педагогического работника и общая характеристика
трудоправового статуса педагогического работника 7
1.2. Право на занятие педагогической деятельностью 10
1.3. Источники правового регулирования труда педагогических работников 15
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 20
3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 27
3.1. Особенности рабочего времени и времени отдыха
педагогических работников 27
3.2. Особенности оплаты труда педагогических работников 32
3.3. Особенности аттестации педагогических работников 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность вопросов, связанных с регулированием труда педагогических работников общеобразовательных организаций, обусловлена тем, что обновленные цели российского общего образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню педагогической деятельности в целом.
Общегосударственная тенденция повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг прослеживается в национальном проекте «Образование» , целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и дальнейшая реализация мероприятий по повышению качества образования. Важнейшая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, значимой становится задача повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, а также совершенствования их трудоправового статуса.
Актуальность и важность обновления законодательства в сфере образования вызвана, с одной стороны, активным развитием и модернизацией российского образования, с другой стороны - снижением эффективности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками. Хотя многие федеральные законы, а также нормативно-правовые акты различного уровня уже приняты и введены в действие, правовая система продолжает совершенствоваться.
Необходимость дальнейшего развития законодательства в сфере регулирования труда педагогических работников связана с тем, что ряд принципиальных вопросов на сегодняшний момент остается неурегулированным, кроме того, поскольку право реализации полномочий закреплено как за федеральными органами государственной власти, так и за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, это не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Повышение общественного внимания к системе образования, к возникающим в этой системе правоотношениям, к участникам этих отношений обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлении недостатков и пробелов законодательства в данной сфере и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
- дать определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» и проанализировать трудоправовой статус педагогического работника;
- обозначить критерии допуска к педагогической деятельности;
- выявить на основе действующего законодательства Российской Федерации особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- определить особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с педагогическим работником общеобразовательных организаций;
- рассмотреть особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательных организаций;
- проанализировать особенности оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
- охарактеризовать особенности аттестации педагогических работников;
- сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации.
Объектом исследования являются трудовые отношения педагогических работников общеобразовательных организаций.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, а также практика их применения.
В силу широкого круга вопросов, относящихся к особенностям регулирования труда педагогических работников, в работе затронуты ее основные проблемы.
Методологической основой исследования является система различных методов научного познания: как общих - сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; так и специальных правовых методов - технико-юридический метод, правовой анализ, историко-правовой анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова.
Вместе с тем не все проблемы как теоретического, так и прикладного характера, касающиеся регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций, нашли отражение в работах указанных выше авторов. Это обусловлено как изменениями действующего законодательства, так и новыми потребностями правоприменительной практики. Тем самым важность дальнейших разработок в указанной области сохраняется.
Нормативную основу исследования составили международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека (далее по тексту - Всеобщая декларация прав человека) и Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (далее по тексту - Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей»), Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем сформулировано определение понятия «педагогический работник общеобразовательной организации» с точки зрения специфики образовательной организации, а также проведен анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам регулирования трудовых отношений педагогических работников общеобразовательных организаций, выявлены некоторые проблемы в законодательстве, предложены направления совершенствования трудового законодательства по вопросам регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
Особенности регулирования труда педагогических работников являются проявлением дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений, что обусловлено особой ролью педагога в жизни общества, а также спецификой и значимостью педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением.
Анализ понятийного аппарата Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволил сформулировать следующее определение педагогического работника общеобразовательной организации - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника», который включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации.
Педагогическим работникам общеобразовательных организаций предоставляются такие трудовые права и социальные гарантии, как право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем каждые десять лет непрерывной педагогической работы; право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и другие.
Специфика педагогической деятельности, а также забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных организациях обладают не все потенциальные работники. Существуют дополнительные требования, несоответствие которым, является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу.
Поскольку государство заинтересовано в создании и поддержании для обучающихся в общеобразовательных организациях безопасного и качественного образовательного процесса, то это обусловливает установление в ТК РФ помимо общих оснований прекращения трудового договора, дополнительных оснований. Несмотря на то, что п.п. 1, 2 ст. 336 ТК РФ соотносятся с п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, их применение приоритетно при расторжении трудового договора с педагогическим работником.
