ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Законодательство о защите избирательных прав граждан РФ 6
1.2. Понятие, принципы, формы, способы и средства защиты
избирательных прав граждан РФ 12
2. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Международная защита избирательных прав граждан РФ 18
2.2. Внесудебная защита избирательных прав граждан РФ 22
2.3. Судебная защита избирательных прав граждан РФ 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что избирательные права граждан Российской Федерации (далее - РФ) являются одними из главнейших конституционных прав. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), закрепляет их в ст. 32, которая гласит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Фактически дублирует данные положения. 28 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон «Об основных гарантиях...»), раскрывая понятие «избирательные права граждан» более широко.
Иными словами, указанные права граждан являют собой гарантированную юридическую возможность для любого гражданина РФ принимать участие в выборах как в качестве голосующего - избирателя, что представляет собой активное избирательное право, так и в качестве кандидата на выборную должность, что является пассивным избирательным правом.
Вопросы защиты избирательных прав граждан и, соответственно, избирательное законодательство начали развиваться в Российской Федерации еще с середины 90-х годов ХХ века. Это связано с началом процесса становления демократического общества, которое невозможно без народного представительства в управлении государством. Однако некоторые вопросы, связанные непосредственно с защитой нарушенных избирательных прав остаются неразрешенными до сих пор. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты избирательных прав граждан РФ.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие защиту избирательных прав граждан РФ, и практика их применения.
Целью исследования является анализ понятий, форм, средств и способов защиты избирательных прав граждан, а также выявление правовых проблем, связанных с защитой нарушенных избирательных прав.
Для реализации вышеупомянутой цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- проанализировать законодательство, касающееся защиты избирательных прав граждан РФ;
- рассмотреть понятия, формы, средства и способы защиты избирательных прав;
- проанализировать практику применения законодательства о защите избирательных прав;
- выявить проблемы и коллизии, связанные правовым регулированием данной сферы;
- сформулировать выводы и предложения по результатам исследования.
Теоретическую основу работы составили труды И.Б. Борисова, В.И. Лысенко, Л.И.Масловой, С.Ю.Сергеева, О.А Фомичевой, Д. М. Худолея.
Методологическую основу работы составляют такие методы исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системный подход, сравнительно-правовой метод, систематизация и классификация.
Нормативную основу составляют Конституция РФ, Закон «Об основных гарантиях...», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две глав, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики, методическая разработки, заключение и список использованных источников.
Защита избирательных прав - это возможность, а также сам механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, права на участие в иных избирательных действиях, а также устранения препятствий для вышеперечисленного должностными лицами, государственными и иными организациями, либо восстановления нарушенного права.
Также защита избирательных прав - законодательно закрепленное право граждан РФ. Так конкретные положения Конституции РФ гарантируют:
- в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45, обязательную со стороны государства защиту прав и свобод человека и гражданина;
- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, согласно ч. 2 ст. 45;
- судебную защиту прав и свобод, установленную ч. 1 ст. 46;
- возможность обжаловать в суд, согласно ч. 2 ст. 46, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц , что установлено ст. 53.
Процедура же разрешения избирательных споров закреплена в положениях Закона «Об основных гарантиях...» и КАС РФ.
Т.е. защиту избирательных прав граждан можно понимать, с одной стороны, как способ применения избирательного законодательства для разрешения избирательных споров при проведении избирательных компаний и после них, а с другой - как принудительный механизм реализации таких прав.
Проведенное исследование вопроса защиты избирательных прав граждан РФ позволяет сделать некоторые выводы.
К числу положительных заключений можно отнести замечание о том, что как система принципов, так и система избирательных стандартов РФ, в т.ч. относящихся к защите электоральных прав, не требуют корректировки, т.к. на сегодняшний день гарантии избирательных прав соблюдаются, обеспечивая законность проводимых выборов.
Однако можно отметить и положения, нуждающиеся, как минимум, в обращении к ним внимания законодателя. Многие проблемы на сегодняшний день очень актуальны как для эффективной работы избирательных комиссий, так и для непосредственно электората и самого института выборов в России.
Во-первых, очевидно страдает качество правового регулирования реализации избирательных прав. Закон «Об основных гарантиях...», являясь основным нормативным актом, имеет довольно большой объем, который не превышает лишь Налоговый (все части), Гражданский (все части) и Уголовно-процессуальный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, данный закон претерпевает частые, практически ежегодные с момента вступления его в законную силу, изменения . Однако закон содержит в себе множество норм, которые могли бы носить подзаконный характер, а также находить отражение лишь непосредственно в актах, принимаемых избирательными комиссиями. ретушироваться подзаконными актами избирательных комиссий.
