ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие правоохранительной деятельности 6
1.2. Сущность правоохранительной деятельности 8
1.3. Объекты правоохранительной деятельности 8
1.4. Субъекты и виды правоохранительной деятельности 11
2. СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНОВ РФ 14
2.1. Общая характеристика правоохранительных органов 14
2.2. Основные функции правоохранительных органов 18
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность изучения и четкого определения понятия, сущности и признаков правоохранительной деятельности в нашей стране имеет все причины. Исследование проблем, связанных с правоохранительной деятельностью вызвано многоаспектностью государственной и общественной жизни, немалым количеством объектов правоохранительной системы. Как справедливо указывает А.Г. Хабибулин, «переход российского общества в новое состояние неразрывно связан с возникновением новых вызовов и угроз как национальной безопасности в целом, так и таким ее важнейшим составляющим, как экономическая и общественная безопасности»1.
Тематика, связанная с правоохранительной деятельностью была и является предметом многочисленных научных исследований в отечественной и зарубежной юриспруденции, что обусловлено ее актуальностью, связанностью с безопасностью индивида, а также практической значимостью. Рассуждая о правовых основах формирования национальной безопасности и выделяя особую роль правоохранительной деятельности, И.В. Тепляшин подчеркивает, что «в настоящее время идет процесс формирования устойчивой и гармоничной правовой действительности. Текущее положение правовых отношений, в том числе как результат прогрессивного развития российского общества, требует не только системного научного осмысления, но и гарантирования»2. В этом разрезе деятельность государства и его органов охватывает многие сферы общественной и государственной жизни. Одно из центральных мест в функционировании государства занимает деятельность по обеспечению правопорядка, законности, защите прав и свобод человека.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации3, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Указанное конституционное положение направлено на то, чтобы государственные органы выполняли свою правоохранительную функцию.
В этой связи А.М. Волков отмечал, что Конституция РФ «заложила теоретико-правовой фундамент для новых подходов к государственноправовым явлениям в сфере реализации и защиты прав частных лиц. В связи с этим необходимо серьезно усилить внимание к обеспечению надлежащей защиты интересов физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций) во всех сферах государственной жизни... »4.
Разумеется, не все государственные органы осуществляют правоохранительную деятельность в качестве своей основной задачи. Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов. Указанные органы именуются органами правопорядка, к числу задач которых относится охрана правопорядка, а также нормальной жизни и деятельности государства.
Особую роль в деятельности по обеспечению правопорядка занимают правоохранительные органы. Их значимость проявляется при возникновении ситуаций чрезвычайного характера (аварии, катастрофы, акты гражданского неповиновения, форс-мажорные обстоятельства), когда непосредственной угрозе подвергаются жизнь, здоровье, права и свободы граждан. Именно правоохранительные органы являются основным инструментом правоохранительной деятельности.
...
Настоящая работа посвящена проблемам правоохранительной деятельности. Указанной проблематике на сегодняшний день придается особое значение.
В процессе работы и по ее результатам убедился в актуальности изучения и четкого определения понятия, сущности и признаков правоохранительной деятельности. Это обусловлено в первую очередь теоретической и практической важностью различных аспектов правоохранительной деятельности, а также связано с конституционной гарантированностью прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В первой и второй главе настоящей работы через определение сущности и признаков правоохранительной деятельности была выявлена взаимосвязь и соотношение таких понятий как «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган». С учетом того обстоятельства, что в настоящее время законодательное определение таких понятий отсутствует, рассмотрены различные научные обоснования данных понятий в рамках существующей правовой доктрины. Также была дана общая характеристика правоохранительным органам и определены их основные функции, что обуславливает целесообразность принятия нормативноправового акта, устанавливающего систему правоохранительных органов в Российской Федерации. Также глава посвящена объектам и субъектам правоохранительной деятельности государства и основным направлениям правоохранительной деятельности.
На примере правовых актов Конституционного Суда РФ показана практическая значимость правоохранительной деятельности конкретного государственного органа, а также определено значение данных актов в рамках понятия «источник права».
По результатам работы одним из выводов является вывод о необходимости законодательного закрепления с учетом правовой доктрины таких понятий как «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган», что обусловлено неоднозначностью их толкования в практике право применения.
Так же одним из важнейших направлений совершенствования правоохранительной деятельности должно выступить совершенствование и развитие взаимодействия правоохранительных органов и субъектов гражданского общества в лице предприятий, учреждений, региональных общественных организаций и местного населения в целом.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно - процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
Уголовно - исполнительный кодекс РФ от 08 января 1997г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Закон Российской Федерации от 17 января 1992г. № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Федеральный Закон от 05 июля 1995г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Федеральный Закон от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
Постановление Правительства от 22 сентября 1993 года № 959 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 27 сент. № 39.
Материалы правоохранительной практики, в том числе судебной.
«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 6.
«По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи и пункта 3 статьи 10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 4.
«По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт» Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013г. № 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 4.
«По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть»» Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015г. № 6-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 3.
«По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015г. № 6-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 5.
«По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 5.
... всего 30 источников