Введение 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 5
1.1. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства 5
1.2. Правовое регулирование деятельности малого и среднего бизнеса 12
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 17
2.1. Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства 17
2.2. Меры государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства 22
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 35
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
ВКР 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
В России конец XX века ознаменовался вступлением на путь реформирования политической системы и экономики страны. Осуществляемые экономические реформы стали условием становления и развития малого и среднего предпринимательства - неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Сегодня в условиях экономического кризиса, санкций и самосанкций, огосударствления экономики дальнейшее развитие частной предпринимательской инициативы может стать единственным фактором выживания не только экономической системы, но и страны в целом. В развитых государствах - мировых лидерах, таких как, США, страны ЕС, в последнее время - страны-члены БРИКС, в особенности Китай, максимум усилий тратится на развитие малого и среднего предпринимательства, представляющего собой основу рыночной экономики.
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства в России, как одного из перспективных источников поднятия экономического статуса страны послужила причиной для создания соответствующей правовой базы. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции, необходимо для развития этого сектора экономики. Вышеизложенное предопределило актуальность исследования по проблематике правового статуса малых и средних предприятий.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые нормами права и связанные с осуществлением деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, в также правоприменительная практика в указанной сфере.
Цель работы - комплексное исследование правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и признаки субъекта малого и среднего предпринимательства;
• рассмотреть систему нормативно-правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса;
• проанализировать государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства;
• охарактеризовать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
• проанализировать правоприменительную практику в исследуемой сфере.
Методологическую основу работы составляют общенаучные (сравнение, анализ, синтез, системно-структурный анализ, социологических исследований, функциональный) и частнонаучные методы, а также специально-юридические методы исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых: А.И. Алешкина, Т.Е. Абовой, С.С. Алексеева, С.М. Амосова, Л.В. Андреевой, А.Я. Бимбад, В.А. Беловой и др.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, основной части из двух глав, разделенных на параграфы, анализа правоприменительной практики по теме ВКР, методической разработки занятия, заключения и списка использованных источников.
Определение качества и структуры валового национального продукта, темпов экономического роста во многом обусловливает направления развития предпринимательского сектора. В связи с чем, осуществление поддержки со стороны государства во многих экономически развитых странах является актуальным явлением. Зачастую, уровень политического и социально-экономического развития государства определяется в значительной мере массовостью указанного сектора, т.е. непосредственной численностью субъектов малого и среднего бизнеса. Современные условия экономического кризиса и потеря работы многими жителями в регионах России все чаще заставляют задуматься о развитии малого и среднего бизнеса на примере западного опыта.
Основополагающим в рамках рассматриваемой темы является Федеральный закон № 209-ФЗ. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливает виды и формы поддержки таких субъектов и регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами и органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
«Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности»1.
В связи с ключевой ролью государственного регулирования и поддержки в развитии сферы малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации необходимо усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, создание эффективной системы финансовой поддержки начинающих предпринимателей, а также расширения доступа субъектов предпринимательства к ресурсной поддержке посредством привлечения дополнительной финансовой поддержки в виде инвестиций.
Регулирование государством развития МСП позволяет использовать его ключевые функции для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения; рациональное производство; налоговые поступления в бюджеты всех уровней) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения, ВВП, инновационная активность) целей. Поэтому стратегические цели государственной поддержки субъектов МСП формируются на национальном уровне, а тактические цели - на региональном и муниципальном.
Механизм государственной поддержки МСП характеризуется вертикалью управления (федеральная, региональная, муниципальная управляемость). Основные направления, принципы и формы государственной поддержки субъектов МСП определяются на федеральном уровне, а их конкретизация осуществляется на региональном и муниципальном уровнях.
Государственная политика в области развития МСП является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов в сфере развития МСП.
Первоочередные меры, которые может принять государство для стимулирования развития малого и среднего бизнеса:
• снижение налоговой нагрузки;
• увеличение объема финансовой поддержки;
• снижение административных барьеров, борьба с коррупцией;
• увеличение объема нефинансовой поддержки.
Предпринятые меры антикризисной программы для развития малого и среднего бизнеса:
• двухлетние налоговые каникулы ИП (производственные и бытовые услуги);
• возможность снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5%;
• возможность снижать ставки УСН по доходам с 6% до 1%;
• расширение доступа к закупкам у государственных и муниципальных организаций;
• расширение грантовой поддержки инновационных МП;
• расширение перечня ВЭД с возможностью применения патента;
• уплата патентных платежей самозанятыми гражданами при регистрации ИП;
• возможность снижать в 2 раза размер возможного дохода ИП;
• снижение избыточного антимонопольного контроля.
...
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.08.2016 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.4137
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6724
Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 201 Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 30. Ст.3615.16. № 1. Ст.28.
Приказ Минтранса России от 25 ноября 2010 г. № 264 «Об образовании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» // СЗ РФ. 2015 № 2. Ст.508
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П http ://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 208050/
Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2014 по делу № 305-ЭС14- 101 https: //do govor-urist.ru/судебная практика/дело/305-эс 14-101/
Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2016 № 302-КГ15-18993 http://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28032016-n-302-kg15- 18993-po-delu-n-a33-239512014/
Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2017 № 303-АД16-18538 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=34200#0
Определение Верховного суда от 19 сентября 2016 г. № 309-КГ16-896 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=461370#0
Постановление Верховного Суда РФ от 18.11.2015 № 310-АД15-14386 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=444114#0
Решение Арбитражного суда Ленинградской области по делу № А56- 35829/2014 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ASZ&n=91353&req=doc#0
Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2010. № 4.
Албегов Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. 29 с.
Бимбад А.Я. Государственная и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства на современном этапе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Волкова И.А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. 2016. № 4 С.6.
Давыдова Р. Т. Развитие малого предпринимательства в условиях реформирования промышленного комплекса страны в новых экономических условиях (на примере г. Москвы): Монография. М.: НИА-Природа, 2014.
Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9.
Задера О. А. Субъекты малого бизнеса: учет, налогообложение, отчетность: учеб. пособие / О. А. Задера, Е. В. Гугнина. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. 88 с.
Кабир М.Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2003
Калинина Л.Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле // Право и экономика. 2014. № 8. 15 - 18 с.
Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. 2016. № 4.
Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М. 2010. 685 с.
... всего 31 источник