ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ WORLDSKILLS И ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. История развития дуальной модели обучения в России и за рубежом 12
1.2. Программа развития дуального образования в рамках среднего
профессионального образования Агентство стратегических инициатив 16
1.3. Современное развитие дуальной модели обучения 19
1.4. Международная некоммерческая ассоциация WorldSkills 21
1.5. Дуальная модель на Первоуральском новотрубном заводе 25
2. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ WORLDSKILLS И ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1. Профессиональный стандарт по компетенции «Промышленная
робототехника» 29
2.2. Структурно-содержательная модель подготовки студентов среднего
профессионального образования по компетенции «Промышленная робототехника» 41
2.3. Анализ учебной документации по изучению раздела промышленная
робототехника 44
2.4. Оптимизация содержания подготовки студентов среднего
профессионального образования промышленной робототехнике 46
2.5. Экспериментальная апробация структурно-содержательной модели
подготовки студентов Первоуральского металлургического колледжа по WorldSkills компетенции «Промышленная робототехника» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестовые задания 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии оценок 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В Требования техники безопасности 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методическое пособие 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Учебный план факультатива 93
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает переход от квалификационной модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками к компетентностной модели подготовки специалиста, обладающего определенными компетентностями. Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В. И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности» [1]. Воспитать конкурентоспособного специалиста - мастера своего дела мы можем внеся в содержание образовательных программ не только требования работодателей и профессиональных стандартов, но и стандартов мирового уровня, отраженные в конкурсном движении WorldSkills.
WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах-участницах движения, WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированных рабочие студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. [61]
Цель проведения чемпионатов WorldSkills - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.[62]
При поддержке Правительства Свердловской области на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж» (далее - ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж») реализуется уникальная программа - «Будущее Белой металлургии». Совместно с Первоуральским новотрубным заводом в образовательном центре осуществляется подготовка грамотных специалистов, соответствующих современным требованиям высокотехнологичного производства. Созданы новейшие лаборатории, как и для обучения, так и для активной подготовки обучающихся колледжа к соревнованиям WorldSkills в различных компетенциях.
В обучении студентов принимают участие преподаватели колледжа, регулярно проходящие стажировки на предприятии, сотрудники образовательного центра компании и наставники — сотрудники цехов предприятия. Таким образом, потенциальные работники предприятия во время учебы обучаются на оборудовании, на котором им предстоит работать в реальном производстве. Совместное обучение студентов на ПНТЗ и в Первоуральском металлургическом колледже реализуется по модели дуального обучения.
Мастера производственного обучения являются членами экспертного сообщества, участвуют в национальных, региональных, отборочных и открытых чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills. Особенно хотелось отметить, что существующая подготовка обучающихся «Первоуральского металлургического колледжа» не позволяет успешно выступать на соревнованиях WorldSkills по компетенции «Промышленная робототехника».
Таким образом, проблемой исследования является отсутствие научно-обоснованной структурно-содержательной модели подготовки студентов среднего профессионального образования промышленной робототехнике с учетом требований WorldSkills и дуальной модели обучения.
В исследовании выпускной квалификационной работы введено ограничение:
• рассматривается подготовка студентов Первоуральского металлургического колледжа на базе Образовательного центра Первоуральского Новотрубного завода;
• подготовка студентов средне-специального учебного заведения рассматривается для участия в соревнованиях WorldSkills по компетенции «Промышленная робототехника».
Гипотеза исследования - процесс подготовки студентов среднего профессионального образования промышленной робототехнике с учетом требований WorldSkills и дуальной модели обучения будет эффективным, если будет:
• разработана структурно-содержательная модель подготовки студентов среднего профессионального образования промышленной робототехнике с учетом требований WorldSkills и дуальной модели обучения;
• объективная оценка подготовки обучающихся осуществляться с использованием критериев WorldSkills.
Таким образом, предметом исследования является содержание подготовки студентов среднего профессионального образования промышленной робототехнике с учетом требований WorldSkills и дуальной модели обучения.
Цель исследования — разработать, обосновать и в ходе опытно-поисковой работы апробировать структурно-содержательную модель подготовки студентов среднего профессионального образования промышленной робототехнике с учетом требований WorldSkills и дуальной модели обучения...
Движение WorldSkills активно поддерживается государством и напрямую влияет на систему среднего профессионального образования. Вводится демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как независимая оценка квалификации обучающихся. Введение стандартов WorldSkills в образовательный процесс для повышения качества образования и участие в чемпионатах WorldSkills становятся обязательными для средне-специальных учебных заведений. На чемпионатах результаты обучающихся свидетельствуют о существующей подготовке конкретного учебного заведения и поднимают его статус. Поэтому обучение по стандартам WorldSkills и подготовка к соревнованиям на данный момент имеют высокий уровень актуальности.
