Введение 3
Глава 1. Методический анализ содержания обучения учащихся основам
программирования в школьном курсе информатики и ИКТ 5
1.1. Анализ развития изучения темы «Программирование» в школьном
курсе информатики 5
1.2. Анализ учебников базового курса информатики и ИКТ 15
1.3. Внеурочная деятельность по информатике и ИКТ 17
Глава 2. Практические разработки по обучению основам программирования в базовом курсе информатики и ИКТ 22
2.1. Разработки план - конспектов уроков 22
2.2. Разработки внеурочных мероприятий 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Значимым этапом в формирование методической системы преподавания школьного курса информатики и ИКТ стало введение в учебный процесс стандартов образования по данному предмету. Они формируют ориентир для создателей школьных программ, учебников и методических разработок. Информационные технологии в современном обществе постоянно обновляются, но в курсе информатики и ИКТ есть фундаментальные составляющие, к которым относятся, в частности, основы алгоритмизации и программирования, которые отражены в стандарте. Информатика и ИКТ имеет высокую значимость как школьная дисциплина, в рамках которой изучаются средства для формирования общеучебных умений использования новейших технологий в процессе обучения, формирования операционального (алгоритмического) мышления обучающихся. Поэтому актуальными остаются создание и обоснование способов эффективного
изучения темы алгоритмизации и программирования.
Но в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в учебном плане основного образования на освоение базового курса информатики и ИКТ предлагается только один час в неделю. Вследствие этого, возникают большие проблемы в процессе овладения темы «Программирования»на уроках информатики, это происходит по причине объемного содержания темы и небольшого количества часов на её изучения. Одним из способов компенсации нехватки часов является разработки материалов по внеурочной деятельности, что мы отразили в нашей работе.
Объект исследования - обучение школьников информатике и ИКТ.
Предмет исследования - обучение основам программирования в базовом курсе информатики и ИКТ.
Цель работы состоит в анализе и разработке материалов для обучения школьников основам программирования во время урочной и внеурочной
деятельности.
Задачи исследования:
- Рассмотреть основные аспекты содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»;
- Проанализировать содержание учебной темы «Алгоритмизация и программирование» в базовом курсе информатики и ИКТ;
- Изучить вопросы организации внеурочной деятельности в целом, и по предмету информатика, в частности.
- Разработать планы-конспекты уроков по основам программирования и апробировать их;
- Составить материалы для внеурочных мероприятий по основам программирования.
Методы: анализ учебно-методической литературы и документации по теме исследования, педагогическое наблюдение и рефлексия.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями в процессе обучения школьников базовому курсу информатики и ИКТ основам программирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В процессе выполнения работы выполнены все задачи, изучена литература и методические рекомендации по преподаванию темы содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», рассмотрены практические аспекты программирования на языке Паскаль, выделены основные понятия. Изучены нормативные документы по организации внеурочной деятельности в школе в целом, и по предмету информатика в частности.
Проведен сравнительный анализ распределения темы «Алгоритмизация и программирование» в базовом курсе информатики в условиях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В результате проведения анализа учебников основных авторов (Босова Л.Л, Семакин И.Г., Угринович Н.Д.) сделан вывод, что содержательная линия «Алгоритмизация и программирование», с учетом вступления в силу новых образовательных стандартов потерпела небольшие изменения, связанные с распределением темы в учебном плане. Кроме того, учителям необходимо разрабатывать планы-конспекты уроков по новому стандарту, что мы и продемонстрировали в практической части выпускной квалификационной работы.
Изучив особенности преподавания темы «Алгоритмизации и программирования» в школьном курсе информатики и ИКТ и часто используемую учебную литературу с точки зрения изложения данной темы, обобщив полученные результаты, можно сделать вывод, что преподавание основ программирования требует тщательного подбора содержания, средств и методов обучения, доступных и интересных школьникам. Нами разработаны планы-конспекты уроков по темам: «Общие сведения о языке программирования Паскаль», «Организация ввода и вывода данных»,
«Программирование линейных алгоритмов»; также по итогам апробации уроков проведен самоанализ.
Так как на освоение базового курса информатики и ИКТ отводится только один час в неделю при сохранении сложности учебного материала, актуальным становится вопрос разработки и проведения внеклассных мероприятий, отражающих предметный материал. Исходя из этого, мы подготовили два внеклассных мероприятия: викторину «Общие сведения о языке программирования Паскаль» и турнир по основам программирования. Мы считаем, что внеурочные мероприятия должны дополнять соответствующей тематики уроки по информатике и ИКТ.
Разработанные материалы могут быть использованы учителями на уроках информатики и ИКТ и при организации внеклассных мероприятий в общеобразовательных учрежденьях.