Работа сделана на примере Уральского региона.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы научно-популярного туризма 6
1.1. Понятие и определение научно –популярного туризма 6
1.2. Объекты и классификация научно-познавательного туризма 9
1.3. Технология проектирования научно-популярного тура 18
2. Анализ потенциала Уральского региона для развития научно-популярного туризма 24
2.1. Условия организации научно-популярных туров 24
2.2. Особенности природных ресурсов для развития научно-популярного туризма 33
2.3. Ресурсы для развития научно-популярного туризма 41
3. Продвижение научно-популярного туризма в Уральском регионе посредством сплавов 48
3.1. Проектирование научно-популярного сплава по реке Ай 48
3.2. Экономическое обоснование стоимости тура, продвижение тура на рынок 60
Заключение 66
Список использованной литературы и источников 70
Приложение А 75
Виды научного туризма 75
Приложение Б 76
Программа тура «Знакомство с Южным Уралом» 76
Туристская индустрия обладает свойствами, которые позволяют ее отнести к индикаторам экономической и социальной сферы. В России на индустрию туризма приходится 4 % ВВП. Туристская отрасль оказывает влияние на развитие более 50 отраслей [16, с.7].
Научно-популярный туризм – мировой тренд XXI века и инструмент продвижения территории на рынке туристических услуг.
В настоящее время актуальность изучения научно-популярного туризма обусловлена следующими причинами: всесезонностью данного вида туризма, развитием малого и среднего бизнеса на территории, созданием новых рабочих мест, привлечение инвестиций, сохранением и развитием объектов научно-популярного туризма. Интерес к данному виду туризма усилился в период пандемии COVID-19. Пандемия нарушила привычный образ жизни, и оказала сильное влияние на туристскую сферу. В период пандемии были закрыты внешние границы России и туристы вынуждены были путешествовать по родной стране. В этот период получили развитие многие виды туризма, в том числе и научно-популярный туризм. В условиях пандемии прошла трансформация ценностей. Появился интерес у рядовых россиян к научным организациям и научными исследованиям своей страны – это результат, который направлен на повышение престижа научного сектора страны, усиление патриотизма и гордости за своё государство, а также на формирование кадрового резерва из числа молодёжи и повышение кадрового потенциала страны. Именно поэтому научно-популярный туризм сегодня является приоритетным и актуальным направлением для многих дестинаций и организаций.
Актуальность развития научно-популярного вида туризма на фоне кризиса мирового рынка туризма заключается в том, что необходимо обеспечить импортозамещение в России и представить потребителю альтернативу заграничным научно-популярным турам. Россия обладает значительными ресурсами в развитии различных видов туризма, научно-популярный туризм будет новым инновационным видом туризма и привлечет внимание потенциальных клиентов.
В качестве информационной базы были использованы следующие материалы и данные:
– публикации, отобранные по ключевым словам «научно-популярный» туризм. Было отобрано 25 статей за последние 5 лет с момента выявления первого интереса к данной теме;
– сайты и информациаонно-туристические порталы.
В результате исследования было выявлено, что для изучения научно-популярного туризма недостаточно открытых данных.
Цель исследования оценить потенциал Уральского региона для развития научно-популярного туризма и предложить модель тура.
Задачи:
– проанализировать подходы к определению научно-популярного туризма;
– выявить виды научно-популярного туризма;
–проанализировать туристско-рекреационный потенциал для развития научно-популярного туризма в Уральском регионе;
– выявить основные объекты посещения;
– разработать модель взаимодействия (коллобрации) туризма и научно-популярных объектов для развития Уральского региона.
Объект исследования – туризм.
Предмет исследования – научно-популярный туризм в Уральском регионе.
Методы исследования: метод научного анализа, описания, анализ научной и учебной литературы, методы систематизации, классификацию.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа туристской деятельности, учебная литература, статьи российских и зарубежных ученых в области патриотического воспитания и туризма, туристические информационные порталы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа научно-популярного тура по Южному Уралу и готова к внедрению туроператором в работу.