Анализ действующего законодательства, определяющего особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций, и судебной практики приводит к выводу о существовании в законодательстве ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
При всей важности норм регулирования труда педагогических работников, содержащихся в ТК РФ, надо отметить, что содержащиеся там нормы поверхностно определяют специфику труда педагогических работников и носят в основном отсылочный характер. А конкретное содержание особенностей труда педагогических работников содержится в многочисленных подзаконных актах, что не ведет к единообразию механизмов правоприменения.
Так, в настоящее время практически в каждом регионе используется свой механизм аттестационной оценки педагогов. Учителя выполняют разные требования во время аттестации и сравнить их профессиональный уровень невозможно. Кроме того, при оценке квалификации педагогических работников используются неопределенные критерии, отсутствуют количественные показатели, четко сформулированные требования по первой и высшей квалификационным категориям. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной. По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что при аттестации работников нередко нарушаются их права и одной из причин этого является отсутствие единых общих правил ее проведения. Это подтверждает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений, связанных с аттестацией педагогических работников.
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Однако до сих пор законодателем так и не издан федеральный нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, что не отвечает требованиям ст. 331 ТК РФ.
Следующий недостаток заключается в том, что допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах, не способствует повышению престижа профессии педагога и качества образования. Поэтому представляется целесообразным дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав.
Не утрачивает своей актуальности вопрос о ненормированной части педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется и не регламентируется законодательством, не всегда учитывается и оплачивается. С целью усиления правовой защиты педагогических работников представляется необходимым конкретизировать и четко регламентировать эту часть педагогической работы, а также ее оплаты.
Вопрос о предоставлении педагогическим работникам длительного отпуска продолжительностью до одного года регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами. Несмотря на это, многие вопросы на федеральном уровне не раскрыты. Более того, образовательным организациям делегированы полномочия по самостоятельному определению ряда важных моментов, таких, как, например, оплата отпуска за счет внебюджетных средств, что не ведет к единообразию. На практике данный отпуск остается скорее гипотетическим правом, чем реальной возможностью. Представляется необходимым на федеральном уровне установить гарантированные минимальные размеры оплаты такого отпуска. Это может быть средний заработок, процент от среднего заработка, фиксированная сумма в месяц и т.д.
Вышеизложенное позволяет сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации:
- необходимо привести к единообразию процесс аттестации педагогических работников, основой новой аттестационной модели должна стать объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника через прохождение педагогом профессионального экзамена для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта;
- необходимо издание федерального нормативно-правового акта, устанавливающего перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности;
- необходимо дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как лишение (ограничение) родительских прав;
- необходимо на федеральном уровне регламентировать и нормировать ту часть педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагогических работников, но не нормируется, а также установить минимальные пределы выплат за такую работу, которые на региональном, муниципальном уровне и уровне общеобразовательной организации с учетом конкретных финансовых условий могут быть только повышены;
- установить на федеральном уровне гарантированные минимальные размеры оплаты длительного отпуска сроком до одного года.
Стоит отметить, и положительные тенденции развития законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных организаций. В настоящее время в законодательство Российской Федерации внесено немало изменений, касающихся труда педагогических работников, это например, приведение в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных организаций, введение профессиональных стандартов для педагогических работников.
Однако предпринимаемые законодателем меры в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников пока еще недостаточны, и необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в данной сфере.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. 1995. 05 апр.
Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (Принята 05 октября 1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 120-138.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 31.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (в ред. от 26.03.2019) // Собрание законодательства Свердловской области. 2013. № 7-1 (2013). Ст. 1228.
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2336.
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/(дата обращения: 24.04.2019).
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. от 22.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1. (ч. II). Ст. 375.
Постановление Правительства РФ от 08 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (в ред. от 07.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 21. Ст. 3105.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. от 31.05.2011) // Российская газета. 2010. 20 окт.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 06.02.2018) // Российская газета. 2011. 28 окт.
Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Российская газета. 2016. 16 июн.
Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» // Российская газета. 2016. 13 июл.
Приказ Минобрнауки России от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Российская газета. 2014. 04 июн.
Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (в ред. от 29.06.2016) // Российская газета. 2015. 11 мар.
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 05.08.2016) // Российская газета. 2013. 18 дек.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы // Российская газета. 2018. 05 фев.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) // Российская газета. 2019. 11 янв.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (в ред. от 12.04.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской областиhttp://www.pravo.gov66.ru.30.12.2016.
Постановление Правительства Свердловской области от 05 июля 2017г. № 480-1П1 «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года» (в ред. от 21.02.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www. pravo. gov66. ru. 06.07.2017.
Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 14 августа 2018 г. № 1397 «О проведении конкурсного отбора лучших педагогов муниципальных образовательных организаций на получение денежного поощрения Главы городского округа Первоуральск в 2018 году» // Вечерний Первоуральск. 2018. 21 авг.
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 02 апреля 2015 по делу № 33-5030/2015// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=DE9711A9440A6 A495912D46BA4EF9E13&SORTTYPE=0&BASENODE=32905&ts=134569542 505853782537340739&base=SOPV&n=183098&rnd=0.3080048416096939#1x2a 6vh7okb (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 марта 2014 по делу № 33-4227/2014 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=BC7709AD075F B6A527ED36D938B51ADB&SORTTYPE=0&BASENODE=32905&ts=2385907 1909095946493123157&base=SOPV&n= 134837&rnd=756BBE11296A07029947 C90BDB5DEAAC#3az7blrv99 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 25 сентября 2018 по делу № 33-4826/2018 // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&cacheid=EF53A163B19 AFF5EDF440EF02913B420&NOQUERYLOG=1&ts=1493869230388587647794 0349&sb=32907&from=g0&rnd=756BBE11296A07029947C90BDB5DEAAC#0 044875283983234926 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2014 по делу № 33-3682 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=1A653629CA0D4 AAD5B6A8CE84652B8ED&SORTTYPE=0&BASENODE=32908&ts=7926051 66036444512846541244&base=SOSB&n=74985&rnd=401FE7A63B20F3DA9B1 B1072B2AE4B11#64bad06i1a0 (дата обращения: 02.04.2019).
Решение Астраханского областного суда от 02 марта 2018 по делу № 7-115/2018 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid= 4143792FAA27F7BB991 C993F92719BB2&SORTTYPE=0&BASENODE=3291 1&ts=1148059865037249037542903585&base=SOUG&n=140237&rnd=756BBE 11296A07029947C90BDB5DEAAC#1trr3g3a102 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 26 апреля 2018 по делу № 33-7654/2018 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&cacheid=F1FB7CA587E 5F709776020A8BAA543E4&NOQUERYLOG= 1 &ts=2208880660992160133319 0115&sb=32911&from=g1&rnd=7B54EB3A4783670A129D93DD7326F630#013 208199843134305 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 09 ноября 2017 № 33а-7408/2017 // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=DE9711A9440A6 A495912D46BA4EF9E13&SORTTYPE=0&BASENODE=32905&ts=134569542 505853782537340739&base=SOPV&n=341010&rnd=0.3080048416096939#1pys dvzdh2p (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04 сентября 2015 по делу № 33-12827/2015 // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=965CFBC2A2D719158F7B 1AA0F970D3D3&SORTTYPE=0&BASENODE=32909&ts=20934094 5507919657497826609&base=SOUR&n=66299&rnd=7B54EB3A4783670A129 D93DD7326F630#1ra3jtqtyqf (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09 августа 2018 по делу № 33-14060/2018 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=D6587B951747E BA37D54F804CD404BEC&SORTTYPE=0&BASENODE=69&ts=66125904704 127126354255817&base=RASVR&n=160489&rnd=7B54EB3A4783670A129D9 3DD7326F630#9bf8e664cm (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18 марта 2016 по делу № 33-4124/2016 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=09F3CB8A8B863386601921E4BA08C586&SORTTYPE=0&BASENODE=32909&ts= 1261098610 2114415179291158&base=SOUR&n=71694&rnd=0.6474471658232179#1c1km9 sm7wx (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 марта 2018 по делу № 33-5188/2018 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOUR;n=150386#032140807704303476 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 13 мая 2014 по делу № 33-1490/2014 // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=BBFF69C362C16 03843273281E26516F8&SORTTYPE=0&BASENODE=32905&ts=21198748900 959963700576109&base=SOPV&n=140506&rnd=7B54EB3A4783670A129D93 DD7326F630#89022ndavd (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 апреля 2015 по делу № 33-6832/15 // URL:
http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&cacheid=DA7672554D1 7BC6FA0ACFFD32D2F4D29&NOQUERYLOG=1&ts=11809117430893509151 9749321&sb=32910&from=g0&rnd=756BBE11296A07029947C90BDB5DEAA C#05832453037755319 (дата обращения: 02.04.2019).
