Со времени образования Российской Федерации проблема злоупотребления официальной властью полностью проявилась. Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации(далее УК РФ) и другие нормативные акты призваны бороться с ситуацией.
В настоящее время данная тема является актуальной и практически применимой, поскольку позволяет рассмотреть уголовно-правовую характеристику злоупотребления должностными полномочиями и выявить проблемные вопросы квалификации данного преступного деяния.
По статистическим данным зарегистрированным по ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями, за первое полугодие 2018 года возросло на 8%, 148 эпизодов было совершенно в Республике Башкирия, далее Краснодарский край -87 эпизодов, третье место занимает Татарстан - 74.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений Президентом было отмечено противодействие коррупции в стране и приведение норм законодательства в соответствие с Европейской конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Шагами в этом направлении являются криминализация наиболее общественно-опасных форм коррупционной преступности и совершенствование уже существующих составов коррупционных преступлений. Среди данных преступлений наиболее значимое место занимает злоупотребление должностными полномочиями.
С учетом сложности и специфики данной области требуется формирование на доктринальном и законодательном уровне максимально исключающей пробелы и противоречия, четкой и отлаженной системы способов выявления на практике и правильной квалификации злоупотребления должностными полномочиями, ввиду общественной опасности этого деяния для нормального функционирования органов, осуществляющих государственную и муниципальную власть.
Использование должностным лицом его официальных полномочий в корыстных или иных личных интересах, которое привело к существенному нарушению интересов и прав организаций или граждан, а также нарушению интересов государства или общества, охраняемых законом рассматривается в соответствии со статьей 285 УК как злоупотребление должностными полномочиями.
Одним из факторов борьбы с должностными преступлениями является четкость уголовно-правовых норм, а также регламентация уголовной ответственности за любые проявления злоупотребления должностными полномочиями.
Объект дипломной работы - общественные отношения, связанные с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Предмет дипломной работы - нормы права и научная литература, связанная с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями, правоприменительная практика.
Цель работы - проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
1. рассмотреть понятие и значение о злоупотребления должностными полномочиями;
2. проанализировать основной и квалифицированный составы злоупотребления должностными полномочиями;
3. определить объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
4. рассмотреть субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
5. рассмотреть разграничение злоупотребления должностными полномочиями со смежными составами;
6. выявить проблемы и предложить пути их решений.
Поставленные задачи и достижение поставленной цели достигается с помощью следующих методов: рассмотрение отечественного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями; изучение элементов состава преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ; рассмотрение, выявление проблем и спорных вопросов квалификации; формулирование предложений по их разрешению.
Теоретическая основа, положенная в основу настоящей дипломной работы составила исследования следующих авторов: Э.А. Исаян, Ю.М. Антонян, В.Н. Гапоновой, А.В. Галахова, А.С. Горелик, Е. В. Корейво, А. Ф. Ноздрачева, Ю. И Петров, Д. А. Сирных, Б. К. Шнарбаев, М. В. Костенникова.
Методологическую основу дипломной работы составляют такие методы как: анализ и синтез, формально-юридический, сравнительно¬правовой.
Нормативными источниками, используемыми в дипломной работе являются Конституция Российской Федерации, УК РФ, Постановления Верховного Суда Российской Федерации, акты судебной практики.
В структура работы входят введение, две главы, разделенные на пункты, анализ правоприменительной практики, методическая разработка, заключение и список использованных источников.
Одним из этапов формирования демократического и правового государства является стабилизация функционирования и совершенствование служебной деятельности, необходимой для обеспечения общественных интересов. От качества работы должностных лиц зависит функционирование не только определенных органов, но и всего государства в целом. Любое деяние, противоречащее смыслу службы, должно преследоваться по закону, поэтому уголовно-правовая охрана интересов службы имеет значительный вес в современном государстве.
Цели и задачи, поставленные вначале дипломного исследования достигнуты и решены.
Злоупотребление должностными полномочиями - это предусмотренное ст. 285 УК умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), осуществляемое должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, посягающее на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использованием должностным лицом его служебных полномочий, противоречащих интересам службы; б) наступление вследствие этого социально опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций или интересов общества и государства, охраняемых законом; в) наличие причинно¬следственной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.
