Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ переживания времени и творческих способностей 7
§ 1.1.Креативность, как личностная способность к творчеству 7
§ 1.2. Понимание переживания времени в психологической науке 15
§ 1.3. Влияние переживания времени на особенности организации
деятельности подростков 23
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование различий переживания времени подростков с разным уровнем творческих способностей 32
§ 2.1. Организация и методы исследования 32
§ 2.2. Анализ особенностей переживания времени подростками с
разным уровнем творческих способностей 40
§ 2.3. Рекомендации по самоорганизации деятельности подростков... 59
Выводы по Главе 2 65
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложения 74
Актуальность исследования.
Социальные преобразования и современные образовательные тенденции предъявляют подрастающему поколению все более и более высокие требования. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования второго поколения прописан портрет выпускника школы, в котором, среди прочего, описаны следующие характеристики выпускника: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, мотивированный на творчество и инновационную деятельность [1]. Данное требование можно перенести и на картину современного общества в целом, т.к. в настоящее время чрезвычайно актуален творческий подход к любой деятельности и, кроме всего, чтобы быть востребованным на рынке труда, также необходимо быть способным привносить в общество что-то новое своей деятельностью, быть оригинальным, творческим.
В это же время к современному человеку, и особенно к выпускнику школы в соответствии с ФГОС, предъявляется и другое требование, согласно которому личность, самостоятельно и творчески мыслящая, должна быть способна организовывать собственную деятельность самостоятельно, непрерывно развиваться, самообразовываться и самосовершенствоваться [1]. Таким образом, возникает необходимость формирования у подрастающего поколения навыков самоорганизации деятельности и планирования времени.
Однако образовательные учреждения нашей страны, в большинстве своем, сегодня мало создают условия полноценного выполнения перечисленных требований. Причиной этому может являться нехватка компетентных специалистов: творчески мыслящих, мотивированных и способных организовывать как собственную деятельность, так и формировать навыки самоорганизации деятельности у обучающихся в условиях современного, стремительно меняющегося общества и ускоренных темпов жизни. Вместо этого, на практике мы встречаемся с нетворческим характером обучения детей, предполагающим передачу учащимся знаний, умений, навыков и организующим их деятельность по шаблону, стереотипу. Такой подход формирует у большинства детей интеллектуальную пассивность, безынициативность, репродуктивное, а не творческое мышление, незаинтересованность в самоорганизации деятельности и планировании времени. В результате, наряду с ускоренными темпами жизни общества, можно выделить также объективно существующую проблему самоорганизации деятельности.
В рамках данной работы мы исключаем фактор влияния педагогов школы на формирование навыков самоорганизации деятельности школьников, а рассмотрим, как дети с творческими способностями сами могут организовывать собственную деятельность во времени и как именно они его переживают, представляют, планируют. Мы учитываем факт того, что организация деятельности творческих людей связана в большей степени с их состоянием, а не с общими нормами и требованиями к деятельности, которая всегда протекает во времени, в связи с этим, им возможно сложнее уложиться, встроиться в объективно существующие процессы и темпы. Таким образом, проблема переживания времени и особенностей самоорганизации деятельности творческими детьми встает особенно остро.
В подростковом возрасте проблема переживания себя во времени, планирования времени жизни становится значимой для самого подростка. Согласно концепции Ж. Пиаже, в подростковом возрасте уже окончательно сформировывается личность, строится программа жизни. В то же время, М. Кле также отмечает, что мышление подростка отличается от детского способа познания мира, связывая это с двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте происходит становление психосоциальной идентичности, формируется самосознание, в том числе сознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее. В то же время, проблема переживания времени и временной перспективы творческих подростков остается неизученной.....
Данная работа была посвящена изучению переживания времени подростками с высоким уровнем творческих способностей.
Нами был произведен теоретический анализ литературы, где мы рассмотрели различные подходы к пониманию сущности и характеристик творческих способностей, а затем проанализировали проблему переживания времени и самоорганизации деятельности в психолого-педагогической литературе. Мы пришли к выводу, что творческие способности относятся к специфическим высшим интеллектуальным способностям человека и подразумевают способность к созданию новых, оригинальных знаний и продуктов деятельности. Творческие способности включают в себя когнитивный аспект, определяемый рядом особенностей мышления, где основную роль в проявлении творческих способностей играет дивергенция; а также набор личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно использовать свои мыслительные ресурсы для создания оригинальных знаний и продуктов деятельности.
Также мы подробно изучили вопрос переживания времени, организации деятельности и их взаимозависимости и взаимообусловленности. Отталкиваясь от положения, что деятельность всегда протекает во времени и обусловлена физическим временем, мы вывели, что организация человеком собственной деятельности зависит от психологического, внутреннего времени. Психологическое время понимается как субъективное время, которое изучается через особенности переживания, осознания, отношение человека ко времени. Мы выяснили, что в изучаемой нами проблеме важную роль играет личностная составляющая, что именно личность интегрирует время целостно, включая и прошлое, и настоящее, и будущее, совмещает все три аспекта времени симультанно и именно на этом основании реализует себя как организатор собственной деятельности во времени. Такая важная роль личности в проблеме переживания времени, создала необходимость согласовать особенности подросткового возраста с этапами формирования личности. Обратившись к трудам Ж. Пиаже,
Э. Эриксона, Л.И. Божович и И.С. Кона, мы выяснили, что имеем возможность полноценно изучать личностные и когнитивные особенности подростков, непосредственно связанные с переживанием ими времени, как исследовали бы такие особенности у взрослого человека.
Данные теоретические положения были рассмотрены нами как основания для выявления соотношений между творческими способностями, переживаниями времени и организацией деятельности на примере подростков с различным уровнем творческих способностей.
Таким образом, мы провели эмпирическое исследование на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 33 девятиклассника, возрастом 15-16 лет, из них 17 подростков мужского пола и 16 женского. Данное исследование было направлено на выявление особенностей переживания времени у подростков с высокими творческими способностями, по сравнению с их сверстниками, обладающими менее выраженным уровнем творческих способностей. В ходе исследования мы подтвердили гипотезу исследования о наличии у творческих подростков особых переживаний времени, мы выявили конкретные связи между выраженностью творческих характеристик и особенностями переживаний времени, основываясь на которых, мы разработали ряд рекомендаций для психологов-педагогов, по организации деятельности подростков, которые призваны способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности исходя из выявленных в ходе эмпирического исследования особенностей подростков.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / URL: ййр://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.03.2016).
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., Алетейя, 2001. 304 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Изд-во «Мысль», 1991. С. 126-149.
4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007, 271 с.
5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. Т.14. № 2. 1993. С. 8-17.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
8. Болотова А.К. Психология организации времени. М.: Аспект-Пресс, 2006. 254 с.
9. Вассерман Л.И., Червинская К.Р., Трифонова Е.А. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и психологов. СПб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. 43 с.
10. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса). // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. М., 1994. 96 с.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1991. 294 с.
12. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 272 с.
13. Григоровская Н.Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1999.
14. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ACADEMIA, 1996. 154 с.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с....55