ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН 12
1.1. Политика безопасности Ирана: характеристика основных этапов 12
1.2.Основные концептуальные подходы к внешней политике Ирана 18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ИРАНА И АРАБСКИХ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА 27
2.1. Общая геополитическая характеристика региона Персидского залива 27
2.2. Кардинальные противоречия между Исламской Республикой Иран и арабскими странами Персидского залива 28
2.3. «Дипломатия сближения» Ирана и арабских стран в контексте проблем региональной безопасности 37
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ АКТОРОВ (США, РОССИЯ, КИТАЙ) НА ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА 51
3.1. Влияние внешней политики США на формирование политики безопасности Ирана в регионе Персидского залива 51
3.2.Роль Российской Федерации в регионе Персидского залива 62
3.3.Роль Китая в формировании «дипломатии сближения» Ирана и арабских стран Персидского залива 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Исламская Республика Иран (ИРИ) расположена в юго-западной части Азии и занимает 2/3 обширной площади Иранского нагорья, протянувшегося от Месопотамии до Копетдага около 1400 км, а от Аракса до Белуджистана, граничащего с Пакистаном, около 2250 км. Площадь страны, равная площади территорий Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Ирландии и Дании вместе взятых, составляет 1 млн 648 тыс. 195 км2. Иран – страна гор и высоких горных хребтов, занимающих более 4/5 его территории. Рельеф очень сложный, перепады высот очень резкие. Иран богат запасами полезных ископаемых (нефти, газа, цветных металлов), строительных материалов (мрамор), угля, урана и др. Столицей является Тегеран.
Для защиты государственных интересов, территориальной целостности и суверенитета ИРИ разрабатывает и проводит политику безопасности, которая направлена на защиту основополагающих принципов и идей исламской революции, политических, военных и экономических интересов государства. Конституция ИРИ гласит, что политика безопасности Ирана осуществляется путем использования всех возможных дипломатических, военных, информационных инструментов. Главной целью политики безопасности является защита Ирана от внутренних и внешних угроз. В разработке политики безопасности Ирана важнейшую роль играет Высший совет национальной безопасности Ирана (ВСНБ ИРИ).
Главным приоритетом в принятии решений и осуществлении политики безопасности ИРИ всегда был регион Персидского залива. Персидский залив в различных измерениях является главным приоритетом в принятии решений и осуществлении внешней политики Ирана. Вся иранская нефть экспортируется из Персидского залива и Ормузского пролива (через Персидский залив осуществляется 80% торговли ИРИ). Кроме того, военное измерение и аспект безопасности Персидского залива занимают особое место во внешней политике Ирана. Для защиты экономических и военных интересов политика безопасности ИРИ требует урегулирования основных противоречий с арабскими соседями Персидского залива.
Ситуация в Персидском заливе всегда осложнялась присутствием нерегиональных государств, таких как США, Великобритании и Израиля. США с начала 1980-х гг. позиционировали себя в качестве основной стороны, ответственной за поддержание стабильности в зоне Персидского залива, однако, вмешиваясь в региональные конфликты, всегда использовали их для укрепления собственных позиций.
5 марта 2023 г. Исламская Республика Иран и Королевство Саудовской Аравии (КСА)с посредничеством Китая начали переговоры по восстановлению дипломатических отношений, однако это не значит, что впредь ситуация в регионе Персидского залива будет развиваться положительно. Несмотря на то, что оба государства очень нуждаются в сотрудничестве для обеспечения своей экономической и военной безопасности, все же отношения между ИРИ и КСА являются очень хрупкими и вновь могут ухудшиться по причине многих нерешенных противоречий. Политика безопасности Исламской Республики Иран эволюционирует в ответ на различные события, происходящие в региональных и международных отношениях, что и свидетельствует о том, что тема работы является актуальной.
Степень научной разработанности темы. Для анализа политики безопасности ИРИ, выявления основных причин эволюции ее взаимоотношений с арабскими странами Персидского залива автор в работе использовал отечественную, а также зарубежную литературу на персидском, английском и армянском языках.
