Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование уголка живой природы в системе подготовки детей к обучению в школе

Работа №14735
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у дошкольников при использовании уголка живой природы 8
1.1 Экологические представления у дошкольников 8
1.2 Требования ФГОС и САНПиН к организации уголка живой природы в
дошкольных образовательных учреждениях 11
1.3 Анализ опыта использования живого уголка в воспитательной и
образовательной деятельности 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию уголка живой природы в системе подготовки детей к обучению в школе 31
2.1 Уголок живой природы в подготовительной к школе группе «Пчёлки»..31
2.2 Выявление уровня знаний у старших дошкольников по
сформированное™ экологических представлений 33
2.3 Реализация занятий по формированию исследовательских умений у
младших школьников на уроках окружающего мира 37
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 4
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 55
Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Главным фактором, определяющим деятельность дошкольных организаций, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014 г. и направляет работу детских садов как образовательных учреждений первого уровня общего образования. Этот документ ориентирует воспитателей на осознание неповторимости и сохранение ценности дошкольного детства, заботу о здоровье и всеобщему развитии ребенка в этот период.
Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В процессе длительных наблюдений, начиная с детского сада, за растениями у дошкольников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.
Уголок живой природы в дошкольном учреждении-одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за объектами уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование основ экологических представлений- важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его
ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В то же время современный ребенок имеет ограниченные возможности для общения с природой. Поэтому дошкольные учреждения должны уделять особое внимание развивающей среде, которая позволяет организовать общение ребенка с природой. Одним из элементов такой среды является уголок природы.
Цель - изучить возможности использования уголка природы в детском дошкольном общеобразовательном учреждении для подготовки к обучению в школе.
Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на использование уголка живой природы.
Предметом исследования является формирование экологических представлений у детей с помощью уголка природы.
Гипотеза исследования: при подготовке ребят к обучению в школе экологические представления будут осуществляться более эффективно, если при этом использовать уголок живой природы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по содержанию методам и формам экологического образования дошкольников.
2. Рассмотреть особенности организации и структуры уголка природы в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).
3. Создать уголок природы в подготовительной к школе группе.
4. Определить уровень сформированности экологических представлений у дошкольников и провести опытно-экспериментальную работу по использованию уголка природы для подготовки к обучению в школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
-анализ методической литературы по проблеме исследования;
-методы диагностики по определению уровня сформированности экологических представлений дошкольников (диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций Николаевой С.Н., Маневцовой Л.М);
- педагогический эксперимент;
- методы обработки экспериментальных данных.
База исследования: детский сад при школе №22с. Криводановка (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Криводановская СШ №22 Новосибирской области, Новосибирского района, с. Криводановка).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса заданий в уголке природы по формированию экологических представлений для подготовки дошкольников к изучению окружающего мира в школе. Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес, могут быть использованы воспитателями в ДОУ и студентами вузов, обучающимися по профилю подготовки «Дошкольное образование».
Результаты исследования были представлены:
1. На Всероссийской студенческой научно практической конференции «Человек, экология, культура». Публикация на сайте журнала https:// ecoconf. org/static/articles/ ecoconf 2018.pdf
2. В деятельности детской общественной организации Новосибирского района Новосибирской области «Юные экологи».
3. На всероссийском конкурсе «Программа экологического воспитания в ДОУ»/
4. На всероссийском конкурсе «Теоретические основы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой».
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
ФГОС ДО - это документ, который ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства, заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Экологическое воспитание это важная составляющая воспитательно¬образовательной работы детского сада. Осуществления экологических представлений возможно через основную или парциальную программу. Развивающая образовательная среда, по положению Стандарта, должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одна из таких сред -это эколого-развивающая. В ней располагается уголок природы, оформление которого требует от воспитателя знаний программы и норм СанПиН.
Как показал опыт методистов и воспитателей, уголок природы в детском саду-это не просто часть интерьера, его значение трудно переоценить. Непосредственная близость с природой оказывает на дошколят положительное влияние, делая их добрее, внимательнее и мягче. Ухаживание за обитателями уголка развивает в детях ответственность, бережливость и заботливость. А наблюдения за изменениями в природе, происходящими в разное время года формируют у малышей любознательность, умение логически мыслить и подмечать детали.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе работы было установлено, что преобладает уровень ниже среднего по сформированности экологического представлений в данной группе. Детей со среднего уровнем знаний очень мало, а высокий вообще отсутствует. Поэтому нами был организован уголок живой природы в группе «Пчёлки», разработан инструментарий диагностических знаний и составлен комплекс заданий по формированию экологических представлений, которые проводятся в уголке природы.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы: занятиях НОД по «Ознакомлению с природой», на занятиях по программе «Юный эколог» нами был составлен и реализован комплекс опытов, которые непосредственно проводятся в уголке природы. А также это режимные моменты, самостоятельная деятельность в уголке природы. Испытуемые учились ухаживать за растениями живого уголка, проводить опытно-экспериментальные работы, определяли животных разных природных зон используя макеты живого уголка, учились составлять календарь природы, закрепляли знания по строению растений и животных. Данные занятия и задания не только формировали экологические представления, но и очень понравились детям, способствовали созданию положительного эмоционального фона занятий.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения в систему экологического образования уголка природы и разработанного нами комплекс заданий по формированию экологических представлений дошкольников.
Рассмотрев также авторскую программу Плешакова А.А. Окружающий мир [22], мы выделили содержание учебного предмета «Окружающий мир» за первый класс и определили, с чем будущий первоклассник должен быть знаком, чтобы легко усвоить знания по окружающему миру за первый класс.
