Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы выражения сравнений в романе Владимира Набокова «Дар» (материалы для изучения темы «Предложения со сравнительными оборотами» в 5 классе)

Работа №147365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Характеристика сравнения и его стилистические функции в
художественной литературе 6
1.1. Сравнение как вид тропа 6
1.2. Модели сравнительных конструкций 10
1.3. Функции сравнения в художественной литературе 17
2. Способы выражения сравнения в романе Владимира Набокова
«Дар» 22
2.1. Способы выражения сравнительных конструкций и определение их
роли в прозаическом тексте В.В. Набокова 22
2.2. Структурно-семантический анализ сравнений в романе “Дар” 29
3. Методическая разработка конспекта урока по теме «Предложения со
сравнительными оборотами» 38
Заключение 44
Список использованной литературы 47

На протяжении многих веков сравнение является одним из широко используемых образных средств у писателей. Более того, сравнение остается распространенным приемом в разговорной речи, но кроме того оно не перестает интересовать ученых и исследователей. Истоки его исследования уходят далеко вглубь столетий. Постоянный интерес к сравнению с позиций различных областей научного знания объясняется тем, что способность сопоставления понятий о предметах или явлениях действительности обеспечивает познание. Объектом исследования данной работы является сравнение как стилистический приём. Приём сравнения играет огромную роль в жизни и деятельности человека: сравнение используется как метод познания реальности, приводящий к установлению характерных черт объекта; в то же время сравнение широко используется как метод художественной речи, который служит одним из средств зарисовки образа. Как художественный приём, сравнение - это сопоставление двух явлений, предметов, людей и их черт и т.д. - по признаку, наиболее выражающему замысел, позицию, мироощущение автора. В результате сопоставления лиц, персонажей, событий с другими объектами сравнения, изображение, будучи конкретизированным, становится более наглядным и выразительным. Образное сравнение является мощным средством характеристики явлений и существенно способствует раскрытию авторского мировоззрения, выявляя субъективно-оценочное отношение писателя к фактам объективной действительности.
Сравнение является образным средством языка, а его функция в тексте позволяет судить о мастерстве писателя, о его индивидуально­художественном стиле - в этом выражается актуальность темы.
В данном исследовании мы рассмотрим способы выражения сравнений в романе Владимира Набокова «Дар».
Актуальность нашей работы состоит в том, что в последнее время проблема лингвистической природы сравнений привлекает к себе все больше внимания со стороны языковедов. В этом случае особый интерес представляет изучение сравнительных конструкций на текстовом материале литературных произведений, поскольку в данном случае речь идет об особом, эстетическом, индивидуальном авторском видении мира и способах его языкового представления. Кроме того, сравнение как одно из выразительных средств лирического текста делает его более ярким, семантически насыщенным и отличительным в своем повествовании. Многоаспектность изучения сравнения как носителя когнитивной информации в художественном тексте не позволяет считать вопрос о нем исчерпанным.
Предметом данного исследования является детальный анализ способов выражения сравнения в художественном тексте.
Цель исследования - выявить особенности способов выражения сравнения как приема в художественном тексте, проанализировать различные виды сравнений и составить классификацию. Источником исследования является произведение Владимира Набокова «Дар». Теоретической базой, использованной для написания работы, стали труды таких ученых, как: А.А. Потебня, В.В. Виноградов, Н.П, Потоцкая, А.И. Ефимов, К.А. Долинин, Н.С Болотнова и другие.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) изложить различные точки зрения на стилистическую характеристику сравнений;
3) путем выборки из романа Набокова «Дар» сформировать корпус языкового материала для анализа;
4) проанализировать способы сравнения в романе Набокова «Дар»;
5) классифицировать сравнения;
6) составить методическую разработку в виде плана-конспекта урока;
7) сформулировать выводы исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Текст художественного произведения, главным образом, выступает в качестве диалога (с воображаемым собеседником), и в данном диалоге автор нацелен на наиболее точную передачу своих мыслей, переживаний, чувств, воспоминаний. Именно для осуществления этой цели писатель применяет все средства выразительности, которые ему доступны. Среди таких средств выразительности наиболее значимыми и заметными можно назвать тропы и фигуры речи.
Проблема использования средств эмоциональной выразительности в русском языке актуальна для каждого специалиста, занимающегося лингвистикой и языкознанием. Сравнительные конструкции занимают значительное место в культурной и общественной жизни человека, используются в публицистике, научно-популярных источниках; основное же место средства эмоциональной выразительности занимают в художественной литературе, как поэтического, так и прозаического направления.
В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме:
Изучив научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что сравнение - это средство выразительности языка, основанное на сопоставлении одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Сравнение формирует образ, поэтизирует его, раскрывая свойства и признаки, характерные для него в данной ситуации, через признаки объекта сравнения. Использование сравнения в качестве стилистического приема в художественных произведениях отражает особенности языковой картины мира не только автора, но и направления в литературе, представителем которого является данный автор, в них отображается взгляд на окружающее реальное и художественное пространство целой эпохи.
Рассмотрев и проанализировав подробно способы выражения сравнений в романе Владимира Набокова “Дар”, мы обнаружили, что в тексте романа есть большое количество разнообразных сравнительных конструкций, но стоит отметить, что в данном тексте преобладают в большинстве сравнительные конструкции с союзами “как”, “будто”, “точно”.
Структурно-семантический анализ самих сравнительных конструкций подтвердил, что Владимир Набоков использовал сравнения, главным образом, для того, чтобы сформировать свой авторский стиль, который наполнен ассоциациями, восприятиями. При этом данные связи бывают далеки от общепринятых. Владимир Набоков стремился заменить опыт восприятия читателей своими и для этого объединял характеристики различных смысловых групп и создавал оценочный смысл в тех словах, в которых он изначально не подразумевался. Наполненность художественных текстов требует от читателя внимательного ознакомления с произведениями. На наш взгляд, смысл произведений Владимира Набокова заключается в том, чтобы создать целый мир, а не передать готовые идеи. Исследование и анализ сравнений в художественном тексте помогает понять отношение, мысли автора, его картину восприятия мира.