В понимание причин и факторов эволюций политики безопасности ИРИ в регионе Персидского залива проливали свет монографии Сажина В.И., Бондаря Ю.М. «Военная мощь Исламской Республики Иран», Лашиной А. «Перспективы формирования архитектуры коллективной безопасности в регионе Персидского залива», диссертации Тахерхани Али «Политические интересы Ирана в Персидском Заливе и их особенности в процессе изменяющегося мира», Сараева В.Ю. «Внешняя политика Исламской Республики Иран в системе международных отношений», Плешкова А.В. «Взаимоотношения Ирана и Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв.»., Карапетян Р. «Внешняя политика Исламской Республики Иран (2016 г.)» , Петросян А. «Урегулирование ирано-саудовских отношений», Беруджанян Э. «Урегулирование саудовско-иранских отношений и посредничество Китая», Осевич П. «Внешняя политика Ирана в регионе Персидского залива при президенте Х. Роухани: преемственность или изменение».
...
После исламской революции в Иране в 1979 г. страна взяла курс на укрепление своего влияния в регионе Персидского залива. Иран хотел отстоять себя как новое государство – Исламская республика, что и было им достигнуто.
Для защиты интересов в регионе, сохранения суверенитета, территориальной целостности, а также важнейших ценностей и принципов исламского государства, Иран всегда разрабатывал внешнеполитическую стратегию и соответствующую ей политику безопасности. Политика безопасности ИРИ является гарантом существования государства и защиты его национальной безопасности. Лидеры ИРИ не раз меняли направление политики безопасности государства в зависимости от конкретных обстоятельств в регионе. Политика безопасности ИРИ не касается отдельных сфер, таких как экономическая, военная, геополитическая. Она включает в себя все отрасли и предусматривает использование всех возможных рычагов влияния: политической, информационной, разведывательной, социальной, культурной и экономической, материальной и интеллектуальной.
На формирование внешней политики ИРИ повлияли различные труды и теоретические разработки духовных и политических деятелей страны. Важнейшую роль сыграла работа духовного лидера Ирана Р. Хаменеи «Исламское государство», в котором изложены основные принципы и приоритеты настоящей исламской страны. Р. Хаменеи в своей работе описал также настоящего лидера мусульманского государства, который должен отказаться от собственной воли и взглядов, ориентироваться на ценности ислама, что поможет ему обеспечить безопасность Исламской Республики Иран и улучшить жизнь иранского народа. Именно Хаменеи принадлежит идея «экспорта исламской революции», которая преследует цель освобождения всех «угнетенных» и «обездоленных стран» от «угнетателей». Для создания основополагающих идей исламской республики Р. Хаменеи ориентировался на работу иранского писателя Дж. Але-Ахмада «Возвращение к себе», в которой говорится о необходимости вытеснения из страны США и борьбы против других иноземцев, которые нарушают настоящую идентичность Ирана.
Рассматривая основные концептуальные подходы к внешней политике ИРИ, было выявлено, что ее политика безопасности больше всего соответствует «Условной частной теории» неореализма, выдвинутой американским политологом Ч. Глейзером, который считает, что сотрудничество и соперничество являются двумя взаимодополняющими способами выживания государства. Внешнеполитическая модель поведения ИРИ в региональных и международных отношениях свидетельствует о том, что Иран следует именно данному принципу и стремится достичь своих политических, экономических, военных целей путем усиления военной мощи и одновременного ведения активного диалога с региональными государствами. Такого мнения придерживается также иранский политолог и теоретик К. Хамед, который утверждает, что Иран в своей внешней политике использует 2 инструмента: оружие для защиты территориальный целостности и ручку для подписания договоров, соглашений для сотрудничества с различными государствами.
Главным приоритетом в принятии решений и осуществлении политики безопасности ИРИ всегда был регион Персидского залива. Вся иранская нефть экспортируется из Персидского залива и Ормузского пролива, а также важное значение имеют военное измерение и аспект безопасности региона, который был нарушен из-за крайне напряженных и конфликтных отношений с арабскими соседями залива. На ситуацию в регионе Персидского залива всегда имели влияние США, которые еще больше осложняли и так сложные отношения между региональными государствами.
