Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ В
ПСИХОЛОГИИ СПОРТА 7
1.1. Агрессия и агрессивность в спорте 7
1.2. Классификация видов спорта по степени агрессивности 16
1.3. Психологические особенности школьников среднего школьного возраста 20
1.4. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивности у
школьников, занимающихся различными видами спорта 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЛИЧНОГСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Исследование личностных качеств детей среднего школьного возраста, занимающихся боксом, легкой атлетикой и художественной гимнастикой...36
2.3. Сравнительный анализ показателей тестирования и их обсуждение 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Проблема агрессии в спорте существовала всегда. Каждый, кто занимался спортом, знает, как подчас злость на самого себя помогала преодолеть мимолетную слабость и выполнить то, что не получалось, как некорректность противника прибавляла силы в спортивном единоборстве. Многие спортсмены на себе испытали жесткие формы обращения тренера (негативная оценка возможностей, резкие выражения, оскорбления, даже физическое воздействие), направленные на мобилизацию, на продолжение борьбы, когда уже нет сил, и кажется, что поединок проигран.
Давно установлено, что занятия спортом формируют такие личностные качества, как уверенность, эмоциональная устойчивость, решительность, самоконтроль. Но у спортсменов часто такие качества, как уверенность, удовлетворенность (соответственно спортивным результатом, личными качествами) отрицательно взаимосвязаны с импульсивными, неконструктивными формами агрессии. Из этого следует, что неуверенный, неудовлетворенный своими качествами человек использует импульсивные формы агрессии, как защиту, компенсации своей нерешительности в ситуациях персональной ответственности. В других случаях, при отсутствии личной ответственности, агрессивная форма поведения дает возможность почувствовать себя сильным, уверенным, решительным.
Пусковым элементом агрессивного поведения является степень трудности достижения цели, как результат - конструктивная агрессия. Частота неудовлетворенности самим собой в конкретных ситуациях провоцирует неконструктивную агрессию. По всей видимости, в основе агрессивного поведения лежит феномен уверенности-неуверенности и соответственно удовлетворенности-неудовлетворенности. Следует признать комплексность свойства агрессивности, его вторичность, производность от совокупности индивидных, индивидуально-психологических, личностных и ситуативных составляющих.
Объект исследования - учебный и учебно-тренировочный процесс детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - проявления агрессии и агрессивности при занятиях спортом и их влияние на личностные особенности детей среднего школьного возраста.
Цель работы - провести исследование влияния агрессивных видов спорта на личностные особенности школьников.
Основные задачи:
1) Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2) Выявить проблемы агрессии и агрессивности у детей среднего школьного возраста, занимающихся спортом.
3) Провести исследование уровня агрессивности и у детей среднего школьного возраста, занимающихся различными видами спорта.
4) Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.
Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.
Проявления агрессивности и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и фемининности.
На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных формах поведения. Агрессия вызывается также и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.
В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются не столько половозрастными, сколько социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
1. Авдулова Т.П. «Агрессивный подросток» - Москва, 2008. С. 128.
2. Алфимова М.Б. «Психогенетика агрессивности: учебное пособие» - СПб.: Питер, 2003. С.418.
3. Ашкинази А.С., Марищук В.Л. и др. «Сравнительная характеристика агрессии и агрессивности у единоборцев, спортсменов других специализаций и неспортсменов» // Материалы 8-го Международного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Т. 1. Алма- Аты: Мин.обр. и науки Республики Казахстан, казахская академия спорта и туризма, 2004. С.160-162.
4. Бальсевич В.К. «Онтокинезеология человека» - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. С.275.
5. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия» - М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль» - СПб: 2007.
7. Бутовская М.Л. «Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека» - Москва, 2006. С.276.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» - М.: Питер, 1999. С. 336.
9. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми: учебное пособие» - Педагогика, 2005. С.241.
10. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе» - Ростов на Дону, 2006. С. 157.
11. Дерманова И.Б. «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб.:
2002. С.80-84.
12. Заваржин С.А. «Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте: учебное пособие» - М.: Харьков, 2004. С.204.
13. Ильин Е.П. «Психология воли» - СПб.: Питер, 2000. С.288.
14. Ильин Е.П. «Психология индивидуальных различий» - СПб.: Питер, 2004. С.701.
15. Ильин Е.П. «Психология спорта» - СПб.: Питер, 2008. С.352.
... всего 50 источников