Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся на уроках биологии 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в
контексте ФГОС 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 15
1.3 Характеристика педагогических условий развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 35
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных
действий у обучающихся 36
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся на уроках биологии 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в
контексте ФГОС 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 15
1.3 Характеристика педагогических условий развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 35
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных
действий у обучающихся 36
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет цель образования, результатом которой является способность к обучению, и одним из основных показателей достижения поставленной цели является формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе коммуникативных.
Коммуникативные УУД помогают учащимся планировать сотрудничество не только с учителем, но и с одноклассниками - они могут определить цель, узнать функции участников образовательного процесса, сотрудничать в поиске и сборе информации и решать конфликты, находя проблемы и решения. Эти универсальные действия позволяют учащимся исправить поведение одноклассников и дать им оценку.
Большой вклад в развитие теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся внесли А. Г. Асмолов, В. Г. Атласова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е. П. Воюшина, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и др.
Во время изучения психолого - педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать их эффективность опытным путем.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение курса «Биология» в основной школе.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация различных форм сотрудничества обучающихся в системе урочной и внеурочной деятельности;
- использование проблемных ситуаций на уроках, организация дискуссии;
- включение учащихся в проектную деятельность;
- использование тренинговой технологии и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Дать характеристику педагогическим условиям развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать его эффективность опытным путем.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Фоминская СОШ» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость состоит в том, что комплекс заданий, который может быть использован для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, может быть использован учителями - предметниками и представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профиль подготовки Биология.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС, представлен анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» описана организация и методика опытно¬экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 36 источников.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной
работы.
Коммуникативные УУД помогают учащимся планировать сотрудничество не только с учителем, но и с одноклассниками - они могут определить цель, узнать функции участников образовательного процесса, сотрудничать в поиске и сборе информации и решать конфликты, находя проблемы и решения. Эти универсальные действия позволяют учащимся исправить поведение одноклассников и дать им оценку.
Большой вклад в развитие теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся внесли А. Г. Асмолов, В. Г. Атласова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е. П. Воюшина, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и др.
Во время изучения психолого - педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать их эффективность опытным путем.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение курса «Биология» в основной школе.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация различных форм сотрудничества обучающихся в системе урочной и внеурочной деятельности;
- использование проблемных ситуаций на уроках, организация дискуссии;
- включение учащихся в проектную деятельность;
- использование тренинговой технологии и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Дать характеристику педагогическим условиям развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать его эффективность опытным путем.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Фоминская СОШ» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость состоит в том, что комплекс заданий, который может быть использован для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, может быть использован учителями - предметниками и представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профиль подготовки Биология.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС, представлен анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» описана организация и методика опытно¬экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 36 источников.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной
работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия - это умения высказываться и учитывать мнения партнеров, продуктивное сотрудничество. Компонентами коммуникативных универсальных учебных действий являются: потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера общения, умение слушать собеседника.
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта. В современных нормативных документах выделены показатели, определяющие уровень формирования коммуникативных универсальных образовательных действий у школьников. К ним относится необходимость регулярно включать каждого обучающегося в специально организованную ситуацию, когда он должен слушать, не прерывая собеседника, четко и точно выражать свои мысли в письменной или устной форме, вступать в диалог и грамотно выстраивать свою речь. Ученик постигает коммуникативные УУД через вовлечение в необходимую деятельность и последующее отражение своих действий. Работа по развитию коммуникативного УУД проводится в процессе овладения предметными знаниями с использованием специальных мероприятий с предметным содержанием путем изменения методов взаимодействия учащихся.
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Содержание курса биологии под редакцией И.Н. Пономаревой в основной школе обладает потенциалом с точки зрения развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных
действий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: организация различных форм взаимодействия учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности; использование проблемных ситуаций на занятиях, организация дискуссии; включение учащихся в проектную деятельность; использование тренинговой технологии и др.
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении биологии по программе «Биология» (И.Н. Пономарёва и др.) была организована в 5 классе (8 человек) МБОУ «Фоминская СОШ» города Бийска Алтайского края.
На констатирующем этапе было выявлено доминирование низкого и среднего уровней развития коммуникативных УУД у обучающихся. На формирующем этапе нами был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторная диагностика на контрольном этапе и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что организация на уроках биологии различных форм сотрудничества, дискуссии, использование тренинговой технологии и включение детей в проектную деятельность благотворно влияют на развитие коммуникативных УУД у обучающихся.
Таким образом, развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии происходит более эффективно при создании педагогических условий, заявленных в гипотезе. Можем сделать вывод, что поставленные цели и задачи исследования выполнены, а выдвинутая
гипотеза доказана.
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта. В современных нормативных документах выделены показатели, определяющие уровень формирования коммуникативных универсальных образовательных действий у школьников. К ним относится необходимость регулярно включать каждого обучающегося в специально организованную ситуацию, когда он должен слушать, не прерывая собеседника, четко и точно выражать свои мысли в письменной или устной форме, вступать в диалог и грамотно выстраивать свою речь. Ученик постигает коммуникативные УУД через вовлечение в необходимую деятельность и последующее отражение своих действий. Работа по развитию коммуникативного УУД проводится в процессе овладения предметными знаниями с использованием специальных мероприятий с предметным содержанием путем изменения методов взаимодействия учащихся.
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Содержание курса биологии под редакцией И.Н. Пономаревой в основной школе обладает потенциалом с точки зрения развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных
действий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: организация различных форм взаимодействия учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности; использование проблемных ситуаций на занятиях, организация дискуссии; включение учащихся в проектную деятельность; использование тренинговой технологии и др.
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении биологии по программе «Биология» (И.Н. Пономарёва и др.) была организована в 5 классе (8 человек) МБОУ «Фоминская СОШ» города Бийска Алтайского края.
На констатирующем этапе было выявлено доминирование низкого и среднего уровней развития коммуникативных УУД у обучающихся. На формирующем этапе нами был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторная диагностика на контрольном этапе и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что организация на уроках биологии различных форм сотрудничества, дискуссии, использование тренинговой технологии и включение детей в проектную деятельность благотворно влияют на развитие коммуникативных УУД у обучающихся.
Таким образом, развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии происходит более эффективно при создании педагогических условий, заявленных в гипотезе. Можем сделать вывод, что поставленные цели и задачи исследования выполнены, а выдвинутая
гипотеза доказана.
Подобные работы
- Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



