ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Законодательство о защите избирательных прав граждан РФ 6
1.2. Понятие, принципы, формы, способы и средства защиты
избирательных прав граждан РФ 12
2. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Международная защита избирательных прав граждан РФ 18
2.2. Внесудебная защита избирательных прав граждан РФ 22
2.3. Судебная защита избирательных прав граждан РФ 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Законодательство о защите избирательных прав граждан РФ 6
1.2. Понятие, принципы, формы, способы и средства защиты
избирательных прав граждан РФ 12
2. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Международная защита избирательных прав граждан РФ 18
2.2. Внесудебная защита избирательных прав граждан РФ 22
2.3. Судебная защита избирательных прав граждан РФ 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что избирательные права граждан Российской Федерации (далее - РФ) являются одними из главнейших конституционных прав. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), закрепляет их в ст. 32, которая гласит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Фактически дублирует данные положения. 28 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон «Об основных гарантиях...»), раскрывая понятие «избирательные права граждан» более широко.
Иными словами, указанные права граждан являют собой гарантированную юридическую возможность для любого гражданина РФ принимать участие в выборах как в качестве голосующего - избирателя, что представляет собой активное избирательное право, так и в качестве кандидата на выборную должность, что является пассивным избирательным правом.
Вопросы защиты избирательных прав граждан и, соответственно, избирательное законодательство начали развиваться в Российской Федерации еще с середины 90-х годов ХХ века. Это связано с началом процесса становления демократического общества, которое невозможно без народного представительства в управлении государством. Однако некоторые вопросы, связанные непосредственно с защитой нарушенных избирательных прав остаются неразрешенными до сих пор. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты избирательных прав граждан РФ.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие защиту избирательных прав граждан РФ, и практика их применения.
Целью исследования является анализ понятий, форм, средств и способов защиты избирательных прав граждан, а также выявление правовых проблем, связанных с защитой нарушенных избирательных прав.
Для реализации вышеупомянутой цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- проанализировать законодательство, касающееся защиты избирательных прав граждан РФ;
- рассмотреть понятия, формы, средства и способы защиты избирательных прав;
- проанализировать практику применения законодательства о защите избирательных прав;
- выявить проблемы и коллизии, связанные правовым регулированием данной сферы;
- сформулировать выводы и предложения по результатам исследования.
Теоретическую основу работы составили труды И.Б. Борисова, В.И. Лысенко, Л.И.Масловой, С.Ю.Сергеева, О.А Фомичевой, Д. М. Худолея.
Методологическую основу работы составляют такие методы исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системный подход, сравнительно-правовой метод, систематизация и классификация.
Нормативную основу составляют Конституция РФ, Закон «Об основных гарантиях...», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две глав, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики, методическая разработки, заключение и список использованных источников.
Фактически дублирует данные положения. 28 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон «Об основных гарантиях...»), раскрывая понятие «избирательные права граждан» более широко.
Иными словами, указанные права граждан являют собой гарантированную юридическую возможность для любого гражданина РФ принимать участие в выборах как в качестве голосующего - избирателя, что представляет собой активное избирательное право, так и в качестве кандидата на выборную должность, что является пассивным избирательным правом.
Вопросы защиты избирательных прав граждан и, соответственно, избирательное законодательство начали развиваться в Российской Федерации еще с середины 90-х годов ХХ века. Это связано с началом процесса становления демократического общества, которое невозможно без народного представительства в управлении государством. Однако некоторые вопросы, связанные непосредственно с защитой нарушенных избирательных прав остаются неразрешенными до сих пор. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты избирательных прав граждан РФ.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие защиту избирательных прав граждан РФ, и практика их применения.
Целью исследования является анализ понятий, форм, средств и способов защиты избирательных прав граждан, а также выявление правовых проблем, связанных с защитой нарушенных избирательных прав.
Для реализации вышеупомянутой цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- проанализировать законодательство, касающееся защиты избирательных прав граждан РФ;
- рассмотреть понятия, формы, средства и способы защиты избирательных прав;
- проанализировать практику применения законодательства о защите избирательных прав;
- выявить проблемы и коллизии, связанные правовым регулированием данной сферы;
- сформулировать выводы и предложения по результатам исследования.
Теоретическую основу работы составили труды И.Б. Борисова, В.И. Лысенко, Л.И.Масловой, С.Ю.Сергеева, О.А Фомичевой, Д. М. Худолея.
Методологическую основу работы составляют такие методы исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системный подход, сравнительно-правовой метод, систематизация и классификация.
Нормативную основу составляют Конституция РФ, Закон «Об основных гарантиях...», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две глав, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики, методическая разработки, заключение и список использованных источников.
Защита избирательных прав - это возможность, а также сам механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, права на участие в иных избирательных действиях, а также устранения препятствий для вышеперечисленного должностными лицами, государственными и иными организациями, либо восстановления нарушенного права.