Так может быть серьезно сокращена гл. 4 Закона «Об основных гарантиях.», посвященная статусу избирательных комиссий и комиссий референдума, если в ней останутся только принципы и нормы, регулирующие статус избирательных комиссий в целом, без подробного включения регулирования отдельных их разновидностей, что можно отметить сейчас.
Предлагается упразднить ст.ст 23-27 вышеуказанной главы и ввести вместо них единую статью, имеющую название «Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий». В то же время поменять содержание ст. 22 Закона «Об основных гарантиях...» и изложить ч.1 в следующей редакции: «Избирательные комиссии, функционирующие на территории Российской Федерации, за исключением Центральной избирательной комиссии, формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе, а также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений». Следующие части указанной статьи изменить по аналогии.
Во-вторых, представляется необоснованным лишение избирательного права лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на территории РФ и имеющих лишь временную регистрацию. Отсутствие соответствующих положений в избирательном законодательстве очевидно нарушает конституционные права граждан РФ. При этом необходимо ограничить соответствующую норму временными рамками регистрации гражданина по месту пребывания для недопущения злоупотребления таким правом.
Таким образом, предлагается дополнить ч. 4 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.» пунктом следующего содержания: «Активным избирательным правом на выборах и правом голосовать на референдуме обладает также гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный при этом по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, в котором он зарегистрирован по месту пребывания».
В-третьих, затрудняет функционирование всей избирательной системы отсутствие Избирательного кодекса, который включал бы все ныне разрозненные положения. Многие нормативные акты избирательного законодательства, включая и Закон «Об основных гарантиях...», имеют рамочную форму, т.е. включают в себя множество отсылочных норм, и для того чтобы установить содержание правого регулирования, необходимо обращаться к нескольким частям этого акта, находящимся в разных его главах, или же к разным нормативным актам. Таким образом, обилие источников и широта охватываемого ими круга электоральных отношений обусловливает повышенный интерес к проблеме кодификации избирательного законодательства.
Все вышеприведенные моменты кажутся достаточным основанием для начала реформирования избирательного законодательства. Для того чтобы создать полноценный, включающий все необходимые моменты кодекс, не целесообразно создавать новые нормативно-правовые положения. Уже сейчас Закон «Об основных гарантиях.» рассматривается некоторыми учеными как фактически кодифицированный акт, аналогичный ранее принимавшимся Основам законодательства1. При условии, что будут учтены также положения Законов «О выборах Президента», «О выборах депутатов», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», можно быть уверенными в создании единого, грамотного и согласованного по содержанию, логически цельного акта, избавляющего как законодателя, так и избирателей от необходимости при возникновении вопросов обращаться ко множеству документов. Безусловно, этот момент также избавит российское законодательство от ряда правовых коллизий.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апр.
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12
Европейская Конвенция прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила силу 3 сентября 1953 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ(ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июл.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 30 июн.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Российская газета. 2001. 31 дек.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63 -ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ (ред. от
04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. 1996. 4 дек.
Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.
Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июн.
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от
11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 171.
Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ (ред. от
27.12.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации»// Российская газета. 2014. 26 фев.
Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 № 10-ОЗ (с изм. от 28.08.2003) «Избирательный кодекс Свердловской области» // Областная газета. 2003. 30 апр.
Судебная практика
Постановление Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г по делу «Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации» (жалоба №№ 11157/04 и 15162/05) (Первая секция) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2014. №2.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 6.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 г. Москва «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2016. 3 окт.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2017 на решение Свердловского областного суда от 04.09.2017 // Судебная и
административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 26.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и
пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2015. 7 июл.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. № 12 - П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 5 мая.
Решение Свердловского областного суда 04.09.2017 по административному исковому заявлению кандидата на должность Губернатора Свердловской области Ионина Д.А. об отмене регистрации кандидата Парфёнова А.А. // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 19.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07.09.2017 на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 05.09.2017 // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 2 . Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 118.
Приговор Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону от 29 июня 2017 года по делу № 1-248/2017. Фальсификация избирательных
документов, документов референдума. URL: http://www.sud-
praktika.ru/precedent/356890.html (дата обращения 01.05.2019).
Приговор Пугачевского районного суда Саратовской области № 1- 152(1)/2017, 1-152/2017 от 29 ноября 2017 года по делу № 1-152(1)/2017. URL: (дата обращения: https://sudact.ru/regular/doc/LegsJqmxwDU1/
01.05.2019). 54
Приговор Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 июня 2017 года по делу № 1-30/2017 (1-515/2016). Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. URL: http://sud-praktika.ru/precedent/544525.html(дата обращения: 01.05.2019)
Решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 11.08.2017 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу №6 Жернакова С.А. о признании незаконным решения Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом Берсенева Д.А. // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 83.
