Введение 3
Глава 1.Теоретико-педагогические подходы к созданию школьных учебников истории в России в начале XXI в 12
11. Школьный учебник истории как объект педагогического исследования
(начало XXI в.). Этапы становления школьных учебников истории нового поколения 14
1.2 Основные дидактические подходы к созданию учебника истории нового
поколения 21
1.3 Сравнительный анализ дидактических возможностей учебников по
истории России для 6 класса. 26
Глава 2. Реализация теоретических подходов к созданию школьных учебников истории в практике (на материале учебников по истории России для 6 класса) 47
2.1 Теоретические основы разработки современного урока истории 47
2.2 Цели и задачи урока истории на тему «Северо-западная Русь между
востоком и западом. Александр Невский 56
2.3 Организационная структура урока 58
Заключение 60
Список источников и литературы
Приложения 66
Актуальность темы. Современный школьный учебник истории играет важную роль в формировании исторического сознания и патриотизма учащихся. В первой трети XXI в. Россия столкнулась с вызовами, связанными с геополитическими переменами, изменением экономической структуры и социальной среды, что в значительной мере повлияло на изменение задач по формированию национальной идентичности и мировоззрения. В этом контексте историческое образование в школе становится особенно важным.
Типологические особенности современного школьного учебника истории в свете модернизации исторического образования становятся важным объектом исследования, поскольку учебники истории являются как основным источником информации для учеников, так и своего рода «картой» национальной истории. Поэтому школьные учебники истории должны отражать современные требования к историческому образованию, а также учитывать специфику учебного процесса в школе. Одновременно учитывается и особенность поколения «зумеров» (2000 - 2015 г.р.), для которых следует сделать акцент на визуальном компоненте, так как все являются визуалами, то есть воспринимают действительность через глаза. Учебник, в котором разворачивается самая захватывающая приключенческая история вряд ли увлечет их надолго и, скорее всего, не вызовет сильных эмоций. Зато увидев красочные иллюстрации, ребята включат фантазию и смогут вникнуть в сюжет, полюбить его и персонажей, придуманных авторами.
Также нельзя забывать об особом месте исторического образования в школе среди других учебных предметов. Важность исторического образования в средней школе в РФ заключается в том, что оно способствует формированию у учащихся уважения к истории и культуре своей страны, пониманию глобальных исторических процессов, развитию критического мышления и способности анализировать исторические факты и события. Историческое образование также помогает ученикам понимать социальные, политические и экономические изменения в современном мире и развивать гражданскую позицию. Конечно, не стоит забывать и о том, что история имеет такое свойство как цикличность, т.е. исторические события повторяются в том или ином виде. Поэтому, хорошо зная историю, ученики будут лучше понимать суть тех или иных событий, которые происходят в современном мире.
В целом, историческое образование в школе имеет большое значение для формирования личности ученика, его мировоззрения и понимания своей роли в обществе. В этом контексте исследование типологических особенностей современного школьного учебника истории является важным и перспективным направлением в области образования.
Степень изученности темы. Изучением данной темы занимался широкий круг исследователей. Среди них Крючкова Е.А., которая занималась вопросами типологических особенностей современных школьных учебников, а также изучала дидактический потенциал истории как школьного предмета [9, с.47]. Баранов П.А. рассматривал потенциал системы школьного исторического образования и анализировал тенденции развития системы школьного исторического образования [1, с.15]. Репницкая Ю.С. и Токмакова Л.П. в совместной работе «К проблеме современного школьного учебника истории в полной средней школе» проанализировали требования к современному школьному учебнику для старшей школы [15, с.181]. Кроме этого, в 2014 г. вышел ежегодник «Современный учебник по истории: теоретико
методологические, содержательные и методические аспекты». В этом ежегоднике также были статьи, посвященные данной теме [18, с.182]. Например, статья Гугниной О. В. «Учебник истории в контексте образовательных стандартов второго поколения» [18, с.36].
Таким образом, каждый автор рассматривает тему с разных сторон, подходит к вопросу с точки зрения своей области знаний. Можно говорить о значительной актуальности вопроса современных школьных учебников по истории в научном сообществе.
Проблема исследования. Одной из проблем исследования на данную тему, становится отсутствие конкретной типологии школьных учебников истории, что затрудняет проведение сравнительного анализа исторических учебников разных образовательных систем.
В свете модернизации исторического образования, проблемой может стать неоднозначное понимание некоторых ключевых понятий, которые в разных странах и регионах имеют различные значения. Это также может затруднить проведение научного исследования и создать необходимость в более детальном анализе конкретных учебников и методик обучения в исторической науке.
В соответствии с поставленной проблемой определена тема исследования: «Типологические особенности современного школьного учебника истории в свете модернизации исторического образования».....