Объект - интересы государства.
Субъект - должностное лицо.
Субъективная сторона - прямой умысел.
Проанализировав судебную практику, можно обратить внимание на то, что интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, характеризуется объемом полномочий лица, закрепленных на законодательном уровне, а также в трудовом договоре лица с государственными и иными организациями1. В том случае, когда должностное лицо действует вопреки интересам службы, то данное деяние может сопровождаться нарушением особых обстоятельств их выполнения, что вытекает из статьи 286 УК РФ. В связи с этим на практике правоприменителям очень сложно разграничить вышеупомянутые смежные составы и правильно квалифицировать преступление.
Эгоистичное использование должностным лицом своих служебных полномочий, связанных с конфискацией материальных ценностей, полностью охватывается частью 3 статьи 159 или частью 3 статьи 160 УК (то есть считается кражей чужого имущества) и не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ. В тех случаях, когда должностное лицо, наряду с хищением чужого имущества, совершало другие незаконные
^Смирных Д.А. Общая профилактика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий// Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 27.
действия, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями из корыстных или иных личных интересов, они должны быть квалифицированы на совокупность этих преступлений. Также оцениваются действия преступника, совершившего подделку. В случаях, когда субъект в связи с исполнением своих служебных обязанностей вносил в официальные документы заведомо ложную информацию или исправления, искажающие их фактическое содержание, деяние должно быть квалифицировано в соответствии со статьями 292 или 292.1 УК РФ.
Можно говорить о том, что ст. 285 УК РФ в самом общем виде представляет характеристику непосредственного субъекта преступления — должностного лица и самого преступного деяния, включая использование служебных полномочий вопреки служебным интересам и их последствий, что распространяется практически на все нормы и статьи гл. 30 УК РФ. С учетом всех внесенных изменений определение должностного лица наиболее детальным образом конкретизирует субъективную сторону и сам субъект рассматриваемых должностных преступлений.
Автором дипломного исследования предлагается:
1. В части 1 ст. 285 УК добавить слово неиспользование и фразу «служебных полномочий.» заменить словами «должностных полномочий».
2. Если привлекать к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями(умышленное преступление), мало определить что виновный причинил вред указанный в законе своими действиями(бездействиями) необходимо также определить, что он действовал (бездействовал) с корыстной целью, или иной личной заинтересованностью.
Данные различия заключают в себе противоречия не только в логике и в здравом смысле, но и противоречат принципам криминализации и декриминализации деяний, основанных на степени и характере их общественной опасности.
Следовательно, что отмеченные выше недостатки необходимо изменить в статье 285 УКРФ. В качестве обязательного признака субъективной стороны в квалифицированном составе предлагаем указать на корыстную цель, либо иную личную заинтересованность.
ч. 1 ст. 285 УК РФ предлагаем изложить в следующем виде:
«1. Использование или неиспользование должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,...»
Добавить отдельной частью в статью 285 УК РФ.
«2. То же деяние, совершенное с корыстной целью или из иной личной заинтересованности.»
Таким образом, данные рекомендации и предложения будут содействовать решению проблем в сфере привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.
3. Упростить законодательство о служебной деятельности.
4. Сделать их наиболее простыми для понимания обществу.
5. Госслужащие должны выполнять закон, и не должны
злоупотреблять возможностями в личных интересах.
6. Повысить ответственность за рассматриваемые преступления.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 22.07.2014) // Российская газета. 1993. 30 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"» // Российская газета. 30.10.2012.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2063.
Определение от 28 июня 2016 г. по делу № А56-31156/2015
Определение от 09 января 2018 г. по делу № А41-1763/2018
Определение от 04 апреля 2018 г. по делу № А43-1854/2018
Уголовное дело № 745. Псковский областной суд // URL: http://oblsud.psk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=248
Судебная практика РФ. Апелляционное определение от 02 сентября 2017 // URL: https://sudact.ru/.