Решение городского суда города Лесной Свердловской области от 29.08.2017 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы городского округа «город Лесной» по одномандатному избирательному округу № 13 Кравченко К.В. об отмене регистрации
кандидата Шаяхметова М.М. // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 265.
Решение городского суда города Лесной Свердловской области от 29.08.2017 по административному исковому заявлению гр. Щербакова А.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы городского округа «город Лесной» по одномандатному избирательному округу № 13 , которым ему отказано в приеме заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа «город Лесной» // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 272.
Решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 05.09.2017 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Первоуральской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 20 Нарваткина А.А. об отмене регистрации кандидата Чертищева В.Г. // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 2 . Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С114.
Решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 08.09.2017 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 2 Азовской Н.А. о признании бездействия
окружной избирательной комиссии по выборам депутата Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружных избирательных комиссий по
трехмандатным избирательным округам № 2 и 3незаконным // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 2. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 71.
Решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 20 октября 2017 года по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Новоуральского городского округа по одномандатному избирательному округу № 12 Шадрина Д.И. об отмене итогов голосования на избирательном участке № 2302 // Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 2. Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. С 307.
Литература
Андреева Л.А., Красовская Н. Р., Степанов И.С. Проблема защиты гражданских прав в избирательном законодательстве Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №7 (18). С. 45-49
Борисов И.Б., Лысенко В.И. Международные избирательные стандарты: Сборник документов и материалов. Выпуск пятый // Российский общественный институт избирательного права. 2017. 248 с.
Верзилина И.Г. К вопросу о содержании понятия «избирательная комиссия» // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 50-59.
Гришин Н.В. История возникновения избирательных комиссий // Полития. 2018. №2 (89). С. 158-164.
Гришин Н.В. Развитие международных избирательных стандартов // Политическая наука. 2019. №1. С. 30-37.
Демидов М. В., Кудрявцева И. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в процессе применения избирательного законодательства // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 2. С. 101-106.
Законодательство РФ о выборах и референдумах. Официальный сайт ЦИК РФ. URL: http://cikrf.ru/law/constitution.php(дата обращения: 18.04.2019)
Казановская Ю. А. Современные проблемы регламентации и применения международных избирательных стандартов// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 21-26.
Корниенко Т.А. Прямое народовластие в системе местного самоуправления // Концепт. 2015. № 13. С. 1-10.
Костенко Н.И. Конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С. 291-295.
Кутафин О.Е. Предмет конституционного права // Юрист. 2016. №43. С. 398-406.
Левина А.В. К вопросу о гарантиях защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы общества в современном научном пространстве. 2017. № 29. С. 171-173.
Маслова Л. И. Проблема совершенствования механизма судебной защиты избирательных прав граждан РФ, имеющих конституционно - правовые основания // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 1 (36). С. 9-16.
Ниматулаева Р. А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 8-11.
Обзор изменений Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?md=AF10A628E807B7B8D5FC49D B79D8F2BF&base=LAW&n=79159&dst=1000000009&cacheid=4F8612E04EC6 C4832CE1A4316036895E&mode=chgreview&req=doc#03478310142856609 (дата обращения: 28.04.2019).
Официальный сайт Российского Фонда свободных выборов. URL: http://www.rfsv.ru/law/normy-i-printsipy/mezhdunarodnye-printsipy-nabliudeniia- za-vyborami(дата обращения: 23.04.2019).
Пресс-служба Общественной палаты РФ. Официальный портал. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/41831 (дата обращения:
28.04.2019).
Сергеев О.Ю. Правовая основа судебной защиты избирательных прав граждан // Юридические науки. 2016. №52-1. С. 21-28.
Сергеев Д.Б. Перспективы совершенствования избирательного законодательства // Вестник БГУ. 2015. №2. С. 163-166.
Судакова С.В. К вопросу о юридической природе актов, принимаемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 5. С. 1-9.
Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 1. //
Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. 280 с.
Судебная и административная практика избирательных комиссий в Свердловской области по выборам10 сентября 2017 года. Том 2. //
Екатеринбург: Избирательная комиссия Свердловской области. 2018. 366 с.
Тульжанов Р.С., Архипова И.И. Правовая защита избирательных прав // Инновационная наука. 2016. №12-2. С. 192-199.
Фомичева О.А. Конституционное право: учебно-методическое пособие //Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2015. 193 с.
Худолей Д.М. Структура избирательного права Российской Федерации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-izbiratelnogo-prava-
rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.04.2019).
Шапиев С.М. Уголовное право на защите избирательных прав граждан: законодательство и судебная практика // Избирательное законодательство и практика. 2018. №2. С. 24-34.
Царева М.В. Избирательный кодекс разработают за год // Коммерсантъ. Электронный выпуск. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3676870(дата обращения: 28.04.2019).