За период с 1979 г. по 2023 г. автором были выделены 5 периодов эволюций политики безопасности ИРИ: «Ислам, а не Запад или Восток» (1979-1989 гг.), «Диалог цивилизаций», «Коалиция во имя мира»(1989-2005 гг.), «Отстаивание национальных интересов», «Наступательная дипломатия» (2005-2013 гг.), «Героическая гибкость» (2013-2021 гг.), «Дипломатия сближения» (2021-2023 гг.). В исследуемом периоде с 2013 по 2023 г. были выявлены 3 этапных изменения, главным из которых является переход из «Наступательной дипломатии» в «Героическую гибкость» в 2013 г., что было обусловлено серьезными экономическими проблемами страны. Иран нуждался в выходе из международной изоляции и в экономическом сотрудничестве с государствами региона. Именно в рамках «Героической гибкости» в 2015 г. был подписан СВПД, а также были осуществлены попытки примирения с арабскими странами Персидского залива.
...
«Всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве» 1998 г. / Иран и Саудовская Аравия: от конфликта к дипотношениям // URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/iran-i-saudovskaa-aravia-ot-konflikta-k-dipotnoseniam.html?ysclid=lljc8ibyzt239733216 (Дата обращения: 20.08.2023 г.).
2. «Документ о дружбе и сотрудничестве» между Ираном и Катаром // URL: https://rossaprimavera.ru/news/2b3b49ae?ysclid=lbf59drt7k961624613 (Дата обращения: 08.12.2022).
3. Иерусалимская декларация об американо-израильском стратегическом партнерстве против ядерного Ирана // URL: https://news.ru/usa/ssha-i-izrail-podpisali-deklaraciyu-o-druzhbe-protiv-yadernogo-irana/?ysclid=lbf4p4egqm9196309 (Дата обращения: 08.12.2022).
4. Соглашение в сфере безопасности 2001 г. / Иран и Саудовская Аравия: от конфликта к дипотношениям // URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/iran-i-saudovskaa-aravia-ot-konflikta-k-dipotnoseniam.html?ysclid=lljc8ibyzt239733216 (Дата обращения: 20.08.2023 г.).
5. Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией // URL: https://ria.ru/20230310/soglashenie-1857028641.html?ysclid=lljaunjx15539003361 (Дата обращения: 20.08.2023 г.).
6. Внешнеполитическая концепция ИРИ / Семедов С. Особенности современной внешнеполитической концепции ИРИ // Обозреватель. 2018. № 5.
7. Военная доктрина ИРИ / Сажин В.И., Бондарь Ю.М. Военная мощь ИРИ. М., 2018.
8. Всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве 1998 г. / Иран и Саудовская Аравия: от конфликта к дипотношениям // URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/iran-i-saudovskaa-aravia-ot-konflikta-k-dipotnoseniam.html?ysclid=lljc8ibyzt239733216 (Дата обращения: 20.08.2023 г.).
9. Доктрина Картера 23 января 1980 г. // URL: https://studfile.net/preview/8892182/page:5/ (Дата обращения: 08.12.2022).
10. Закон об активизации ядерной деятельности Ирана // URL: https://ria.ru/20201202/iran-1587377963.html?ysclid=l56b41hnh1664515637 (Дата обращения: 06.07.2023).
11. Заявление Раиси о начале новой эпохи во внешней политике Ирана // URL: https://ria.ru/20210921/raisi-1751216657.html?ysclid=lolp30sj9x927977820 (Дата обращения: 05.11.2023).
12. Заявление Саудовской Аравии о разрыве дипломатических отношений с Исламской Республикой Иран // URL: https://vestikavkaza.ru/news/Saudovskaya-Araviya-razorvala-dipotnosheniya-s-Iranom.html (Дата обращения: 14.11.2022).
13. Концепция Ирана «Возвращение к себе» // URL: https://iran1979.ru/vozvrashhenie-k-sebe/ (Дата обращения: 27.10.2023).
14. Концепция ИРИ «Исламского пробуждения» / Филин Н.А., Кокликов В.О., Медушевский Н.А. Концепция «Исламского пробуждения» как внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран в XXI веке // Политика, история, международные отношения. 2019. № 2.
15. Проект иранской Концепции безопасности в регионе Персидского залива // URL: https://ria.ru/20190923/1559008251.html?ysclid=lagydqwmzp411909419 (Дата обращения: 14.11.2022).
...
81 источник