Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительные свойства окказионализмов в современной поэтической речи

Работа №147535

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Выразительность поэтического окказионализма 5
1.1. Выразительность как языковая категория 5
1.1.1. Понятия выразительности и экспрессивности 5
1.1.2. Средства выразительности в языке 6
1.2. Выразительные свойства поэтической речи 9
1.2.1. Поэтический процесс как поиск новых средств выражения 9
1.2.2. Средства выразительности в поэтической речи 12
1.3. Окказионализм как средство выразительности 14
1.3.1. Природа новых явлений в языке 14
1.3.2. Механизмы возникновения окказиональных явлений на разных уровнях
поэтической речи 17
1.3.3. Роль окказионализма в формировании поэтической выразительности 22
Выводы 25
Глава 2. Свойства окказиональных средств выразительности в современной поэтической речи 26
2.1. Предваряющие заметки о современной поэзии и принципах анализа 26
2.2. Выразительность лексических окказионализмов 27
2.2.1. Регулярное словообразование в поэтическом тексте 27
2.2.2. Неузуальные лексические новообразования в поэзии 32
2.3. Фонетические, грамматические и некатегориальные средства изобразительности среди поэтических окказионализмов 37
2.3.1. Изобразительность фонетических окказионализмов 37
2.3.2. Функциональная семантика грамматических новаций 45
2.3.3. Нестандартные окказиональные средства выразительности 51
2.4. Комплексный анализ окказиональных средств выразительности в стихотворении В. Строчкова «Чушь. Чепуха. Черемуха. Гуашь...» 57
Выводы 64
Заключение 65
Литература 68
Приложение 1. Краткие справки об авторах 77


Окказионализм - языковое явление, привлекающее интенсивное внимание исследователей благодаря своей значимости для грамматики, поскольку он актуализирует потенциальные возможности языка. В поэтической речи окказиональное образование служит инструментом языкового эксперимента, позволяя расширить границы языка и становясь элементом индивидуального стиля поэта. Авторские новообразования могут внедряться в общенациональный язык, способствуя его обновлению.
Обращение к языковому явлению, бытующему на разных уровнях и в разных речевых сферах, предполагает междисциплинарный подход к формированию теоретических предпосылок исследования. Для настоящей работы основополагающими стали научные изыскания в следующих областях: лингвопоэтики (цитируются такие значимые авторы, как Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман, В.П. Григорьев, Б.С. Томашевский, Ю.В. Казарин, Д.Н. Шмелев, Л.В. Зубова), стилистики (И.Р. Гальперин, Н.В. Аванесова, М.Н. Кожина), теории окказиональности (Е.А. Земская, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков) и другие.
Вопросы интерпретации окказионализмов в языковой системе и их роли в художественном тексте остаются открытыми, требуя дополнительного уточнения в аспекте функциональной семантики. Современная русскоязычная поэзия предлагает богатый материал для анализа окказиональных явлений, их мотивировки, контекстуальной семантики, роли в тексте, интерпретации.
Исследования в области поэтической неологизации значимы не только для развития теоретических основ русской поэтической речи, но и для научной методологии и лингводидактики, а также для понимания того, какие особенности языка раскрываются при появлении новых слов и форм. Трудности интерпретации окказиональных образований нередко отмечаются у студентов, изучающих русский язык как иностранный и как родной. Настоящее исследование, обращаясь к материалу новейшей поэзии, вносит вклад в формирование представления о современном состоянии поэтической речи и отличительных особенностях творчества авторов, ее представляющих.
Дифференциальных и интегральных признаков поэтических окказионализмов в работе приводится вариант их структурно-семантической классификации, учитывающий функционирование окказионализмов на различных языковых уровнях; кроме того, предлагается алгоритм работы с поэтическим текстом, содержащим окказиональные явления. Более того, выразительные свойства окказионализмов подробно иллюстрируются примерами из новейшей поэзии, что отражает ее многообразие и креативность современных авторов.
Практическая ценность: результаты могут быть использованы в теории и практике перевода, преподавания русского языка как иностранного и как родного, при составлении учебных пособий по литературоведению, лингвострановедению, а также при лексикографическом описании средств художественной выразительности.
