Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении 6
1.1. Проблема социально-педагогического сопровождения детей
в междисциплинарных исследованиях 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста, прожи
вающих в социально неблагополучных семьях, имеющих отклонения в поведении 15
Глава 2. Организация социально-педагогического сопровождения детей
из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении в условиях дошкольного образовательного учреждения 33
2.1. Выявление детей дошкольного возраста, проживающих в социально неблагополучных семьях, имеющих отклонения
в поведении 33
2.2. Создание и частичная реализация комплексных условий социально -
педагогического сопровождения дошкольников из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения 69
На сегодняшний день количество дошкольников, имеющих отклонения в поведении, значительно увеличилось. Это происходит потому, что увеличивается число провоцирующих факторов, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения: биологических, психологических и социально -
психологических.
Дисфункция семьи - одна из основных причин, по которой дети попадают в группу риска и оказываются более восприимчивыми к негативным внешним воздействиям общества.
В то же время при работе с ребенком группы социального риска для практикующего педагога актуальными становятся не столько знания общих подходов и закономерностей девиантологии, сколько знание возможностей для выявления системообразующих факторов риска конкретного ребенка в контексте жизненной ситуации.
Чтобы решить проблему конкретного ребенка и скорректировать отклонения в поведении, необходимо организовать индивидуальную поддержку семей и детей. Идея индивидуальной поддержки возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка. В России эта идея реализуется с 1994 года и поддерживается в ФГОС ДО, в котором устанавливаются требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования .
В частности, в параграфе 3.2.1 говорится, что необходимо выстраивать образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывая социальную ситуацию его развития; поддерживать положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу; защищать детей от всех форм психического и физического насилия; поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность [32].
Проблема исследования состоит в определении условий социальнопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста с отклонениями в поведении.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: выявление и создание условий социальнопедагогического сопровождения детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: изучение теоретических основ и создание условий социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей с отклонениями в поведении в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-педагогического сопровождения детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении.
3. Разработать и частично реализовать программу социальнопедагогического сопровождения детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ существующей практики работы социального педагога с детьми, имеющими отклонения в поведении, анкетирование, математическая обработка данных.
Методологические основы исследования:
- исследования в области социально-педагогического сопровождения детей (Е.И. Казакова, Л. М Шипицына, Е.А. Козырева, В.Н. Гуров, Н.Ф. Шинкаренко, А.А. Архипова, Е.В. Шилова и др.),
• исследования отклоняющегося поведения детей (Л. Коэн, В.В. Ковалев, В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, О.Г. Шабардина и др.),....
Целью исследования было изучение теоретических основ и создание условий социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из неблагополучных семей с отклонениями в поведении в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Решая первую задачу исследования, мы проанализировали психологопедагогическую литературу по проблеме социально-педагогического сопровождения детей. Исследование отражает мнения разных авторов о сущности сопровождения, но большинство исследователей понимают сопровождение как особый способ помощи ребенку, его семье и педагогам в преодолении актуальных для ребенка проблем развития, особенность которого состоит в сохранении максимума свободы и ответственности ребенка за выбор варианта решения актуальной проблемы. В результате сопровождения ребенок должен приобрести самостоятельность при решении проблем с опорой на собственные ресурсы.
Проанализировав понятие социально-педагогического сопровождения и описание подходов к комплексному и индивидуальному сопровождению ребенка в ДОУ, мы пришли к выводу о том, что социально-педагогическое сопровождение дошкольников будет приводить к запланированным результатам при выполнении следующих условий: периодическое проведение диагностических исследований с целью выявления детей, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении; сочетание командных действий специалистов различных ведомств и служб (педагогов ДОУ, педагогов-психологов, социальных работников, дефектологов и др.), направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, коррекции отклонений в его поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений; использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем личностного и социального развития ребенка; вовлечение членов семьи ребенка в решении проблем, связанных с его становлением не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его
жизнедеятельности.
Далее мы рассмотрели понятие и характеристики детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении. Девиантное поведение исследователями определяется как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отклоняющееся поведение у дошкольников чаще всего проявляются как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), агрессивность, замкнутость. Такие дети более подвержаны воздействию негативных факторов со стороны общества.
Причины отклонения в поведении у детей разнообразны, но главные из них это: нарушенная социальная микросреда (чрезмерная занятость родителей, неполная семья, искаженные семейные ценности и социальные роли, неправильное воспитание детей в связи с низким уровнем образования родителей, алкоголизм или наркомания родителей, отбывание в местах лишения свободы одного из родителей, психическое заболевание одного из родителей и др.; нравственная незрелость личности (отрицательное отношение к различным видам социально-коммуникативной деятельности, отсутствие социально приемлемого поведения в социально значимых ситуациях, неустойчивость мотивов, интересов и потребностей и др.); индивидуально-психологические особенности (эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, импульсивность, недостаточная социальная адаптация, акцентуации характера и др.); индивидуальнобиологические особенности (наследственная отягощенность различными заболеваниями, соматические недомогания, общее психофизиологическое недоразвитие и др.). Среди явно неблагополучных семей значительную часть составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них влияние на детей оказывается не прямо (через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях), а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между родителями, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Решая третью задачу исследования, в ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали и частично реализовали на практике программу социально- педагогического сопровождения детей из социально неблагополучных семей, имеющих отклонения в поведении.....
1. Архипова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: автореф... дис. кан. пед. наук. СПб.: 2005. - С. 7.
2. Азбука воспитания. Статьи о православном воспитании детей. Неблагополучная семья - неблагополучный ребенок / [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/deti/neblagopoluchnaya-semya-neblagopoluchnyjj-rebenok (дата обращения: 01.06.2021).
3. Бадмаева С. Психокоррекция гиперактивного поведения дошкольников /
[Электронный ресурс]. URL: https: //www.maam.ru/detskij sad/psihokorekcij a-
giperaktivnogo povedenija-doshkolnikov.html (дата обращения: 01.06.2021).
4. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореф... дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 42 с. (дата обращения: 01.06.2021).
5. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Гуманит, 2000. 416 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: пер. с франц. М.: Мир, 1992. 496 с.
7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 272 с.
8. Гуров, В. Н. « Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми //Воспитание школьников. 1994. № 2. С. 4-11.
9. Диагностика гиперактивности детей - школе [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-giperaktivnosti-detei.html (дата обращения: 01.06.2021).
10. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 494 с.
11. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться. СПб.: ПитерПресс, 1996. 256 с.
12. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 28 с.
13. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф., 1-3 апр. 1998 г. Санкт-Петербург, 1998. 364 с.
14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. 160 с.
15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). М.: Медицина, 1999. 608 с.....38