Обзоры практики. Уголовное дело № 743 // URL:
http://clinic. lawinstitut. ru/ru/practice/12/8. html
Литература
Антонян Ю.М. Личность преступника и профилактика преступлений; под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Ю. М. Антоняна / Ю. М. Антонян, Е. А. Антонян, О. Р. Афанасьева, М. В. Гончарова, В. А. Рачицкая, Е. М. Тимошина, В. И. Шиян. М., 2017. С. 105-187
Артемов И.Ю. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения / И. Ю. Артемов // Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2008. № 2. С. 56 60.
Афанасьев П.Б. Проблема изучения механизма преступного поведения лиц, совершающих умышленное причинение тяжкого вреда здоровью / П. Б. Афанасьев // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Рязань 2015. С. 324-326.
Богунова А.А. Понятие коррупционных рисков в деятельности военных организаций / А. А. Богунова // Военное право. 2018. № 1. С. 230-237.
Волженкин Б.В. Служебные преступления: монография / Б. В. Волженкин. М.: Юристь, 2000. 368 с.
Галахова А.В. Должностные преступления. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления / А. В. Галахова. М.: Изд. Рос.правовой акад. МЮ РФ, 1998. 64 с.
Гапонова В.Н. Очерк развития законодательного регулирования и научных воззрений о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности // История государства и права. 2016. № 6. С. 60¬64.
Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм. Учебн.пособие. Красноярск. 1996. 196 с.
Коновалов И.А. Взыскания, применяемые к служащим полиции в XIX в. // История государства и права. 2016. № 10. С. 52-56.
Костенников М.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран / М. В. Костенников, А. В. Куракин, Д. Н. Колчеманов, А. В. Марьян // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 5-20.
Корейво Е.В. Использование преамбул в международном праве / Е. В. Корейво // Международное публичное и частное право. 2010. № 3. С. 2-5.
Кузьмин С.И., Пертли Л.Ф., Фумм А.М. Предупреждение коррупционных правонарушений как одно из направлений обеспечения собственной безопасности в местах лишения свободы дореволюционной России // История государства и права. 2016. № 10. С. 56-60.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. / Науч. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. II. Период абсолютизма / Отв. ред. С.А. Колунтаев. М.: Мысль, 2003. 320 с.
Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по ми-нимизации коррупции в Германии и России / О. С. Новикова // Безопасность бизнеса. 2010. № 2. С. 22-25.
Петров Ю.И. Причины и характер злоупотреблений властью в России в XIX столетии // История государства и права. 2016. № 7. С. 13-16.
Подковыров Е.А. История развития дореволюционного законодательства о фактах злоупотребления полномочиями в России // Социально-экономические явления и процессы. Т. 10. 2015. № 7. С. 184-194.
Смирных Д.А. Общая профилактика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий// Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 23-27.
Трофимов В.А. К вопросу о периодизации законодательства, регулирующего доступ к государственной службе в Российском государстве // История государства и права. 2016. № 4. С. 21-26.
Исаян Э.А. Противодействие злоупотреблению и превышению должностными полномочиями в России: история и современность // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2012. № 2. С. 112-117.
Стручков Н.А. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1989. 319 с.
Уголовное право Республики Казахстан: Особенная часть: в 2 т.: учебник для вузов / отв. ред. И. И. Рогов, К. Ж. Балтабаев, А. И. Коробеев. Алматы, 2016. 198 с.
Шаргородский М.Д. Наказание его цели и эффективность. Л., 1973. 244 с.
Шнарбаев Б.К. Наказание по уголовному законодательству Республики Казахстан: учеб.пособие. Алматы, 2002. 502 с.
Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций [рус., англ.] (Вместе со «Статистикой экспорта странами-членами ОЭСР», «Комментарием к Конвенции...», «Пересмотренными Рекомендациями...», «Согласованными об-щими элементами...», «Рекомендациями...»): принята в Стамбуле 21.11.1997 г. Конференцией полномочных представителей стран- членов ОЭСР) // КонсультантПлюс
Преступления без наказания URL: https://profile.ru/russia/prestupleniya-55754/.