Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации профессиональной деятельности педагогов 8
1.1. Психологическая сущность понятий «мотив» и «мотивация». 8
1.2. Характеристика основных мотивационных теорий 15
1.3. Основные аспекты мотивации профессиональной деятельности педагога 25
Вывод по 1 главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Описание результатов эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы 39
2.3. Рекомендации по повышению профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования 47
Вывод по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 57
Процесс управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время не самое легкое. Главной задачей на сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, является повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения за счет повышения квалификации, ответственности, инициативности, всестороннего развития, применение творческих способностей. В связи с этим есть необходимость изучения мотивации работников и поиск путей эффективного управления.
Заведующий дошкольного образовательного учреждения заинтересован в высоком уровне мастерства педагогов и призван с данной целью усовершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уровне.
Повышение профессионального уровня воспитателя и улучшения педагогического корпуса, подходящий запросам современной жизни - необходимый момент в совершенствовании системы образования. В обстановке повышенного интереса к данной проблеме особую значимость приобретает вопрос об устойчивой мотивации как фактора повышения качества профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной учреждения с различным стажем работы.
Вследствие этого необходимо определить возможность моральных и материальных мотивов для сохранения лучших воспитателей и пополнения образовательной организации новым поколением педагогов, способных работать в кризисных условиях. Необходимо активизировать педагогических работников к продуктивной деятельности, организовывая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Исследованием данной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и др.). В настоящее время ее изучают следующие исследователи: К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, P.M. Чумичева.
Особенности профессиональной деятельности является обобщенной характеристикой педагога с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы.
Актуальность и важность проблемы мотивации профессиональной деятельности педагог дошкольного образования с различным стажем работы заключается в том, что, поняв систему образования мотивационной сферы педагога, личностных качеств, взаимосвязанных с ней (в данном случае мотивации), заведующие смогут более эффективно и продуктивно управлять педагогическим коллективом.
На сегодняшний день имеется огромное количество способов воздействия на мотивацию профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы и, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует педагогов к интенсивной деятельности, завтра, как отмечает Ф. Херцберг (2007) может способствовать отторжению того же самого педагога.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы.
Объект исследования - мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.
Предмет исследования - особенности проявления мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности проявления мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы.
3. Составить рекомендации по повышению профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (тест «Мотивация трудолюбия», тест «Что люди хотят получить от своей работы?», тест «Что вами движет?» (по В.П. Пугачеву)), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад №10» г. Бийск. Объем выборки составлял 20 педагогов с различным стажем работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы психологами для построения оптимизирующей работы, направленной на повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены в публикации:
Десятова Ю.Н. Основные аспекты мотивации профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Ю.Н. Десятова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы ХХ Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С.344-347.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации профессиональной деятельности педагогов» и практической «Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы»), заключения, списка литературы, приложений, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки).
Профессиональная деятельность педагога побуждается одновременно несколькими иерархично выстроенными мотивами. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И, наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.
В процессе эмпирического исследования мы изучали особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы с помощью комплекса диагностических методов.
В ходе исследования было установлено, что педагоги со стажем работы до 5 лет, ориентированные на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников. Им свойственны агрессивность в достижении успехов, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
В ходе сопоставления данных исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы мы выяснили, что у педагогов со стажем до 5 лет, гигиенические факторы доминируют над мотивационными. К ним можно отнести такие факторы, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами, степень непосредственного контроля за работой, статус, удовлетворенность личной жизнью, престижной работой, разумные правила и процедуры и безопасность, связанную с работой.
У педагогов со стажем от 5 до 10 лет, доминируют мотивационные факторы, это значит, что для них наиболее важными в процессе работы являются: ответственная работа, возможность самосовершенствоваться, возможность делать работу хорошо и преуспевать в этом, возможность продвижения по службе, признание проделанной работы, уважение к ним и др.
Больше всего мотивационные факторы доминируют у педагогов со стажем выше 10 лет.
Также мы выяснили, что ведущей потребностью для педагогов со стажем до 5 лет, является стремление к власти. Такие сотрудники проявляют агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, часто раздражительны и тревожны. Им нравиться иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. Часто конфликтуют с людьми, которые совершают неприятные для них поступки, любят контролировать происходящее вокруг.
Для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет тенденция к аффилиации является ведущей потребностью. Для таких педагогов характерно: разговаривать со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы; любят, когда окружающие хорошо к ним относятся, иметь хорошие отношения со своими коллегами, работать в группе, нежели в одиночку.
А вот педагогам со стажем работы выше 10 лет, характерно стремление к успеху. Они прилагают все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы по сравнению с тем, что было раньше; любят выполнять непростую работу; хотят знать, насколько хорошо они выполнили то или иное задание в действительности; ставят перед собой реальные задачи и выполняют их; получают удовлетворение от выполнения сложных заданий.
Таким образом, гипотеза о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики.