АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В МОДЕЛИ
КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1. Анализ подходов к рассмотрению сущности и возможностей
модульной технологии обучения в оптимизации профессионального обучения 13
1.2. Структура, возможности корпоративного обучения в
профессиональном образовании 22
1.3. Модульная технология, в модели дуального обучения в
условиях корпоративного профессионального образования 27
2. РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ
СВАРЩИК 33
2.1. Разработка частной модели дуального обучения профессии «Сварщик» с применением модульной технологии в условиях корпоративного учебного центра 33
2.2 Разработка модульной программы обучения профессии
«Сварщик» с учетом требования профессионального стандарта 42
2.3 Разработка комплекта учебных элементов и дорожной карты
последовательности их изучения 46
2.4 Экспериментальная апробация разработанной модульной
технологии обучения профессии «Сварщик» в условиях корпоративного образовательного центра 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Документ - «Описание работы» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень и описание модульных блоков 97
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица анализа модульного блока 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г МТН - таблица выбора 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Последовательность изучения учебных элементов 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты апробации 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Комплект учебных элементов 123
Современные социально-экономические условия ставят перед предприятиями промышленного сектора России совершенно новые задачи. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики напрямую зависит от обновления материальной базы цехов, что обуславливает появление новых видов умений, трудовых функций, появление новых профессий, что в свою очередь обуславливает необходимость подготовки кадров в тесной связке - предприятие - учебное заведение.
Однако, практика настоящего времени показывает, что часто наблюдается «разрыв» между требованиями работодателей и подготовкой «готового» выпускника колледжей и техникумов. В результате при приеме выпускника на работу тратиться время на его адаптацию в коллективе, на обучение его трудовой деятельности в паре с опытным наставником, что занимает значительное время (от полугода до полутора-двух лет). Проблема разрыва профессионального образования с требованиями работодателя и пути её решения отражены в современных исследованиях [30, 21, 53, 8].
Одним из путей решения этой проблемы является развивающаяся в нашей стране система корпоративного обучения. Актуальность создания и развития этой системы обусловлена быстрыми темпами технико-технологического перевооружения промышленности, глобализацией и появлением новых профессий, возрастанием профессиональной мобильности, что ведёт к необходимости нового подхода к подготовке и переподготовке персонала промышленных предприятий.
Одной из современных форм корпоративного обучения являются корпоративные учебные центры.
Корпоративный учебный центр реализует идею взаимодействия бизнеса, образования и науки для организации системы внутрифирменного обучения, которая выстроена в рамках идеологии и стратегии развития компании и охватывает все основные категории персонала [40].
Одним из таких центров является Образовательный центр группы Челябинских трубопрокатных заводов (ЧТПЗ), территориально находящейся в городе Первоуральске. Этот учебный центр был создан в 2011г. в рамках совместного проекта группы ЧТПЗ, правительства Свердловской области и Первоуральского металлургического колледжа (ПМК) по подготовке рабочих кадров для металлургической отрасли России. Проект получил название «Будущее белой металлургии» [25]...
В данной выпускной квалификационной работе проведена разработка и экспериментальная апробация модульной технологии обучения сварщиков в условиях корпоративного образовательного центра АО «ПНТЗ». Анализ результатов проведённого эксперимента доказывает преимущество применения модульных технологий обучения по сравнению с использованными ранее в условиях корпоративного образовательного центра, так как внедрение модульных технологий обучения приводит к снижению порогового уровня и значительному увеличению повышенного и высокого уровней сформированности навыков. Организационные условия системы дуального образования в наибольшей степени приемлемы для внедрения данной педагогической технологии. Сама идея модульной технологии обучения содержит в себе структуру дуальности, решение о реализации, которой для повышения практико-ориентированности и эффективности обучения было принято в образовательном центре.
В данной работе были проанализированы различные подходы российских и зарубежных ученых в определении сущности и возможностей модульного обучения. В ходе анализа выяснилось, что единого подхода к определению модульной технологии не существует, однако есть хорошо структурированные и положительно зарекомендовавшие себя концепции модульного обучения. В итоге данного анализа мы пришли к выводу, что применение МТН-концепции наилучшим образом может осуществить решение задач профессионального образования в учебном центре.
В следующем блоке были проанализированы различные подходы к реализации корпоративного образования, были определены цели, этапы, необходимые организация в корпоративном образовании. Также было определено, что в профессиональном образовании корпоративное обучение в наибольшей степени обеспечивает освоение трудовых операций.
В следующем параграфе мы рассмотрели модульную технологию обучения в условиях дуального образования. В связи с тем, что как модульная технология обучения и дуальное образование очень близки друг другу по смыслу идеи обучения, было обосновано применение модульной технологии именно в дуальной системе...