Структура работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Современный туризм характеризуется множеством видов и направлений. Несмотря на данный факт количество видов и разновидностей туризма увеличивается. Новым видом туризма является научно-популяряный туризм. Значимость научно-популярного туризма для России неоднократно подчеркивалась Президентом России В. В. Путиным и получила закрепление в Концепции развития научно-популярного туризма в России.
В первой главе проведено исследование понятия научно-популярного туризма и выявлено несколько определений близких по смыслу. Научно-популярный туризм – это феномен, сложившийся на основе пересечения науки, туризма и волонтёрской деятельности.
Cодержание научно-популярного туризма сегодня включает в себя:
– самообразование и личностное развитие через познание окружающего мира;
– получение интересного контента для трэвел-блогерства;
– производство фото- и видеоматериалов об уникальных историко-культурных и природных объектах;
– коллекционирование (минералов, окаменелостей и т.д.);
– популяризацию научных знаний и привлечение внимания молодежи к тем или иным профессиям;
– проведение научно-образовательных экскурсий;
– тренинги в целях подготовки молодых специалистов к научным экспедициям.
В работе представлена классификация научно-популярного туризма и выявлены основные категории туристов. Это в первую очередь профессионалы, которые совершают поездки в научных целях, а также профессионалы, совершающие поездки в любительских целях. Отдельно выделяются студенты и школьники, взрослые туристы, активные пенсионеры путешествующие с познавательными целями.
Во второй части работы проанализирован Уральский регион с точки зрения развития научно-популярного туризма в регионе. С медико-биологической составляющей регион доступен круглогодично, а это означает, что научно-популярный туризм в регионе будет носить всесезонный характер.
Уральский регион доступен для путешественников из любых уголков России и мира. В регионе развиты все виды транспорта, функционирует несколько аэропортов, в том числе и международных. Состояние автомобильных дорог хорошее, по территории проходят федеральные трассы. Развито железнодорожное сообщение.
Анализ инфраструктуры туризма показал хорошую обеспеченность средствами размещения разного уровня от глемпингов и турбаз до пятизвездочных гостиниц.
Уральский регион богат достопримечательностями, как природными, так и рукотворными. Регион хорошо обеспечен музеями, промышленными площадками, на которые можно пригласить экскурсантов.
В Уральском регионе хорошо развита туроператорская деятельность. Туроператоры предлагают свои услуги в области внутреннего туризма, предлагают туры по различным видам туризма: экскурсионно-познавательные, гастрономические, активные. В результате в регионе растет количество туристов и требуются новые разработки маршрутов и видов туризма.
В третьей главе представлена разработка научно-популярного тура по Челябинской области с элементами активного туризма сплава по реке Ай. Спроектирована программа тура по Южному Уралу научно-популярной направленности с элементами активного и гастрономического туризма на группу туристов в количестве 14 человек. Продолжительность тура составила 10 ночей/11 дней, в том числе 2 ночи в палатке. Определена целевая аудитория как 16+ со средней физической подготовкой. Верхняя возрастная граница составит 70 лет.
Тур реализуется с июня по сентябрь по 2 тура в месяц. Итого за летний период состоится 6 заездов. На осенний, зимний и весенний период тур может быть модифицирован без активной сплавной части программы.
Основные объекты показа:
Чебаркуль: исторический центр «Старый Чебаркуль», стела «Метеорит».
Миасс: музея пельменя – Дом купца Смирнова, естественно-научный музей, где знакомятся с минералами уральских гор,
Златоуст: парк Бажова (колокольня Иоанна Златоуста, музей «Созвездие самоцветов»), парк «Таганай», фабрика «ОружейникЪ» и музей Златоустовской фабрики, слобода «АиРовка».
Сатка: геолого-исторический музей им. В.И. Юровских и знакомятся с выставками: «Полезные ископаемые Саткинского района», «Уральские самоцветы», «Горные породы и минералы», «Яшмы Урала», «История месторождения строматолитовых известняков», плотина и пороги, горнодобывающий комбинат «Магнезит» и музей, национальноый парк «Зюраткуль», Карагайский карьер.
