УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ 6
1.1. Понятие и значение злоупотребления должностными полномочиями . 6
1.2. Основной и квалифицированный составы злоупотребления
должностными полномочиями 10
1.3. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от
смежных составов 12
2. ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ДОЛЖНОСТЫМИ ПОЛНОИМОЧИЯМИ 17
2.1. Объективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 17
2.2. Субъективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ 6
1.1. Понятие и значение злоупотребления должностными полномочиями . 6
1.2. Основной и квалифицированный составы злоупотребления
должностными полномочиями 10
1.3. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от
смежных составов 12
2. ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ДОЛЖНОСТЫМИ ПОЛНОИМОЧИЯМИ 17
2.1. Объективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 17
2.2. Субъективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Со времени образования Российской Федерации проблема злоупотребления официальной властью полностью проявилась. Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации(далее УК РФ) и другие нормативные акты призваны бороться с ситуацией.
В настоящее время данная тема является актуальной и практически применимой, поскольку позволяет рассмотреть уголовно-правовую характеристику злоупотребления должностными полномочиями и выявить проблемные вопросы квалификации данного преступного деяния.
По статистическим данным зарегистрированным по ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями, за первое полугодие 2018 года возросло на 8%, 148 эпизодов было совершенно в Республике Башкирия, далее Краснодарский край -87 эпизодов, третье место занимает Татарстан - 74.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений Президентом было отмечено противодействие коррупции в стране и приведение норм законодательства в соответствие с Европейской конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Шагами в этом направлении являются криминализация наиболее общественно-опасных форм коррупционной преступности и совершенствование уже существующих составов коррупционных преступлений. Среди данных преступлений наиболее значимое место занимает злоупотребление должностными полномочиями.
С учетом сложности и специфики данной области требуется формирование на доктринальном и законодательном уровне максимально исключающей пробелы и противоречия, четкой и отлаженной системы способов выявления на практике и правильной квалификации злоупотребления должностными полномочиями, ввиду общественной опасности этого деяния для нормального функционирования органов, осуществляющих государственную и муниципальную власть.
Использование должностным лицом его официальных полномочий в корыстных или иных личных интересах, которое привело к существенному нарушению интересов и прав организаций или граждан, а также нарушению интересов государства или общества, охраняемых законом рассматривается в соответствии со статьей 285 УК как злоупотребление должностными полномочиями.
Одним из факторов борьбы с должностными преступлениями является четкость уголовно-правовых норм, а также регламентация уголовной ответственности за любые проявления злоупотребления должностными полномочиями.
Объект дипломной работы - общественные отношения, связанные с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Предмет дипломной работы - нормы права и научная литература, связанная с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями, правоприменительная практика.
Цель работы - проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
1. рассмотреть понятие и значение о злоупотребления должностными полномочиями;
2. проанализировать основной и квалифицированный составы злоупотребления должностными полномочиями;
3. определить объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
4. рассмотреть субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
5. рассмотреть разграничение злоупотребления должностными полномочиями со смежными составами;
6. выявить проблемы и предложить пути их решений.
Поставленные задачи и достижение поставленной цели достигается с помощью следующих методов: рассмотрение отечественного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями; изучение элементов состава преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ; рассмотрение, выявление проблем и спорных вопросов квалификации; формулирование предложений по их разрешению.
Теоретическая основа, положенная в основу настоящей дипломной работы составила исследования следующих авторов: Э.А. Исаян, Ю.М. Антонян, В.Н. Гапоновой, А.В. Галахова, А.С. Горелик, Е. В. Корейво, А. Ф. Ноздрачева, Ю. И Петров, Д. А. Сирных, Б. К. Шнарбаев, М. В. Костенникова.
Методологическую основу дипломной работы составляют такие методы как: анализ и синтез, формально-юридический, сравнительно¬правовой.
Нормативными источниками, используемыми в дипломной работе являются Конституция Российской Федерации, УК РФ, Постановления Верховного Суда Российской Федерации, акты судебной практики.
В структура работы входят введение, две главы, разделенные на пункты, анализ правоприменительной практики, методическая разработка, заключение и список использованных источников.
В настоящее время данная тема является актуальной и практически применимой, поскольку позволяет рассмотреть уголовно-правовую характеристику злоупотребления должностными полномочиями и выявить проблемные вопросы квалификации данного преступного деяния.
По статистическим данным зарегистрированным по ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями, за первое полугодие 2018 года возросло на 8%, 148 эпизодов было совершенно в Республике Башкирия, далее Краснодарский край -87 эпизодов, третье место занимает Татарстан - 74.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений Президентом было отмечено противодействие коррупции в стране и приведение норм законодательства в соответствие с Европейской конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Шагами в этом направлении являются криминализация наиболее общественно-опасных форм коррупционной преступности и совершенствование уже существующих составов коррупционных преступлений. Среди данных преступлений наиболее значимое место занимает злоупотребление должностными полномочиями.
С учетом сложности и специфики данной области требуется формирование на доктринальном и законодательном уровне максимально исключающей пробелы и противоречия, четкой и отлаженной системы способов выявления на практике и правильной квалификации злоупотребления должностными полномочиями, ввиду общественной опасности этого деяния для нормального функционирования органов, осуществляющих государственную и муниципальную власть.
Использование должностным лицом его официальных полномочий в корыстных или иных личных интересах, которое привело к существенному нарушению интересов и прав организаций или граждан, а также нарушению интересов государства или общества, охраняемых законом рассматривается в соответствии со статьей 285 УК как злоупотребление должностными полномочиями.
Одним из факторов борьбы с должностными преступлениями является четкость уголовно-правовых норм, а также регламентация уголовной ответственности за любые проявления злоупотребления должностными полномочиями.
Объект дипломной работы - общественные отношения, связанные с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Предмет дипломной работы - нормы права и научная литература, связанная с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями, правоприменительная практика.
Цель работы - проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с уголовно-правовой характеристикой злоупотребления должностными полномочиями.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
1. рассмотреть понятие и значение о злоупотребления должностными полномочиями;
2. проанализировать основной и квалифицированный составы злоупотребления должностными полномочиями;
3. определить объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
4. рассмотреть субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями;
5. рассмотреть разграничение злоупотребления должностными полномочиями со смежными составами;
6. выявить проблемы и предложить пути их решений.
Поставленные задачи и достижение поставленной цели достигается с помощью следующих методов: рассмотрение отечественного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями; изучение элементов состава преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ; рассмотрение, выявление проблем и спорных вопросов квалификации; формулирование предложений по их разрешению.
Теоретическая основа, положенная в основу настоящей дипломной работы составила исследования следующих авторов: Э.А. Исаян, Ю.М. Антонян, В.Н. Гапоновой, А.В. Галахова, А.С. Горелик, Е. В. Корейво, А. Ф. Ноздрачева, Ю. И Петров, Д. А. Сирных, Б. К. Шнарбаев, М. В. Костенникова.
Методологическую основу дипломной работы составляют такие методы как: анализ и синтез, формально-юридический, сравнительно¬правовой.
Нормативными источниками, используемыми в дипломной работе являются Конституция Российской Федерации, УК РФ, Постановления Верховного Суда Российской Федерации, акты судебной практики.
В структура работы входят введение, две главы, разделенные на пункты, анализ правоприменительной практики, методическая разработка, заключение и список использованных источников.
Одним из этапов формирования демократического и правового государства является стабилизация функционирования и совершенствование служебной деятельности, необходимой для обеспечения общественных интересов. От качества работы должностных лиц зависит функционирование не только определенных органов, но и всего государства в целом. Любое деяние, противоречащее смыслу службы, должно преследоваться по закону, поэтому уголовно-правовая охрана интересов службы имеет значительный вес в современном государстве.