Также защита избирательных прав - законодательно закрепленное право граждан РФ. Так конкретные положения Конституции РФ гарантируют:
- в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45, обязательную со стороны государства защиту прав и свобод человека и гражданина;
- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, согласно ч. 2 ст. 45;
- судебную защиту прав и свобод, установленную ч. 1 ст. 46;
- возможность обжаловать в суд, согласно ч. 2 ст. 46, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц , что установлено ст. 53.
Процедура же разрешения избирательных споров закреплена в положениях Закона «Об основных гарантиях...» и КАС РФ.
Т.е. защиту избирательных прав граждан можно понимать, с одной стороны, как способ применения избирательного законодательства для разрешения избирательных споров при проведении избирательных компаний и после них, а с другой - как принудительный механизм реализации таких прав.
Проведенное исследование вопроса защиты избирательных прав граждан РФ позволяет сделать некоторые выводы.
К числу положительных заключений можно отнести замечание о том, что как система принципов, так и система избирательных стандартов РФ, в т.ч. относящихся к защите электоральных прав, не требуют корректировки, т.к. на сегодняшний день гарантии избирательных прав соблюдаются, обеспечивая законность проводимых выборов.
Однако можно отметить и положения, нуждающиеся, как минимум, в обращении к ним внимания законодателя. Многие проблемы на сегодняшний день очень актуальны как для эффективной работы избирательных комиссий, так и для непосредственно электората и самого института выборов в России.
Во-первых, очевидно страдает качество правового регулирования реализации избирательных прав. Закон «Об основных гарантиях...», являясь основным нормативным актом, имеет довольно большой объем, который не превышает лишь Налоговый (все части), Гражданский (все части) и Уголовно-процессуальный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, данный закон претерпевает частые, практически ежегодные с момента вступления его в законную силу, изменения . Однако закон содержит в себе множество норм, которые могли бы носить подзаконный характер, а также находить отражение лишь непосредственно в актах, принимаемых избирательными комиссиями. ретушироваться подзаконными актами избирательных комиссий.
Так может быть серьезно сокращена гл. 4 Закона «Об основных гарантиях.», посвященная статусу избирательных комиссий и комиссий референдума, если в ней останутся только принципы и нормы, регулирующие статус избирательных комиссий в целом, без подробного включения регулирования отдельных их разновидностей, что можно отметить сейчас.
Предлагается упразднить ст.ст 23-27 вышеуказанной главы и ввести вместо них единую статью, имеющую название «Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий». В то же время поменять содержание ст. 22 Закона «Об основных гарантиях...» и изложить ч.1 в следующей редакции: «Избирательные комиссии, функционирующие на территории Российской Федерации, за исключением Центральной избирательной комиссии, формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе, а также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений». Следующие части указанной статьи изменить по аналогии.
Во-вторых, представляется необоснованным лишение избирательного права лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на территории РФ и имеющих лишь временную регистрацию. Отсутствие соответствующих положений в избирательном законодательстве очевидно нарушает конституционные права граждан РФ. При этом необходимо ограничить соответствующую норму временными рамками регистрации гражданина по месту пребывания для недопущения злоупотребления таким правом.
Таким образом, предлагается дополнить ч. 4 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.» пунктом следующего содержания: «Активным избирательным правом на выборах и правом голосовать на референдуме обладает также гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный при этом по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, в котором он зарегистрирован по месту пребывания».
В-третьих, затрудняет функционирование всей избирательной системы отсутствие Избирательного кодекса, который включал бы все ныне разрозненные положения. Многие нормативные акты избирательного законодательства, включая и Закон «Об основных гарантиях...», имеют рамочную форму, т.е. включают в себя множество отсылочных норм, и для того чтобы установить содержание правого регулирования, необходимо обращаться к нескольким частям этого акта, находящимся в разных его главах, или же к разным нормативным актам. Таким образом, обилие источников и широта охватываемого ими круга электоральных отношений обусловливает повышенный интерес к проблеме кодификации избирательного законодательства.
Все вышеприведенные моменты кажутся достаточным основанием для начала реформирования избирательного законодательства. Для того чтобы создать полноценный, включающий все необходимые моменты кодекс, не целесообразно создавать новые нормативно-правовые положения. Уже сейчас Закон «Об основных гарантиях.» рассматривается некоторыми учеными как фактически кодифицированный акт, аналогичный ранее принимавшимся Основам законодательства1. При условии, что будут учтены также положения Законов «О выборах Президента», «О выборах депутатов», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», можно быть уверенными в создании единого, грамотного и согласованного по содержанию, логически цельного акта, избавляющего как законодателя, так и избирателей от необходимости при возникновении вопросов обращаться ко множеству документов. Безусловно, этот момент также избавит российское законодательство от ряда правовых коллизий.
Также защита избирательных прав - законодательно закрепленное право граждан РФ. Так конкретные положения Конституции РФ гарантируют:
- в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45, обязательную со стороны государства защиту прав и свобод человека и гражданина;
- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, согласно ч. 2 ст. 45;
- судебную защиту прав и свобод, установленную ч. 1 ст. 46;
- возможность обжаловать в суд, согласно ч. 2 ст. 46, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц , что установлено ст. 53.