Ребята экспериментальной группы «Пчёлки» различают объекты неживой и живой природы; могут распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); могут вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; могут рассказывать о растениях, грибах, животных, объяснять условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; объяснять приспособляемость животных к среде обитания, объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека, различают домашних и диких животных, умеют называть детенышей животных, знают, какие животные обитают на юге, а какие - на севере; называют несколько зимующих и перелетных птиц, различают птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.); знают и различают растения, характерные для области, и могут называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.); знают названия 2-3 комнатных растений; знают названия овощей, фруктов, ягод; имеют представление о различных природных явлениях; называют в правильной последовательности - дни недели, месяцы, времена года, а также знают основные приметы каждого времени года (весна - распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий с использование уголка живой природы является эффективным в процессе формирования экологических представлений дошкольников и подготавливает их к школе.
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях» / С. А. Веретенникова. -3-е изд., перераб. и доп- М.: Просвещение, 1980.-С 23¬29.
2. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя / Ю.А Вакуденко. -Изд.: Учитель, 2008. -157 с.
3. Гаврилина Ю.В. Огород на окне [Текст] / Ю.В. Гаврилина // Дошкольное воспитание. - 2013.-№ 1.- С.-47.
4. Дворник О.П. Уголок природы детском саду [Электронный ресурс]- Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- тпУ2015/06/10/-Дата обращения 13.04.2018 13.24.15
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений. / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. -С. 56.
6. Корнукова Г.В. Организация предметно-развивающей среды в ДО[Текст] / Г.В. Корнукова//Дошкольное воспитание 2010. - №2.-С.24.
7. Михалева С.В. Совместная деятельность воспитателя и детей в уголке природы[Текст] /С.В. Михалева//Дошкольное воспитание 2015. - № 8.- С.46.
8. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на
занятиях и в повседневной жизни[Текст]: методические разработки/М.А. Кондрашова .- Оренбург, 2005. -С. 116.
9. Камнева Л.А. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» (Методика экологического воспитания дошкольников): /Л.А.
Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - СПб.: «Детство- пресс», 2000-С.56.
10. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст]/Л.В. Кузнецова// Дошкольная педагогика, 2009. - № 6. - С. 54-57. 29.
11..КавтараДзе Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития/[Текст]. Д.Н. Кавтарадзе, АА Брудный. ФИРО, 2012. 25. 2012.
12. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование" (Методика экологического воспитания дошкольников/ Л. А. Каменева, Н.Н. Кондратьева,Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
13. Мокеева Е.А. Труд детей в природе [Электронный ресурс]-Режим доступа http://www.moi-detsad.ru/konsultac/-Дата обращения 26.03.2018 17.23.45
14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду[Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. /М.М. Марковская - 2-е изд., дораб- М.: Просвещение, 1989. -С.105
15. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве [Текст]: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. /С.Н. Николаева- М.: Просвещение, 2008. -346 с.
16. Новикова Н. Огород круглый год [Текст]/Н. Новикова// Дошкольное воспитание. - 2013 №10.-с.38
17. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве[Текст]: пособие для воспитателя дошкольного
образовательного учреждения (Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада). -М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитании дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /С.Н. Николаева - 3-е изд., перераб. -М.: Академия, 2005. -149 с.
19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: метод., рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах./С.Л. Новоселова- М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
20. Николаева С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического воспитания в детском саду. /С.Н. Николаева- М.: Мозаика-Синтез, 2010-С.15-33.
21. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - м.: Мозаика- Синтез, 2015
22. Парфенова Л.А. Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в уголке живой природы [Текст]/Л.А. Парфенова// Дошкольное воспитание. - 1994 № 12.-С.20.
23. Плешаков А.А. Окружающий мир [текст]: авторская программа. /А.А. Плещаков - М.: Просвещение, 2014
24. Прошунина Т.Н. Использование уголка природы в системе экологического образования дошкольников[Текст]/ Т.Н. Прошунина. - Человек, экология и культура. Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Саратов, 18-20 апреля 2018.- Саратов, изд-во СГТУ имени Гагарина Ю.А,2018.- с. 193-197.ISBN 978-5-7433-3226-7.
25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: методическая литература. /Н.А. Рыжова - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -432с.
26. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст]/Н.А. Рыжова// Дошкольное воспитание. - 2000 № 9,-С.8-12.
27. Рыжова Н. Наш дом - природа [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников /Н.А. Рыжова// Дошкольное воспитание- 1998. -№ 7- С. 26-34.
28. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11
Нормативные документы. Детский сад: дошкольное образование. СанПин2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)
29. Саморуковой П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/П.Г. Саморукова. -М.: Просвещение, 1983. -207 с.
30. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду[Текст]: программа и методические рекомендации. / О.А. Соломенникова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. -С.3-8.
31. Твердова Н.С. Уголок природы в старшей группе [Электронный ресурс]-Режим доступа https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley- ugolok-prirodi-v-starshih-gruppah-2041039. -Дата обращения 3.03.2018 23.45.06
32. Токарев А. А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах [Электронный ресурс]/Образование и воспитание-Режим доступа URL https://moluch.ru/th/4/archive/4/33/.- Дата обращения 09.02.2018
33. Тихомирова Г.В. Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому воспитанию [Текст]/Г.В. Тихомирова//Дошкольное воспитание- 2012 №5,-С.16-17.
34. Шинкарева Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста[Текст]: учебное пособие. /
Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А. - 2013. - № 6. - С. 267-273.
35. Шпотова, Т.В. Цвет природы [Текст]: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет/ Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова-М.: Просвещение, 2012. - 368 с.
36. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.