Сплав по реке Ай: река Каменка (Кургазакский тоннель) и в пещеру Кургазакская, Арка карстовая, Парамоновские Притесы, пещера Шумиха, Скалодром и стена с Айской писаницей, Притес Майский, Малые Притесы, Сухие водопады, Большие Притесы, скала Разбойник, Сикиязтамакский пещерный комплекс, Притесы Касы-Таш, Лаклинская пещера и фонтан Полякова.
Количество туристов определяется количеством мест в микроавтобусе и количеством мест на плавательных средствах и составляет 14 человек.
Стоимость тура «Путешествие по Южному Уралу» составляет 72 283 рубля на человека и включает:
– транспортное обслуживание;
– экскурсионное обслуживание;
– 3 разовое питание;
– проживание в отелях 2-4 звезды в номерах категории «стандрат»;
– услуги сопровождение;
– сплав под ключ (аренда оборудования, снаряжения, костровое питание, работа инструктора и помощника, медицинская страховка).
За дополнительную плату приобретаются туристом самостоятельно билеты до Челябинска и обратно, сувениры.
Определены методы продвижения тура через социальные сети с привлечением специалистов в области рекламы.
Таким образом, все задачи выполнены и цель работы достигнута.
1. Федеральный Закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/136248/
2. ГОСТ Р 53522-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70221022/
3. ГОСТ Р 54604-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71564478/
4. Benson A. Research tourism: professional travel for useful discoveries // Niche tourism. Routledge, 2007. Pp. 144-153
5. Chen S.H., Tham A. Trends in tourism-related academic conferences: An examination of host locations, themes, gender representation, and costs // Event Management. 2019. Vol.23. Iss.4-5. Pp. 733-751
6. Science-ID – объединяя российских ученых [Электронный ресурс]. URL: https://scienceid.net/?ysclid=lvta63qprr3215074
7. Афанасьева А.В., Логвина Е.В., Христов Т.Т. Методологические основы научно-популярного вида туризма//Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. № 2 (104). С. 5-25.
8. Баранова А.Ю. Научно-популярный туризм: структура и методы финансирования // Управленческий учёт. 2022. №4-2. С. 237-243.
9. Баталова Л.В., Берестова Е.М., Рогозина Э.Р. Маршруты научно-популярного туризма. Ижевск, 2023.
10. Верна В.В., Скараник С.С., Сорока А.В. Современные аспекты развития научно-популярного туризма.//Геополитика и экогеодинамика регионов. 2023. Т. 9. № 2. С. 141-150.
11. Володина Д.Н., Птуха Н.И. Перспективы развития внутреннего туризма на Урале. В сборнике: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы III Международной студенческой научной конференции. Москва, 2020. С. 63-67.
12. Гольм Д. О. Туристские регионы России: учеб. пособие/ Д. О. Гольм. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2017. – 130 с.
13. Горбатов С.А. Проблемы развития научно-популярного туризма в Российской Федерации. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 13-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 147-152.
14. Джанджугазова Е.А. Технологии формирования туристского продукта. В сборнике: Региональный маркетинг. Сборник научных статей V Международного конгресса по маркетингу, посвященного 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова. Под общей редакцией М.В. Макаровой, Н.Н. Кормягиной, И.В. Серафимович. 2017. С. 87-90
15. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (3-е изд., испр. и доп.
16. Желнина Ю.З, Сизова И.А., Хорева Л.В. Взаимодействие туризма и креативных индустрий на арктических территориях: сферы пересения//Современные проблемы сервиса и туризма, т.17, вып. 2 .- 2023, с.7
17. Заповедники Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.1obl.ru/south-ural/common/zapovedniki-chelabinskoj-oblasti-173913032014/
18. Интерфакс Россия [Электронный ресурс]. URL: https:interfax-russia.ru
19. Киреева Ю.А., Макарова Д.Д. К вопросу о трендах в туризме и образовании: научно-популярный туризм. В сборнике: Проблемы и перспективы развития туризма региональный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2023. С. 115-118.
20. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение, - М.: Российская Международная Академия Туризма, - 2020, - 200 с.
21. Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 N ВФ/1-Кн) [Электронный ресурс]. URL: https:КонсультантПлюс (consultant.ru)
22. Крылова Е.А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. 2022. Т.16. №5. С. 1829–1848. doi: 10.18334/ce.16.5.114638
23. Манакин Д.К., Мигранова А.Г. Оценка природно-климатического потенциала национального парка «Таганай». В сборнике: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 329-335.
24. Матвеевская А.С., Погодина В.Л., Филиппова И.Г. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник. 2020, 367с.
25. Муравьева М.В. Развитие научно-популярного туризма.//
//Агрофорсайт. 2023. № 1 (44). С. 36-43.
26. Наш Урал [Электронный ресурс]. URL: https://nashural.ru.
27. Наш Урал. Достопримечательности Сатки: Современный музей Группы компаний «Магнезит» [Электронный ресурс]. URL: https: Наш Урал и весь мир (nashural.ru)
28. Официальный сайт Агентства по туризму и молодежной политике Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://atm.permkrai.ru/about/news/
29. Официальный сайт Администрации Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: https://cheladmin.ru/
30. Официальный сайт Аэрофлот [Электронный ресурс]. URL: aeroflot.ru)
31. Официальный сайт визит –центра Удмуртии. [Электронный ресурс]. URL:: https://visitudmurtia.org/
32. Официальный сайт заповедника Шулган-таш Режим доступа:Главная страница https://shulgan-tash.ru/ Интерфакс. Туризм.
33. Официальный сайт музея –заповедника Аркаим [Электронный ресурс]. URL: Главная страница | Заповедник Аркаим https:arkaim-center.ru)
34. Официальный сайт национального парка «Таганай. -[Электронный ресурс]. URL: https://www.taganay.org/node/12831
35. Официальный сайт Российских железных дорог [Электронный ресурс]. URL: https:rzd.ru
36. Официальный сайт Росстата» [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/other/statistika/zagruzka-i-bronirovaniya-sredstv-razmeshcheniya-v-2022-g/?ysclid=ltlduclxv9120
37. Официальный сайт Росстата» [Электронный ресурс]. URL: https: Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru)
38. Парасоцкая Н.Н., Черных Н.А. Научно-популярный туризм как разновидность научного туризм как новое туристическое направление в экономик туризма.//Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 5. № 1 (144). С. 70-77.
39. Путеводитель по Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https: Путеводитель по Свердловской области (gotoural.com)
40. Реестр туроператоров [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/reestry/reestr-turoperatorov
41. Савельева Н.А. Научно-популярный туризм: понятие и состав.
В сборнике: Государство, право и общество: вопросы теории и практики. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2023. С. 202-208.
42. Савельева Н.А., Плиева Е.Н. Системный подход к управлению научно-популярным туризмом. //Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 6. С. 2261-2276.
43. Садыгова Э.С. Развитие туризма в Челябинской области. В сборнике: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы V Международной студенческой научной конференции. Под редакцией С.В. Дусенко, О.Н. Толстых. Москва, 2022. С. 173-177
44. Третьякова Т.Н., Шанова Е.М. Популярность национального парка «Таганай». В сборнике: Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 241-247.
45. Туристический путеводитель Башкирии [Электронный ресурс]. URL: https://visit-bashkortostan.ru/
46. Ханина А.В., Якименко М.В. Научно-популярный туризм, как фактор развития студенческого туризма в регионах России (на примере Южного Федерального университета)// Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 3 (19). С. 35-42
47. Черепанов А.С. Туристский потенциал рек Ай, Большая Сатка, Миасс, Сим, Урал, Юрюзань. В сборнике: Сервис и туризм. IV Международная студенческая конференция. 2016. С. 213-218.
48. Шарыгин М. Д. Уральский регион: Границы и каркас пространственного развития//Географический вестник. Экономическая, социальная и политическая география. 2019 – с. 430
49. Шершова И.С., Тамахина А.Я. Научно-популярный туризм как разновидность научного туризма. В сборнике: Актуальные проблемы технологии продуктов питания, туризма и торговли. Материалы VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Нальчик, 2023. С. 150-155.
50. Юренский Д.А. Динамика развития внутреннего туризма в Уральском Федеральном округе в условиях пандемии. //Теория и практика проектного образования. 2021. № 3 (19). С. 28-32.