Целью работы предстает детальное изучение использования окказионализмов как выразительных средств в современной поэзии.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) Составление теоретической базы исследования: введение и обоснование ключевых понятий, классификаций и концепций.
2) Определение алгоритма анализа окказиональных явлений с учетом особенностей современного поэтического текста.
3) Выявление и описание выразительных свойств поэтических окказионализмов.
4) Подведение итогов работы.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем окказиональные явления в современной поэтической речи; а предметом исследования являются выразительные свойства поэтических окказионализмов.
Материал исследования представлен индивидуальным поэтическим корпусом из произведений 38 современных авторов, охватывающим период с середины 1990-х годов по 2023 год. При отборе материала соблюдались установленные принципы принадлежности текстов к новейшей поэзии (обозначенные временные рамки) и представленности окказиональных новообразований в творчестве автора. При этом не учитывалась принадлежность автора к определенным течениям, творческим объединениям, его известность и прочие характеристики, которые могли помешать формированию широкой выборки.
Методология исследования предполагала применение широкого спектра аналитических методов: сопоставительный, семантический и компонентный анализы; функциональный, фонологический, дистрибутивный, этимологический и словообразовательный анализы; описательный метод.
Принимая во внимания обозначенные предпосылки исследования, выдвигаем следующую гипотезу: на каждом уровне поэтического текста окказиональные явления будут способствовать его выразительности за счёт построения образа, расширения коннотативной семантики и проявления идиостилистических особенностей поэтического процесса отдельного автора.
Работа структурирована следующим образом.
Введение выявляет основные предпосылки исследования: цели, задачи, актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также обоснование выбора материала. Первая глава раскрывает основные понятия, необходимые для исследования: языковая выразительность, окказиональное новообразование, языковая игра, коннотация, ассоциация; кроме того, приведены основные принятые классификации и типологии окказиональных явлений, а также их ключевые функции на каждом языковом уровне. Вторая глава предназначена для описания и анализа окказиональных явлений в отобранных поэтических контекстах, с выявлением их роли в каждом отдельном случае и последующим обобщением. Заключение подводит итог работы и отвечает на поставленные вопросы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены лексические, фонетические, синтаксические, морфологические и графические средства создания выразительности поэтической речи, выявлена их контекстуальная мотивированность и охарактеризованы способы формирования ассоциативных, эмотивно-оценочных и экспрессивных значений.
В процессе анализа учитывалась разработанная в теоретической части типология поэтических окказионализмов, представляющая способы их образования на разных языковых уровнях. Важным результатом реферативной части исследования стало представление свойств поэзии как таковой; выделение подходов к пониманию выразительности, ее средств, а также мотивировки и роли окказиональных явлений в художественном произведении.
Выявление, рассмотрение и комплексное описание окказиональных единиц в современных поэтических текстах разных авторов дало возможность обнаружить выразительные структурно-семантические особенности окказиональных новообразований и их функциональное значение в поэтическом тексте.
Выразительность лексических окказионализмов обусловлена авторским использованием словообразовательных моделей для образования неузуальных лексем разных частей речи и их контаминаций, а также актуализацией омонимии и паронимии в межъязыковом взаимодействии, что способствует приращению эмоционально-оценочного компонента значения нового слова и выявлению индивидуальных ассоциативно-образных лексических связей. Создание лексических окказионализмов отражает сложную языковую игру на границе системных признаков слова, семантико-стилистических комбинаций слов и возможностей словотворчества, основанных на авторском переосмыслении означающего и означаемого в структуре языкового знака.
Выразительность звуковых элементов в поэтической речи основана на контекстуальной звуковой мотивированности, проявляющейся в повторе звуков или звуковых комплексов, актуализированных ключевыми словами и образующих звукосмысловые связи, включающие паронимическую аттракцию и анаграммирование. Звуковые повторы способствуют формированию контекстуального звукосимволизма в пределах одного текста и отражают интертекстуальные паронимические отсылки к прецедентным текстам классической литературы. Акцентированность повтора звуковых элементов в многообразных способах звукосемантических сопоставлений демонстрирует контекстуальную синонимию близкозвучных слов и становится связующим элементом текста.
