Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества
будущих педагогов в процессе обучения в вузе
1.1 Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Место коммуникативной компетентности в структуре профессионально
важных качеств будущего педагога 12
1.3. Студенческий возраст как период профессионального обучения
1.4 Критерии, уровни, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего педагога
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности
студентов 1 курса 43
2.3. Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности
студентов-выпускников 47
2.4. Динамика становления коммуникативной компетентности будущих
педагогов в процессе обучения в вузе 52
2.5. Рекомендации по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе 57
Выводы по 2 главе 58
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 67
Современное общество предъявляет все более высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существует острая проблема в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Не случайно имеется большое количество работ, исследующих различные аспекты деятельности и профессиональной подготовки учителя: Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, Ю.К. Васильев, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, М.И. Махмутов, Н.В. Никандров, В.А. Онищук, Е.К. Осипова, A.A. Орлов, В.Г. Подзолков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, И.Л. Федотенко, H.A. Шайденко. Разрабатываются и появляются новые концепции школьного, а также вузовского образования, модели подготовки и переподготовки учительских кадров.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
На сегодняшний день коммуникативная компетентность рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности в системе «человек-человек», к которой в том числе относится и деятельность педагога. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что для выполнения профессиональных функций, определенных профессиональным стандартом педагога, необходимо овладение будущими педагогами высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Профессия учителя требует постоянного общения с детьми, родителями и коллегами. Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Работа по формированию коммуникативных умений в процессе обучения студентов методике преподавания должна опираться на общую структуру умений, с учетом особенностей коммуникативных умений.
Кроме того, коммуникативная компетентность будущих педагогов способствует успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное — это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности.
Следовательно, необходимо совершенствовать процесс обучения будущих педагогов с акцентом на формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Цель: исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Объект исследования: коммуникативная компетентность как психологический феномен.
Предмет исследования: становление коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Гипотеза исследования - коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством будущих педагогов, в процессе обучения у студентов педагогического вуза происходит некоторое развитие коммуникативной компетентности.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов 1 курса;
3) выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов-выпускников;
4) составить рекомендации по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы,
2) эмпирические: тестирование: методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона; методика оценки коммуникативного контроля М. Шнайдера; методика оценки уровня общительности Ф. Ряховского.
3) методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе со студентами и помогут сформировать коммуникативную компетентность у будущих педагогов.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• На XX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Миронов, А.И. Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество будущего педагога / А.И. Миронов // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина».
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Коммуникативная компетентность на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности педагога. Профессия учителя требует постоянного общения с детьми, родителями и коллегами.
Коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе проходило в несколько этапов.
Исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов проходило на базе ФГБОУ ВПО «АГГПУ им. В.М. Шукшина». В исследовании приняли участие студенты псхолого-педагогического факультета, факультет истории и право. Общее количество испытуемых - 60 человек, из них - 30 студенты 1 курса и 30 человек - студенты последних курсов. Для выявления уровня коммуникативной компетентности были использованы следующие методики: методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона; методика оценки коммуникативного контроля М. Шнайдера; методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского.
В результате исследования было выявлено, что у большинства студентов 1 курса выявлен низкий уровень коммуникативной компетентности, напротив, у большинства выпускников преобладает высокий уровень коммуникативной компетентности. Это говорит о том, что во время обучения в вузе формируется коммуникативная компетентность. Эти студенты быстро ориентируются в трудных ситуациях, могут принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение и добивается результата. Они настойчивы в профессиональной деятельности. В тоже время у значительной части выпускников остается низкий уровень коммуникативной компетентности.
Проанализировав результаты, полученные по методике оценки самоконтроля в общении у студентов 1 и выпускных курсов, было выявлено, что уровень самоконтроля в общении не изменился. И у первокурсников, и у выпускников выявлен средний уровень самоконтроля в общении. Это говорит о том, что большинство будущих педагогов искренни, но не сдержаны, в своих эмоциональных проявлениях, не достаточно считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Это говорит о том, что эти будущие педагоги могут испытывать трудности в профессиональной деятельности. В первую очередь это трудности связанные с организацией общения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
В связи с этим были составлены рекомендации, направленные на формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута.