СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Сущность, виды и формы внеурочной деятельности 7
1.2 Управление внеурочной деятельностью в школе 12
1.3 Основные механизмы повышения эффективности управления в
образовательной организации 21
II. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МБОУ МСОШ №2 ПГТ. МОТЫГИНО, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 27
2.1 Анализ внешней среды образовательной организации 27
2.2 Характеристика и анализ деятельности образовательной организации....38
2.3 Основные направления развития внеурочной деятельности 49
III. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
3.1 Модель управления внеурочной деятельностью в образовательной
организации 54
3.2 Критерии эффективности модели внеурочной деятельности в
образовательной организации 63
3.3 Анализ результатов апробации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Сущность, виды и формы внеурочной деятельности 7
1.2 Управление внеурочной деятельностью в школе 12
1.3 Основные механизмы повышения эффективности управления в
образовательной организации 21
II. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МБОУ МСОШ №2 ПГТ. МОТЫГИНО, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 27
2.1 Анализ внешней среды образовательной организации 27
2.2 Характеристика и анализ деятельности образовательной организации....38
2.3 Основные направления развития внеурочной деятельности 49
III. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
3.1 Модель управления внеурочной деятельностью в образовательной
организации 54
3.2 Критерии эффективности модели внеурочной деятельности в
образовательной организации 63
3.3 Анализ результатов апробации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Развитие внеурочной деятельности как составляющей целостного образовательного процесса играет важную роль в становлении здоровой, полноценной и многосторонне развитой личности с широким кругозором и потенциалом к дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к основной образовательной программе, образовательная деятельность в образовательном учреждении (ОУ) должна осуществляться, в том числе, и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочной деятельности отведена немаловажная роль в образовательном процессе по сравнению со старыми стандартами, в которых понятие «внеурочная деятельность» отсутствовало как таковое.
Внеурочная деятельность находится в тесной связи с дополнительным образованием обучающихся, она также направлена на создание среды, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности: творческие,
интеллектуально-развивающие, спортивные и др.
Нами было отмечено, что в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, включающей в себя также и положения в сфере образования, среди прочих была поставлена следующая задача: «к 2020 году: получение бесплатных услуг
дополнительного образования не менее, чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет» [38].
Не смотря на это, как отметил в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика России», опубликованной в 2012 году, Владимир Владимирович Путин: «За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов» [36].
На фоне данных противоречий особенно актуальным становится организация внеурочной деятельности в школе, построение ее эффективной модели.
Необходимо организовать целый комплекс мероприятий, систему, в которую каждый компонент будет интегрирован с определенной целью и отвечать определенным требованиям, а главное - быть в связи с другими, включенными в эту систему компонентами. Поэтому модель, учитывающая не только потребности заказчика (обучающихся, родителей, социума, государства и т.д.) и возможности образовательной организации, а также использующая ресурсы внешних партнёров (учреждения дополнительного образования, организации культуры, спорта, досуга и др.) должна быть разработана и внедрена в каждое ОУ.
По определению, данному в Приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений» [28].
Кроме того, Стандарт предъявляет ряд требований к организации условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе организации внеурочной деятельности, «... которые должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
• развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта;....
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к основной образовательной программе, образовательная деятельность в образовательном учреждении (ОУ) должна осуществляться, в том числе, и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочной деятельности отведена немаловажная роль в образовательном процессе по сравнению со старыми стандартами, в которых понятие «внеурочная деятельность» отсутствовало как таковое.
Внеурочная деятельность находится в тесной связи с дополнительным образованием обучающихся, она также направлена на создание среды, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности: творческие,
интеллектуально-развивающие, спортивные и др.
Нами было отмечено, что в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, включающей в себя также и положения в сфере образования, среди прочих была поставлена следующая задача: «к 2020 году: получение бесплатных услуг
дополнительного образования не менее, чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет» [38].
Не смотря на это, как отметил в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика России», опубликованной в 2012 году, Владимир Владимирович Путин: «За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов» [36].
На фоне данных противоречий особенно актуальным становится организация внеурочной деятельности в школе, построение ее эффективной модели.
Необходимо организовать целый комплекс мероприятий, систему, в которую каждый компонент будет интегрирован с определенной целью и отвечать определенным требованиям, а главное - быть в связи с другими, включенными в эту систему компонентами. Поэтому модель, учитывающая не только потребности заказчика (обучающихся, родителей, социума, государства и т.д.) и возможности образовательной организации, а также использующая ресурсы внешних партнёров (учреждения дополнительного образования, организации культуры, спорта, досуга и др.) должна быть разработана и внедрена в каждое ОУ.
По определению, данному в Приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений» [28].
Кроме того, Стандарт предъявляет ряд требований к организации условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе организации внеурочной деятельности, «... которые должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
• развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта;....
Внеурочная деятельность является неотъемлемым компонентом образовательной программы школы и направлена на воспитание физически здоровой, морально ответственной, социально адаптированной и многосторонне развитой личности обучающегося. Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной, которые, в свою очередь, подразделяются на регулярные (кружки по интересам, спортивные секции, творческие объединения и др.) и нерегулярные (классные часы, выставки, походы, экскурсии, встречи и т.д.).
При организации внеурочной деятельности важно выбрать правильную, актуальную для ОУ модель организации, а также учесть основные принципы: принцип добровольности; принцип массовости; принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов; принцип связи внеурочной деятельности с уроками; принцип связи обучения с жизнью; принцип коммуникативной активности обучающихся; принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; принцип учета возрастных особенностей обучающихся.
В области управления внеурочной деятельностью сегодня существует необходимость привлечения к решению организационных проблем различных социальных институтов, главным образом семьи, а также пересмотра роли обучающегося в создании и поддержании процесса досуговой деятельности в стенах ОУ. Роль обучающегося определяется самостоятельным выбором траектории дополнительного образования .
Анализ внешней и внутренней среды МБОУ Мотыгинской СОШ №2 позволил наглядно представить существующие возможности для совершенствования организации внеурочной деятельности, а именно:
• учреждения дополнительного образования;
• развитие интернет-технологий;
• вовлечение родительской общественности и обучающихся старших классов во внеурочную деятельность;
• географическое положение;
• стабильно высокая численность обучающихся;
• сильный сплоченный педагогический коллектив.
Нами так же были отмечены проблемные стороны исследуемого ОУ:
• неукомплектованный педагогический состав;
• отсутствие структуры управления внеурочной деятельностью;
• малый набор предлагаемых кружков и спортивных секции;
• малая доля обучающихся вовлечена во внеурочную деятельность.
Опираясь на возможности и с целью нивелирования недостатков, мы предприняли ряд мер по совершенствованию системы внеурочной деятельности, а именно модели ее организации. Так нами было усовершенствовано управляющее ядро, в том числе создан совет внеурочной деятельности, в который вошли заместители директора по УВР и ВР, педагог-управляющий внеурочной деятельностью, представители родительского комитета и совета старшеклассников. Расширен спектр внеурочных занятий с помощь привлечения к их реализации педагогов дополнительного образования, родителей (законных представителей), обучающихся старших классов и других внешних партнеров.
Для определения эффективности предлагаемой нами модели внеурочной деятельности, были разработаны следующие критерии:
• количество регулярных внеурочных занятий
• количество обучающихся 5-8 классов, вовлеченных во внеурочную деятельность,
• количество штатных педагогов и работающих по совместительству,
• удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией внеурочной деятельности,
• удовлетворенность обучающихся организацией ВД.
Перечисленные критерии не являются статичными. Они могут быть дополнены или изменены в зависимости от процесса реализации модели, ее корректировки, влияния факторов внешней и внутренней среды.
Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в дальнейшем исследовании развития системы внеурочной деятельности, в частности сетевого взаимодействия, а практическое применение модели может способствовать повышению качества образования, в том числе внеурочной деятельности.....
При организации внеурочной деятельности важно выбрать правильную, актуальную для ОУ модель организации, а также учесть основные принципы: принцип добровольности; принцип массовости; принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов; принцип связи внеурочной деятельности с уроками; принцип связи обучения с жизнью; принцип коммуникативной активности обучающихся; принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; принцип учета возрастных особенностей обучающихся.
В области управления внеурочной деятельностью сегодня существует необходимость привлечения к решению организационных проблем различных социальных институтов, главным образом семьи, а также пересмотра роли обучающегося в создании и поддержании процесса досуговой деятельности в стенах ОУ. Роль обучающегося определяется самостоятельным выбором траектории дополнительного образования .
Анализ внешней и внутренней среды МБОУ Мотыгинской СОШ №2 позволил наглядно представить существующие возможности для совершенствования организации внеурочной деятельности, а именно:
• учреждения дополнительного образования;
• развитие интернет-технологий;
• вовлечение родительской общественности и обучающихся старших классов во внеурочную деятельность;
• географическое положение;
• стабильно высокая численность обучающихся;
• сильный сплоченный педагогический коллектив.
Нами так же были отмечены проблемные стороны исследуемого ОУ:
• неукомплектованный педагогический состав;
• отсутствие структуры управления внеурочной деятельностью;
• малый набор предлагаемых кружков и спортивных секции;
• малая доля обучающихся вовлечена во внеурочную деятельность.
Опираясь на возможности и с целью нивелирования недостатков, мы предприняли ряд мер по совершенствованию системы внеурочной деятельности, а именно модели ее организации. Так нами было усовершенствовано управляющее ядро, в том числе создан совет внеурочной деятельности, в который вошли заместители директора по УВР и ВР, педагог-управляющий внеурочной деятельностью, представители родительского комитета и совета старшеклассников. Расширен спектр внеурочных занятий с помощь привлечения к их реализации педагогов дополнительного образования, родителей (законных представителей), обучающихся старших классов и других внешних партнеров.
Для определения эффективности предлагаемой нами модели внеурочной деятельности, были разработаны следующие критерии:
• количество регулярных внеурочных занятий
• количество обучающихся 5-8 классов, вовлеченных во внеурочную деятельность,
• количество штатных педагогов и работающих по совместительству,
• удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией внеурочной деятельности,
• удовлетворенность обучающихся организацией ВД.
Перечисленные критерии не являются статичными. Они могут быть дополнены или изменены в зависимости от процесса реализации модели, ее корректировки, влияния факторов внешней и внутренней среды.
Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в дальнейшем исследовании развития системы внеурочной деятельности, в частности сетевого взаимодействия, а практическое применение модели может способствовать повышению качества образования, в том числе внеурочной деятельности.....
Подобные работы
- УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Организация и управление учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИНГФОРТ СКУЛ», г.КАЗАНЬ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017