1. Аверин Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.: Амфора, 2003. - 400 с.
2. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В.Е. Александров / Пер. с англ. Н.А. Анастасьева. — СПб.: Алетейя, 1999. - 320 с.
3. Анастасъев Н.А. Феномен Набокова. М., 1992. - 316 с.
4. Бойд, Б. Владимир Набоков: русские годы. - М.: Независимая Газета; СПб: Симпозиум, 2001. - 695 с.
5. Бло, Ж. Набоков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000. - 265 с.
6. Блэкуэлл, Ст. Границы искусства: чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В.Набоков: Pro et contra. Антология. Т.2.-СПб.:РХГИ, 2011. - 1064 с.
7. Болотнова, Н.С. О трёх направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучении текстового слова// Коммуникативно- прагматические аспекты слова в художественном тексте. Науч. тр. каф. совр. рус. яз. Том.гос. пед.ун-та.- Томск: Изд-во ЦНТИ, 2009. - 160 с.
8. Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого Русская речь. - 1973. - №1. - с. 25-31.
9. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 208 с.
10. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. - М.: Высшая школа, 1989. - 134 с.
11. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 362 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 1997. - 488 с.
13. Горковенко A.A. Роман В. Набокова «Дар»: авторская
интерпретация на фоне эмигрантской критики 30-х годов. - Русская классика XX века: пределы интерпретации. Ставрополь,1995. - с. 73-76.
14. Давыдов С.А. «Пушкинские весы» В. Набокова // Искусство Ленинграда, 1991. - №6. - с. 39-46.
15. Давыдов С.А. «Гносеологическая гнусность» В. Набокова // Логос, 1991. - №1. - с. 163-175.....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