В ходе проведенной работы были проанализированы существующие подходы к организации и проведению занятий в средне-специальных учебных заведениях с применением стандартов WorldSkills и подготовкой к профессиональным соревнованиям.
Экспериментальная работа по внедрению структурно-содержательной модели для проведения факультативных занятий по компетенции «Промышленная робототехника» в Первоуральском металлургическом колледже показала, что сформированный уровень знаний и умений в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Студенты, которые обучались по данной методике успешно выступили на Региональном и Национальном чемпионатах WorldSkills по компетенции «Промышленная робототехника» и заняли там третье и второе место..
Возникновение и развитие глобального процесса информатизации способствует внедрению информационных технологий во все сферы деятельности общества. Многих педагогов в настоящее время интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Техника и технологии, которые развивались после появления книгопечатания, не оказывая особого влияния на системы образования, неожиданно стали влиять на педагогические технологии, не всегда адекватно трансформировать формы и методы обучения. Использование возможностей этих технологий приводит к изменению традиционных методик обучения всем предметам, внесению коррективов в педагогическую теорию и практику, поиску новых моделей образования.
У некоторых педагогов вызывают беспокойство стремительное развитие компьютерной техники, распространение систем автоматизации управления образовательной организацией, расширение спектра электронных образовательных ресурсов, лавинообразное информационное наполнение Интернета. Прежде всего педагога беспокоит не столько трансформация методики обучения, сколько возможность замены его на электронного педагога, который будет беспристрастно «закачивать» знания в головы обучающихся.
Для подготовки выпускников системы среднего профессионального образования становится актуальным вопрос об использовании в современном образовательном процессе различных видов информационных ресурсов.
Внедрение структурно-функциональной модели сопровождения
образовательного процесса обучающихся в системе среднего профессионального образования позволяет существенно улучшить качество подготовки выпускников СПО.
Развитие дуального обучения является одним из стратегических направлений развития образовательной деятельности Первоуральского металлургического колледжа. Это связано с тем, что дуальное обучение рассматривается как один из инструментов повышения качества и эффективности образовательного процесса. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является одним из возможных путей его значительного улучшения.
Соотнесение результатов проделанной работы с задачами исследования позволило прийти к следующим выводам: в целях повышения результативности образовательного процесса обучающихся разработана
структурно-функциональная модель, отражающая продуктивное
взаимодействие субъектов образовательного процесса, включающая целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Разработаны: структурно-функциональная модель образовательного процесса обучающихся по WorldSkills компетенции «Промышленная робототехника».
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, поставленная цель достигнута. Вместе с тем следует указать на направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных идей: апробация структурно-функциональной модели образовательного процесса обучающихся и проведении исследований о результативности ее применения.
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). Москва: Педагогика, 1977.
3. Блинов В.И. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора, член- корреспондента РАО А.Н. Лейбовича. Москва: Издательство «Перо», 2014.
4. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. Москва: Просвещение, 1991
5. Демин С.А., Ломовцева Н.В. Аспекты дуального обучения в промышленности // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2018 г. С. 218-223 (режим доступа: http://impulse-science.ru/wp- content/uploads/2018/02/K12.pdf).
6. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf2014/09/3687.pdf.
7. Дуальная система профессионального образования в Федеративной
республике Германия. Yorck Sievers, DIHK, Berlin Режим доступа:
http://docplayer.ru/42672080-Dualnaya-sistema-professionalnogo-obrazovaniya-v- federativnoy-respublike-germaniya-yorck-sievers-dihk-berlin.html.
8. Есенина Е.Ю. Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования / Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 8.
9. Есенина Е. Ю. Особенности дуальной системы обучения. // Современные проблемы образования и науки. 2014. № 6.
10. Еронин И.П. Организационно-педагогическое сопровождение развития образовательной системы заграншкол МИД РФ [Текст] / И.П. Еронин // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2011.
11. Иванычева Т.А. Практико-ориентированная (дуальная) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена: методическое пособие / Т.А. Иванычева. Тюмень: ТОГИРРО, 2016.
12. Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры // Образование и общество. 2014. № 4.
13. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Теоретические основы организации дуального обучения / И.Б. Игнатова, Е.А. Покровская // Теория и история культуры. 2016. № 3
14. Кольга В.В. Современные модели дуального образования техников высокотехнологической отрасли / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Современные проблемы науки и образования. 2015.
15. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/проекты/комплекс-мер- совершенствования-спо...62