В результате анализа трех учебников по истории России для 6 класса можно сделать вывод о типологических особенностях современных школьных учебников по истории. Они проявляются в интерактивности, мультимедийности и междисциплинарности, где широко используются современные технологии. Учитывается современный подход к обучению и ориентация на компетентностный подход, что способствует более эффективному освоению учениками материала. Важным фактором является учет современных исторических исследований и международного опыта, что позволяет отразить современные тенденции и достижения в области истории и повысить уровень знаний учеников. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности темы и свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования в данной области с целью совершенствования корректировки подходов к обучению.
Исследования по данной теме могут быть направлены на выявление типологических особенностей современных школьных учебников истории, касающихся не только содержания материала, но и его формы. Анализ учебников может включать изучение подходов к представлению информации, использование новых технологий, в том числе цифровых и интерактивных форматов, а также методы оценки знаний учеников. Также, в рамках исследований могут быть проведены эксперименты, направленные на сравнение эффективности различных методов обучения и разных типов учебников. Возможными направлениями исследований также являются методологические и теоретические аспекты, связанные с ролью и местом исторического образования в современном образовательном процессе, а также исследование взаимосвязи между содержанием учебника, методикой его использования и мотивацией учеников.
Кроме того, можно рассмотреть вопрос об ориентации учебников на межкультурный аспект изучения истории. Например, об учете современных мировых процессов в учебниках, в том числе глобализации, интернационализации и транскультурных взаимодействий. Также, можно
провести исследование по анализу использования в учебниках различных исторических источников и их интерпретация, в том числе анализировать использование информационных источников в электронном виде.
Такое исследование может помочь учителям и методистам разработать более эффективные методы и формы обучения истории, которые будут более доступны и интересны для обучающихся. Анализ современных учебников позволит выявить их преимущества и недостатки, что позволит разработать новые подходы к обучению истории, которые будут учитывать все типологические особенности современных школьных учебников. Кроме того, проведение подобного исследования может способствовать консолидация учителей истории и обществознания г. Красноярска и Красноярского края, обсуждению этих проблем на дискуссионной площадки для диагностики текущего состояния преподавания истории и обществознания в школах города и края.
1. Баранов, П.А. некоторые аспекты развития системы российского школьного исторического образования / П.А. Баранов // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 14-18.
2. Березина, Н.В. Историческое образование и его место в системе национальной культуры / Н.В. Березина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогические науки. 2010. № 4. С. 115-124.
3. Бутенко, В.А. Исторические учебники и образование: проблемы выбора и критерии оценки / В.А. Бутенко // Проблемы исторической науки и историографии. 2012. Т. 20. С. 119-128.
4. Губин, А.В. Исторические учебники и их типология / А.В. Губин. М.: Изд-во Московского университета, 2004. 179 с.
5. Данилов, А.А. Историческое образование: проблемы и перспективы / А.А. Данилов // История в школе. 2013. № 2. С. 3-9.
6. Добродеева, Л.А. Современные учебники истории: типология, проблемы и перспективы / Л.А. Добродеева // История в школе. 2015. № 1. С. 3 - 9.
7. Зайцев, А.А. Исторические учебники в контексте модернизации исторического образования / А.А. Зайцев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (326). С. 85-91.
8. Иванов, А.А. Исторические учебники в системе исторического образования / А.А. Иванов // Историческое образование в России: история и современность. М.: Центр гуманитарного образования, 2012. С. 21-36.
9. Ковалева, Н.А. Исторические учебники: типология и проблемы / Н.А. Ковалева // История в школе. 2019. № 1. С. 3-10.
10. Крючкова, Е.А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России / Е.А. Крючкова [Электронный ресурс]. URL: fLle:///C:/Users/,g,aHHn/Downloads/stanovlenie-shkolnykh-uchebnikov-istorii-novogo- pokoleniya-v-sovremennoi-rossii-90-e-gg-xx-n%20(1).pdf (дата обращения - 12.06.2023)
11. Крючкова, Е.А. Типологические особенности современного школьного учебника истории в свете модернизации исторического образования/ Е.А. Крючкова // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: Традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской межвузовской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. / Сост. Е.Е. Вяземский, Ю.В. Романов, И.Ю. Синельников; Под ред. И.Ю. Синельникова. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. С. 46 - 51.
12. Макарова, О.В. Современные учебники истории: типология и особенности / О.В. Макарова // История в школе. 2017. № 2. С. 3-10.
13. Мунич, М. М. Теоретические основы организации современного урока истории в школе / М. М. Мунич.Текст: непосредственный // Молодой ученый.2021.№ 26 (368).С. 395-399 // URL: https://moluch.ru/archive/368/82764/ (дата обращения: 05.06.2023).
14. Николаева, Н.А. Проблемы и перспективы исторического образования в современной России / Н.А. Николаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогические науки. 2015. № 2. С. 113120.
15. Полевой, В.Л. Исторические учебники: проблемы, решения,
перспективы / В.Л. Полевой // История в школе. 2014. № 6. С. 3-9....25