Цели и задачи, поставленные вначале дипломного исследования достигнуты и решены.
Злоупотребление должностными полномочиями - это предусмотренное ст. 285 УК умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), осуществляемое должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, посягающее на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использованием должностным лицом его служебных полномочий, противоречащих интересам службы; б) наступление вследствие этого социально опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций или интересов общества и государства, охраняемых законом; в) наличие причинно¬следственной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.
Объект - интересы государства.
Субъект - должностное лицо.
Субъективная сторона - прямой умысел.
Проанализировав судебную практику, можно обратить внимание на то, что интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, характеризуется объемом полномочий лица, закрепленных на законодательном уровне, а также в трудовом договоре лица с государственными и иными организациями1. В том случае, когда должностное лицо действует вопреки интересам службы, то данное деяние может сопровождаться нарушением особых обстоятельств их выполнения, что вытекает из статьи 286 УК РФ. В связи с этим на практике правоприменителям очень сложно разграничить вышеупомянутые смежные составы и правильно квалифицировать преступление.
Эгоистичное использование должностным лицом своих служебных полномочий, связанных с конфискацией материальных ценностей, полностью охватывается частью 3 статьи 159 или частью 3 статьи 160 УК (то есть считается кражей чужого имущества) и не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ. В тех случаях, когда должностное лицо, наряду с хищением чужого имущества, совершало другие незаконные
^Смирных Д.А. Общая профилактика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий// Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 27.
действия, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями из корыстных или иных личных интересов, они должны быть квалифицированы на совокупность этих преступлений. Также оцениваются действия преступника, совершившего подделку. В случаях, когда субъект в связи с исполнением своих служебных обязанностей вносил в официальные документы заведомо ложную информацию или исправления, искажающие их фактическое содержание, деяние должно быть квалифицировано в соответствии со статьями 292 или 292.1 УК РФ.
Можно говорить о том, что ст. 285 УК РФ в самом общем виде представляет характеристику непосредственного субъекта преступления — должностного лица и самого преступного деяния, включая использование служебных полномочий вопреки служебным интересам и их последствий, что распространяется практически на все нормы и статьи гл. 30 УК РФ. С учетом всех внесенных изменений определение должностного лица наиболее детальным образом конкретизирует субъективную сторону и сам субъект рассматриваемых должностных преступлений.
Автором дипломного исследования предлагается:
1. В части 1 ст. 285 УК добавить слово неиспользование и фразу «служебных полномочий.» заменить словами «должностных полномочий».
2. Если привлекать к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями(умышленное преступление), мало определить что виновный причинил вред указанный в законе своими действиями(бездействиями) необходимо также определить, что он действовал (бездействовал) с корыстной целью, или иной личной заинтересованностью.
Данные различия заключают в себе противоречия не только в логике и в здравом смысле, но и противоречат принципам криминализации и декриминализации деяний, основанных на степени и характере их общественной опасности.
Следовательно, что отмеченные выше недостатки необходимо изменить в статье 285 УКРФ. В качестве обязательного признака субъективной стороны в квалифицированном составе предлагаем указать на корыстную цель, либо иную личную заинтересованность.
ч. 1 ст. 285 УК РФ предлагаем изложить в следующем виде:
«1. Использование или неиспользование должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,...»
Добавить отдельной частью в статью 285 УК РФ.
«2. То же деяние, совершенное с корыстной целью или из иной личной заинтересованности.»
Таким образом, данные рекомендации и предложения будут содействовать решению проблем в сфере привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.
3. Упростить законодательство о служебной деятельности.
4. Сделать их наиболее простыми для понимания обществу.
5. Госслужащие должны выполнять закон, и не должны
злоупотреблять возможностями в личных интересах.
6. Повысить ответственность за рассматриваемые преступления.
Цели и задачи, поставленные вначале дипломного исследования достигнуты и решены.