Процедура же разрешения избирательных споров закреплена в положениях Закона «Об основных гарантиях...» и КАС РФ.
Т.е. защиту избирательных прав граждан можно понимать, с одной стороны, как способ применения избирательного законодательства для разрешения избирательных споров при проведении избирательных компаний и после них, а с другой - как принудительный механизм реализации таких прав.
Проведенное исследование вопроса защиты избирательных прав граждан РФ позволяет сделать некоторые выводы.
К числу положительных заключений можно отнести замечание о том, что как система принципов, так и система избирательных стандартов РФ, в т.ч. относящихся к защите электоральных прав, не требуют корректировки, т.к. на сегодняшний день гарантии избирательных прав соблюдаются, обеспечивая законность проводимых выборов.
Однако можно отметить и положения, нуждающиеся, как минимум, в обращении к ним внимания законодателя. Многие проблемы на сегодняшний день очень актуальны как для эффективной работы избирательных комиссий, так и для непосредственно электората и самого института выборов в России.
Во-первых, очевидно страдает качество правового регулирования реализации избирательных прав. Закон «Об основных гарантиях...», являясь основным нормативным актом, имеет довольно большой объем, который не превышает лишь Налоговый (все части), Гражданский (все части) и Уголовно-процессуальный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, данный закон претерпевает частые, практически ежегодные с момента вступления его в законную силу, изменения . Однако закон содержит в себе множество норм, которые могли бы носить подзаконный характер, а также находить отражение лишь непосредственно в актах, принимаемых избирательными комиссиями. ретушироваться подзаконными актами избирательных комиссий.
Так может быть серьезно сокращена гл. 4 Закона «Об основных гарантиях.», посвященная статусу избирательных комиссий и комиссий референдума, если в ней останутся только принципы и нормы, регулирующие статус избирательных комиссий в целом, без подробного включения регулирования отдельных их разновидностей, что можно отметить сейчас.
Предлагается упразднить ст.ст 23-27 вышеуказанной главы и ввести вместо них единую статью, имеющую название «Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий». В то же время поменять содержание ст. 22 Закона «Об основных гарантиях...» и изложить ч.1 в следующей редакции: «Избирательные комиссии, функционирующие на территории Российской Федерации, за исключением Центральной избирательной комиссии, формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе, а также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений». Следующие части указанной статьи изменить по аналогии.
Во-вторых, представляется необоснованным лишение избирательного права лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на территории РФ и имеющих лишь временную регистрацию. Отсутствие соответствующих положений в избирательном законодательстве очевидно нарушает конституционные права граждан РФ. При этом необходимо ограничить соответствующую норму временными рамками регистрации гражданина по месту пребывания для недопущения злоупотребления таким правом.
Таким образом, предлагается дополнить ч. 4 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.» пунктом следующего содержания: «Активным избирательным правом на выборах и правом голосовать на референдуме обладает также гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный при этом по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, в котором он зарегистрирован по месту пребывания».
В-третьих, затрудняет функционирование всей избирательной системы отсутствие Избирательного кодекса, который включал бы все ныне разрозненные положения. Многие нормативные акты избирательного законодательства, включая и Закон «Об основных гарантиях...», имеют рамочную форму, т.е. включают в себя множество отсылочных норм, и для того чтобы установить содержание правого регулирования, необходимо обращаться к нескольким частям этого акта, находящимся в разных его главах, или же к разным нормативным актам. Таким образом, обилие источников и широта охватываемого ими круга электоральных отношений обусловливает повышенный интерес к проблеме кодификации избирательного законодательства.
Все вышеприведенные моменты кажутся достаточным основанием для начала реформирования избирательного законодательства. Для того чтобы создать полноценный, включающий все необходимые моменты кодекс, не целесообразно создавать новые нормативно-правовые положения. Уже сейчас Закон «Об основных гарантиях.» рассматривается некоторыми учеными как фактически кодифицированный акт, аналогичный ранее принимавшимся Основам законодательства1. При условии, что будут учтены также положения Законов «О выборах Президента», «О выборах депутатов», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», можно быть уверенными в создании единого, грамотного и согласованного по содержанию, логически цельного акта, избавляющего как законодателя, так и избирателей от необходимости при возникновении вопросов обращаться ко множеству документов. Безусловно, этот момент также избавит российское законодательство от ряда правовых коллизий.
Подобные работы
- Избирательная система: понятие и виды. Избирательная система современного российского государства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой механизм реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Понятие и принципы реализации избирательного права в Российской Федерации (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Сочинский филиал))
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов и их опубликовании
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Избирательные споры в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Политические партии как субъекты конституционного права в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Всеобщее избирательное право в Российской Федерации и его гарантии (Российский технологический университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023