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2017 № 33-813/2017 по делу № 2-3388/2016 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&cacheid=5697FE8250D9 1D5B8B6341 CA387F401F&NOQUERYLOG= 1 &ts=20335191190983491642332 0039&sb=32906&from=g1&rnd=756BBE11296A07029947C90BDB5DEAAC#0 7434602427511958 (дата обращения: 02.04.2019).
Литература
Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Автореф.дис. ... канд. юрид. наук / ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений». М., 2014. 202 с.
Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. ред. Н. Л. Лютов. Москва: Проспект, 2017. 688 с.
Андреева Л. А., Гусов К. Н., Медведев О. М. Незаконное увольнение: науч.- практ. пособие / под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. 124с.
Асеева А.А. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических работников и работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе: Автореф.дис. ... канд. юрид. наук / УГЮА. Екатеринбург, 2003. 229 с.
Бородулина Т.П. Правовое регулирование труда педагогических работников в Российской Федерации: учебное пособие / Т.П. Бородулина, Т.Л. Платунова. Барнаул : АлтГПУ, 2018. 103 с.
Воробьева Е.В. Увольнение работников. М.: Ай Си Групп, 2013. 208 с.
Горшков А. С. Порядок проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 27-31.
Дацко Н. П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации / Наталья Петровна // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 1. С. 67-72.
Егошина Л. А. Правовые вопросы аттестации работников // Журнал российского права. 2017. № 2. С.91-97.
Захарова Н. А. Трудовое право России [Электронный ресурс]: учеб.пособие для бакалавров / Н. А. Захарова, В. Е. Резепова. М.: Омега-Л: Ай Пи Эр Медиа, 2014. 199 с. // URL: http://www.iprbookshop.ru/16478.html(дата обращения: 20.04.2019).
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: «КОНТРАКТ», «КНОРУС», 2016. 1680 с.
Куприянов А.А., Лебедев К.А. Модели оплаты труда работников образовательной сферы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 19(19). // URL: https://nauchforum.ru/node/27881(дата обращения: 29.05.2019).
Куревина Л.В. Профессиональные стандарты педагогической деятельности // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 10. С. 67 - 76.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / под ред. А.А. Кирилловых. М.: Деловой двор, 2016. 615 с.
Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; отв. ред. Н.В. Путило, Н.С. Волкова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ИД Юриспруденция, 2015. 480 с.
Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Т.Ю. Коршунова, Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. 400 с.
Поленова И.А. Устранение нормативных противоречий при регулировании труда научных и педагогических работников - веление времени // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. 2015. № 4 (83). С.59-65. / URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25225348(дата обращения: 24.04.2019).
Сахарова Е. А. Правовой статус педагогических работников // Молодой ученый. 2014. №21. С. 539-541. / URL: https://moluch.ru/archive/80/14226/(дата обращения: 24.05.2019).
Тарасов В.Д. Система оплаты труда педагогов // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. № 11. С. 12 - 17.
Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов / Владимир Иванович. М.: Юстицинформ, 2015. 774 с.
Эффективный контракт в образовательных организациях общего образования / сост. Гредина О.В., Е.В.Маркова; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 275 с.