Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 6
1.1. Теоретические подходы к вопросу изучения социально-психологической
адаптации студентов 6
1.2. Факторы социально-психологической адаптации 10
1.3. Адаптация первокурсников в период обучения в вузе 16
1.4. Значение жизнестойкости личности для социально-психологической адаптации 24
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации и
жизнестойкости студентов 1 курса 37
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 6
1.1. Теоретические подходы к вопросу изучения социально-психологической
адаптации студентов 6
1.2. Факторы социально-психологической адаптации 10
1.3. Адаптация первокурсников в период обучения в вузе 16
1.4. Значение жизнестойкости личности для социально-психологической адаптации 24
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации и
жизнестойкости студентов 1 курса 37
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям
Все это обуславливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С.Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.
Недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе обусловила выбор темы исследования.
Цель: исследование жизнестойкости как фактора социально¬психологической адаптации студентов 1 курса.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация студентов
Предмет исследования - жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов 1 курса.
Гипотеза исследования: исследование строилось на предположении о том, что между выраженностью компонентов жизнестойкости и успешностью социально - психологической адаптации студентов 1 курса существует значимая связь.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень социально-психологическая адаптация студентов;
3) выявить уровень выраженности компонентов жизнестойкости
4) проанализировать полученные данные и сделать выводы;
5) составить рекомендации.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова)
3) методы математической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
На кафедре педагогики и психологии;
На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Никулин, А. Жизнестойкость в контексте проблемы социально-психологической адаптации / А. Никулин // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе консультирования студентов-первокурсников, оказавшихся в сложной ситуации, связанной с адаптацией к условиям вуза. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости у студентов, принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могут применяться с целью разработки программ адаптации к условиям обучения в вузе.
База исследования: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина». Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы, приложения.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям
Все это обуславливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С.Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.
Недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе обусловила выбор темы исследования.
Цель: исследование жизнестойкости как фактора социально¬психологической адаптации студентов 1 курса.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация студентов
Предмет исследования - жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов 1 курса.
Гипотеза исследования: исследование строилось на предположении о том, что между выраженностью компонентов жизнестойкости и успешностью социально - психологической адаптации студентов 1 курса существует значимая связь.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень социально-психологическая адаптация студентов;
3) выявить уровень выраженности компонентов жизнестойкости
4) проанализировать полученные данные и сделать выводы;
5) составить рекомендации.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова)
3) методы математической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
На кафедре педагогики и психологии;
На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Никулин, А. Жизнестойкость в контексте проблемы социально-психологической адаптации / А. Никулин // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе консультирования студентов-первокурсников, оказавшихся в сложной ситуации, связанной с адаптацией к условиям вуза. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости у студентов, принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могут применяться с целью разработки программ адаптации к условиям обучения в вузе.
База исследования: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина». Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы, приложения.
Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде вуза, выделяется проблема социально-психологической адаптации первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности. У первокурсников возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости при обучении, нехватке времени для самоподготовки и т.п. Психологическое состояние первокурсника характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой.
Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. Процесс социально¬психологической адаптации имеет особое значение в развитии и становлении личности студента.
В ходе изучения литературы было выявлено, что жизнестойкость - это определенный ресурс, который может помочь справиться с трудными жизненными ситуациями. Жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 учебном году.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса психолого-педагогического факультета (всего 30 человек).
В исследовании использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации (авторы Р. Даймонд, К. Роджерс); тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым).
В ходе эмпирического исследования проведенного на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 уч.г. В результате проведенного исследования была выявлена связь между выраженностью компонентов жизнестойкости и особенностями социально-психологической адаптации студентов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута
Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. Процесс социально¬психологической адаптации имеет особое значение в развитии и становлении личности студента.
В ходе изучения литературы было выявлено, что жизнестойкость - это определенный ресурс, который может помочь справиться с трудными жизненными ситуациями. Жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 учебном году.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса психолого-педагогического факультета (всего 30 человек).
В исследовании использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации (авторы Р. Даймонд, К. Роджерс); тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым).
В ходе эмпирического исследования проведенного на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 уч.г. В результате проведенного исследования была выявлена связь между выраженностью компонентов жизнестойкости и особенностями социально-психологической адаптации студентов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Особенности адаптации студентов к обучению в вузе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социальная работа с молодыми инвалидами
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Жизнестойкость и тревожность как предикторы совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ДИНАМИКА ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020