Выразительность грамматических окказионализмов обусловлена смысловой компрессией и структурно-семантической трансформацией словосочетаний, переосмыслением морфологических признаков слов разных грамматических категорий, демонстрирующих экспрессивные, образные и эмотивные преобразования системных языковых связей.
Выразительные возможности графических средств (авторской пунктуации, дефисных расчленений слов, добавления специальных символов) проявляются в возникновении дополнительных смысловых компонентов (экспрессивных, образных) в письменном (печатном) тексте в сравнении со звучащим, что особенно характерно для сетевой поэзии, распространяющейся в виде текстовых интернет-публикаций.
При комплексном анализе поэтического текста выявляются такие свойства окказиональных средств выразительности, как поддержание внутренней связности текста и его когерентности; функционирование одной окказиональной единицы на двух и более языковых уровнях; взаимодействие окказиональных единиц: паронимическая аттракция, взаимное наложение семантики, формирование внутри текста лексико-семантических групп, образующих смысловую структуру произведения.
Полученные результаты подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования: выразительные свойства окказионализмов действительно
находят проявление на каждом языковом уровне, а само это проявление заключается в приращении экспрессивных, эмотивных, оценочных компонентов значения; изобразительности поэтических окказионализмов; демонстрации индивидуального подхода каждого поэта к построению художественной речи и разрешению эстетической задачи.
Необходимо подчеркнуть, что окказиональные новообразования, в особенности поэтические, по определению не могут быть подвергнуты исчерпывающему описанию, т.к. поиск и формирование новых средств выразительности является процессом непрерывным, и поэтому отправными точками для новых исследований в области поэтической окказиональности должны быть постоянное расширение корпуса исследовательского материала и внимание к экстралингвистическим факторам, влияющим на направленность творческой мысли авторов и современного поэтического процесса в целом.



1. Аванесова Н.В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики // Вестник Югорского государственного университета, 2010 г. - Выпуск №2 (17). - С. 5-9.
2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурносемантический анализ: уч. пособие. - Калининград, 1997. - 80 с.
3. Бабенко Н.Г. Типология поэтических неологизмов конца ХХ — начала XXI века // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - Вып. 8. - С. 84-91.
4. Бабенко Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы: дисс. ... д. филол. наук. - СПб, 2008. - 385 с.
5. Бондарь С.В. Звуковая стилистика: аспекты фонетического значения: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Ин-т языкознания РАН. - М., 2001. - 31 с.
6. Булавина Н.В. Понятие «новое слово» в современной лингвистике // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Вып. №5. - с. 61-62.
7. Векшин Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: автореферат дис. ... докт. филол. наук: 10.02.01 / Рос. унт дружбы народов (РУДН). - Москва, 2006. - 47 с.
8. Величко М.А. Когезия и когерентность: особенности разграничения и определения понятий. // Вестник Адыгейского государственного ун-та. Серия 2: Филология и искусствоведение - №2 (177), 2016. - С. 39-43.
9. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.: Высшая школа, 1991. - 447 с.
10. Волкова И.А. Окказионализмы. Их образование и цели использования в современных художественных текстах и СМИ. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - Вып. 9, 2019. - С. 117-125.
11. Воронин С.В. Основы фоносемантики - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 244 с.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
13. Гаспаров М.Л. «Теснота стихового ряда». Семантика и синтаксис. // Analysieren als Deuten. Wolf Schmid zum 60 Geburtstag Herausgegeben von Lazar Fleishman, Christine Golz und Aage A. Hansen-Love. Hamburg University Press, Hamburg. 2004 - с. 85-95.
14. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988
15. Гончаренко С.Ф. Стилистический анализ испанского стихотворного текста. - М.: Высш. шк., 1988. - 191 с.
16. Григорьев В. П. Поэтика слова. — М.: Наука, 1979. — 344 с.
17. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта - М., Наука. - 1986 г. - С. 165-254.
18. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Советский писатель, 1975. - 664 с.
19. Журавлев А.П. Звук и смысл. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
20. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974. - 160 с.
... Всего источников –98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