Злоупотребление должностными полномочиями - это предусмотренное ст. 285 УК умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), осуществляемое должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, посягающее на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использованием должностным лицом его служебных полномочий, противоречащих интересам службы; б) наступление вследствие этого социально опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций или интересов общества и государства, охраняемых законом; в) наличие причинно¬следственной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.
Объект - интересы государства.
Субъект - должностное лицо.
Субъективная сторона - прямой умысел.
Проанализировав судебную практику, можно обратить внимание на то, что интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, характеризуется объемом полномочий лица, закрепленных на законодательном уровне, а также в трудовом договоре лица с государственными и иными организациями1. В том случае, когда должностное лицо действует вопреки интересам службы, то данное деяние может сопровождаться нарушением особых обстоятельств их выполнения, что вытекает из статьи 286 УК РФ. В связи с этим на практике правоприменителям очень сложно разграничить вышеупомянутые смежные составы и правильно квалифицировать преступление.
Эгоистичное использование должностным лицом своих служебных полномочий, связанных с конфискацией материальных ценностей, полностью охватывается частью 3 статьи 159 или частью 3 статьи 160 УК (то есть считается кражей чужого имущества) и не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ. В тех случаях, когда должностное лицо, наряду с хищением чужого имущества, совершало другие незаконные
^Смирных Д.А. Общая профилактика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий// Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 27.
действия, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями из корыстных или иных личных интересов, они должны быть квалифицированы на совокупность этих преступлений. Также оцениваются действия преступника, совершившего подделку. В случаях, когда субъект в связи с исполнением своих служебных обязанностей вносил в официальные документы заведомо ложную информацию или исправления, искажающие их фактическое содержание, деяние должно быть квалифицировано в соответствии со статьями 292 или 292.1 УК РФ.
Можно говорить о том, что ст. 285 УК РФ в самом общем виде представляет характеристику непосредственного субъекта преступления — должностного лица и самого преступного деяния, включая использование служебных полномочий вопреки служебным интересам и их последствий, что распространяется практически на все нормы и статьи гл. 30 УК РФ. С учетом всех внесенных изменений определение должностного лица наиболее детальным образом конкретизирует субъективную сторону и сам субъект рассматриваемых должностных преступлений.
Автором дипломного исследования предлагается:
1. В части 1 ст. 285 УК добавить слово неиспользование и фразу «служебных полномочий.» заменить словами «должностных полномочий».
2. Если привлекать к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями(умышленное преступление), мало определить что виновный причинил вред указанный в законе своими действиями(бездействиями) необходимо также определить, что он действовал (бездействовал) с корыстной целью, или иной личной заинтересованностью.
Данные различия заключают в себе противоречия не только в логике и в здравом смысле, но и противоречат принципам криминализации и декриминализации деяний, основанных на степени и характере их общественной опасности.
Следовательно, что отмеченные выше недостатки необходимо изменить в статье 285 УКРФ. В качестве обязательного признака субъективной стороны в квалифицированном составе предлагаем указать на корыстную цель, либо иную личную заинтересованность.
ч. 1 ст. 285 УК РФ предлагаем изложить в следующем виде:
«1. Использование или неиспользование должностным лицом своих должностных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,...»
Добавить отдельной частью в статью 285 УК РФ.
«2. То же деяние, совершенное с корыстной целью или из иной личной заинтересованности.»
Таким образом, данные рекомендации и предложения будут содействовать решению проблем в сфере привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.
3. Упростить законодательство о служебной деятельности.
4. Сделать их наиболее простыми для понимания обществу.
5. Госслужащие должны выполнять закон, и не должны
злоупотреблять возможностями в личных интересах.
6. Повысить ответственность за рассматриваемые преступления.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012 - Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: проблемы теории и правоприменения
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 950 р. Год сдачи: 2023 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2017 - Злоупотребления должностными полномочиями
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2012 - Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно - правовая характеристика преступлений предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



